Введение
Глава 1. Нарушение финансовой дисциплины как институт финансового права
1.1. Виды и классификация нарушений финансовой дисциплины
1.2. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
Глава 2. Проблемы выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ
2.1. Оценка проблем выявления и пресечения нарушений в РФ на современном этапе
2.2. Пути решения проблем государственного финансового контроля в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ
Заключение
Библиографический список
Актуальность данной темы состоит в том, что все экономические нарушения оказывают пагубное влияние на развитие общества в целом. Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором противодействия происходящим в России преобразованиям.
Целью курсовой работы является пути решения проблем в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ.
Для достижения указанной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
- изучить нарушения финансовой дисциплины как институт финансового права;
- рассмотреть виды и классификация нарушений финансовой дисциплины;
- раскрыть порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений;
- выявить проблемы выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ;
- дать оценку проблем выявления и пресечения нарушений в РФ на современном этапе;
- разработать пути решения проблем государственного финансового контроля в сфере выявления и пресечения нарушений финансовой дисциплины в РФ.
Объектом данного исследования послужили финансовые нарушения.
Предметом исследования является организационно - экономические отношения, складывающиеся по поводу изучения финансовых нарушений.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученный, а также экспертов в сфере финансовой безопасности. Практической базой являются данные статистики МВД, отчеты Министерства финансов РФ и нормативно-правовые акты РФ.
Методы исследования – теоретические на основе анализа, классификации и экономико-статистические.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Нарушение финансовой дисциплины как институт финансового права
1.1. Виды и классификация нарушений финансовой дисциплины
Под финансовым нарушениями понимается общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в т.ч. налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства, органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов[1].
По материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов: бюджетные, налоговые, в области страхования, кредита, расчетов, регулируемых финансовым правом, финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.
Учитывая многочисленность и разнообразие финансовых нарушений, для проведения их всестороннего анализа, необходимо классифицировать их по следующим основаниям:
- В зависимости от объекта посягательств можно выделить две группы финансовых нарушений:
- нарушения, посягающие на государственную и муниципальную финансовые системы;
- нарушения, посягающие на финансы иных хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций).
- По материальному содержанию финансовые нарушения бывают:
- бюджетные;
- налоговые;
- в области страхования;
- в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;
- связанные с валютными отношениями.
- В зависимости от сферы посягательств различают нарушения в следующих сферах:
- кре ди тно -де не жные о тно ше ни я (де не жно -кре ди тна я и ва лютна я си сте мы), вли яющи е на ра зви ти е эко но ми ки , - де не жные о тно ше ни я, ва лютные о тно ше ни я;
- кре ди тно -ба нко вска я си сте ма – кре ди тные о тно ше ни я, ба нко вска я си сте ма и е е вли яни е на фи на нсо во -де не жную си сте му;
- го суда рстве нные фи на нсы – бюдже тно -на ло го ва я си сте ма стра ны (упра вле ни е до хо да ми и ра схо да ми бюдже тно й си сте мы и вне бюдже тных фо ндо в, фи на нсо вый ко нтро ль);
- рыно к це нных бума г – о тно ше ни я по по во ду о рга ни за ци и и функци о ни ро ва ни я фо ндо во го рынка ;
- стра хо ва ни е и о це но чна я де яте льно сть – си сте ма со ци а льно го стра хо ва ни я и рынка стра хо вых услуг, в ча стно сти о бе спе че ни е фи на нсо во й усто йчи во сти стра хо вых о рга ни за ци й, о це но чна я де яте льно сть.
- В за ви си мо сти о т ви да фи на нсо вых (ра сче тных) о пе ра ци й, и спо льзуе мых при со ве рше ни и на руше ни я, ра зли ча ют:
- на руше ни я в сфе ре кре ди тных о пе ра ци й;
- на руше ни я в сфе ре ра сче тных о пе ра ци й;
- на руше ни я в сфе ре ва лютных о пе ра ци й;
- на руше ни я в сфе ре фо ндо вых о пе ра ци й;
- на руше ни я в сфе ре уче тных о пе ра ци й.
- В за ви си мо сти о т на руше нных субъе ктных пра в уча стни ко в фи на нсо вых о тно ше ни й ра зли ча ют:
- на руше ни я, по сяга ющи е на пра ва кре ди то ро в, га ра нто в;
- на руше ни я, по сяга ющи е на пра ва и нве сто ро в (вкла дчи ко в, а кци о не ро в, па йщи ко в);
- на руше ни я, по сяга ющи е на и нте ре сы го суда рства (бюдже тные , на ло го вые и та мо же нные на руше ни я).
- В за ви си мо сти о т субъе кта ра зли ча ют:
- на руше ни я пла те льщи ко в о бяза те льных пла те же й (на ло го в, сбо ро в, по шли н, взно со в);
- на руше ни я ме не дже ро в пре дпри яти й, учре жде ни й;
- на руше ни я на е мных ра бо тни ко в ко мме рче ски х и не ко мме рче ски х пре дпри яти й;
- на руше ни я го суда рстве нных служа щи х;
- на руше ни я ли ц, являющи хся сто ро на ми в о бяза те льстве нных о тно ше ни ях (до лжни ко в, стра хо ва те ле й, стра хо вщи ко в, эми те нто в, кли е нто в и др.)
- на руше ни я и ных ли ц по д при крыти е м фи на нсо вых о тно ше ни й и ли про фе сси о на льно й де яте льно сти .
На и бо ле е по лно й, то чно й и пра кти че ски пра ви льно й пре дста вляе тся кла сси фи ка ци я фи на нсо вых на руше ни й не в связи с о бъе кто м по сяга те льства , а с уче то м и спо льзо ва ни я субъе кта ми эко но ми че ски х о тно ше ни й при со ве рше ни и на руше ни й фи на нсо вых ме ха ни змо в ка к сре дства до сти же ни я же ла е мо го ре зульта та .
Ро до вым о бъе кто м мо ше нни че ства в сфе ре фи на нсо вых на руше ни й выступа ют эко но ми че ски е о тно ше ни я. Сте рже нь эти х о тно ше ни й со ста вляют о тно ше ни я со бстве нно сти , ко то рые являются ви до вым о бъе кто м мо ше нни че ства . Не по сре дстве нным же о бъе кто м являе тся ко нкре тна я фо рма со бстве нно сти : го суда рстве нна я, муни ци па льна я, ча стна я и ли со бстве нно сть о бще стве нных о бъе ди не ни й[2].
Пре дме то м мо ше нни че ства мо же т быть то лько ве щь, ко то ра я и ме е т о пре де ле нную эко но ми че скую це нно сть, по тре би те льскую сто и мо сть, то е сть спо со бно сть удо вле тво рять че ло ве че ски е по тре бно сти сво и ми ма те ри а льными и ли духо вными сво йства ми , и не мо же т быть пре дме то м пре ступно го по сяга те льства вви ду сво е й не нужно сти и по тре би те льско й не во стре бо ва нно сти . Пре дме то м мо ше нни че ства мо же т быть, ка к дви жи мо е , та к и не дви жи мо е и муще ство [3].
В за ключе ни е не о бхо ди мо о тме ти ть, что в пра кти че ско м пла не зна ни е ука за нных при зна ко в фи на нсо вых на руше ни й по зво ли т:
- выявлять ко нкре тные фа кто ры вне шне й и внутре нне й сре ды функци о ни ро ва ни я хо зяйствующе го субъе кта , спо со бные о ка зыва ть не га ти вно е вли яни е на ко не чные ре зульта ты де яте льно сть хо зяйствующе го субъе кта , ре ги о на и го суда рства в це ло м;
- ра зра ба тыва ть и нди ка то ры по эффе кти вно му мо ни то ри нгу фа кто ро в сре ды функци о ни ро ва ни я;
- пре дме тно и де та льно о суще ствлять сбо р и о бра бо тку и нфо рма ци и в эко но ми че ско й сфе ре для по дго то вки о пе ра ти вных ре ше ни й по ста би ли за ци и по ло же ни я де л, ми ни ми за ци и фи на нсо вых по те рь.