Курсовая работа|Социология

Методы и техника социологических исследований

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 35

Введение

  1. Общие подходы к пониманию научного исследования

1.1. Понятие научной информации

1.2. Методы анализа научного знания

  1. Методология и логика научного исследования

2.1. Методология науки

2.2. Методы научного исследования

Заключение

Литература

Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.

Главная причина обращения к социологическим исследованиям - это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем - они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

Основная цель данной работы – определить методологию, методы и техника социологических исследований, их содержание и особенности.

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать понятие научной информации
  2. Определить методы анализа научного знания
  3. Описать методологию науки
  4. 4. Дать характеристику методам научного исследования.

 

 

1. Общие подходы к пониманию научного исследования

1.1. Понятие научной информации

Научная информация предстает специальным видом социальной информации, являющимся результатом процесса отражения, выражения и обозначения реальности в особой сфере жизнедеятельности общества - научной.

Первоначально понятие «научная информация» отождествлялось с научным знанием, только в виде знания информация имела право называться научной. Эта позиция подчеркивает привилегированный статус науки в рационалистической цивилизационной системе. Однако, в процессе усложнение научной сферы как социального института была осознана необходимость уточнения содержания понятия « научная информация», введения критериев для различения объектов действительности, выражаемых его содержанием.

Т.В. Андрианова, выделяя подкласс «научная информация в классе явлений, охватываемых понятием «информация», предлагает понимать под термином «научная информация» ту информацию, « которая функционирует, хранится, развивается в обществе, и которая прямо или косвенно предназначена для формулировки законов и теорий науки и содействует их установлению, проверке и применению в практических целях»[1]. Она выделяет первичную научную информацию, в качестве источника которой выступают объекты окружающего мира и вторичную научную информацию, которая представляет собой опосредованное отражение объективной действительности и источником которой является первичная информация. В ходе развития науки возникает этап, когда темпы роста производимой первичной научной информации превышают темпы ее усвоения системой науки. Тогда возникает вторичная научная информация и научно-информационная деятельность, призванная разрешить этот кризис. Научная информация, как любая другая , существует в виде знаний и сведений.

В контексте анализа взаимодействия первичной и вторичной информации к категории «научной информации» Андрианова предлагает относить информацию, которая отвечает следующим требованиями:

- соответствует критерию научности в своей предметной области

- фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения

- зафиксирована в официальном письменном тексте и доступна заинтересованным специалистам в данной отрасли

- распространяется по специальным каналам информации

В подходе, заявленном Андриановoй, подчеркивается важность официальной письменной фиксации для этого вида информации. Эту позицию поддерживает и А.Д. Урсул, который пишет о том, что характеристикой «научной информации» является то, что «этим понятием обозначается прежде всего научное знание, которое принимает документальную форму»[2].

В более широкой интерпретации, научное знание, передаваемое устно или в неофициальной письменной форме, а также передаваемое не специальными каналами либо вообще никому не переданное может также рассматриваться как научная информация.

Как научная информация она обладает следующими характеристиками:

- является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация,

- отражает объективную действительность человека и общества,

- имеет идеальную форму,

- является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью,

- имеет качественные и количественные характеристики,

- соответствует критерию научности в своей предметной области,

- фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения,

- зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме.

Практика социального управления в подавляющем большинстве случаев использует инструментальную социологическую информацию. Именно для этого типа информации важно соответствовать требованиям, предъявляемым в управлении к социальной информации.

Концептуально-теоретическая информация выступает исходной информацией внутри прикладного социологического исследования, понимаемого как единство методологии, методики и организации. В этом смысле, в случае, если проведение социологических исследований является видом деятельности подразделения в структуре органа управления, можно говорить об использовании концептуально-теоретической информации при формировании управленческих решений, касающихся координации и регулирования этой специальной деятельности органа управления. Кроме того, заметим, что в ходе организуемых органом управления социологических исследований наряду с инструментальной, может быть получена и концептуально-теоретическая социологическая информация. Однако она выступает результатом специальной интеллектуальной работы с информацией и эта работа является дополнительной по отношению к должностным обязанностям социолога, проявлением его профессиональных интересов, профессиональных амбиций. Непосредственного влияния на выработку конкретных управленческих решений она не оказывает, средства ее выражения (специализированная лексика, формулировки в виде теоретических положений и законов) просто не приспособлены к условиям управленческой деятельности, рациональность которой, на наш взгляд, определяется в немалой степени способностью к целесообразному упрощению, редукции сложности внутренней и внешней среды.

Таким образом, инструментальная информация является основным видом социологической информации, применяемым в социальном управлении для выработки управленческих решений.

  1. Андрианова Т.В. Методологические проблемы организации информации в области общественных наук - М.: Наука, 2000.
  2. Анисов А.М. Концепция научной философии В.А. Смирнова// http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps2/2.pdf
  3. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М.: Наука, 2006.
  4. Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика научного исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2006.
  5. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 2008.
  6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследователь­ских программ. М.: Московский философский фонд «Медиум», 2005.
  7. Смирнов В.А. Логические методы сравнения научных теорий // Вопр. философии. 1983. № 6. С. 86–87.
  8. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного знания. М., 1987.
  9. Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии - М., 2003.
  10. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М.: Русское феноменологическое общество, 2006.
  11. Ядов В. А. Научное исследование: методология, програм­ма, методы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 2007. Гл. 1.
  12. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: - М. 2001. № 1.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское