Введение
- Общие подходы к пониманию научного исследования
1.1. Понятие научной информации
1.2. Методы анализа научного знания
- Методология и логика научного исследования
2.1. Методология науки
2.2. Методы научного исследования
Заключение
Курсовая работа|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2016 | Страниц: 35
Введение
1.1. Понятие научной информации
1.2. Методы анализа научного знания
2.1. Методология науки
Заключение
Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.
Главная причина обращения к социологическим исследованиям - это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем - они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.
Основная цель данной работы – определить методологию, методы и техника социологических исследований, их содержание и особенности.
Задачи работы:
1. Общие подходы к пониманию научного исследования
1.1. Понятие научной информации
Научная информация предстает специальным видом социальной информации, являющимся результатом процесса отражения, выражения и обозначения реальности в особой сфере жизнедеятельности общества - научной.
Первоначально понятие «научная информация» отождествлялось с научным знанием, только в виде знания информация имела право называться научной. Эта позиция подчеркивает привилегированный статус науки в рационалистической цивилизационной системе. Однако, в процессе усложнение научной сферы как социального института была осознана необходимость уточнения содержания понятия « научная информация», введения критериев для различения объектов действительности, выражаемых его содержанием.
Т.В. Андрианова, выделяя подкласс «научная информация в классе явлений, охватываемых понятием «информация», предлагает понимать под термином «научная информация» ту информацию, « которая функционирует, хранится, развивается в обществе, и которая прямо или косвенно предназначена для формулировки законов и теорий науки и содействует их установлению, проверке и применению в практических целях»[1]. Она выделяет первичную научную информацию, в качестве источника которой выступают объекты окружающего мира и вторичную научную информацию, которая представляет собой опосредованное отражение объективной действительности и источником которой является первичная информация. В ходе развития науки возникает этап, когда темпы роста производимой первичной научной информации превышают темпы ее усвоения системой науки. Тогда возникает вторичная научная информация и научно-информационная деятельность, призванная разрешить этот кризис. Научная информация, как любая другая , существует в виде знаний и сведений.
В контексте анализа взаимодействия первичной и вторичной информации к категории «научной информации» Андрианова предлагает относить информацию, которая отвечает следующим требованиями:
- соответствует критерию научности в своей предметной области
- фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения
- зафиксирована в официальном письменном тексте и доступна заинтересованным специалистам в данной отрасли
- распространяется по специальным каналам информации
В подходе, заявленном Андриановoй, подчеркивается важность официальной письменной фиксации для этого вида информации. Эту позицию поддерживает и А.Д. Урсул, который пишет о том, что характеристикой «научной информации» является то, что «этим понятием обозначается прежде всего научное знание, которое принимает документальную форму»[2].
В более широкой интерпретации, научное знание, передаваемое устно или в неофициальной письменной форме, а также передаваемое не специальными каналами либо вообще никому не переданное может также рассматриваться как научная информация.
Как научная информация она обладает следующими характеристиками:
- является особенным проявлением такого объективно существующего феномена универсума как информация,
- отражает объективную действительность человека и общества,
- имеет идеальную форму,
- является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью,
- имеет качественные и количественные характеристики,
- соответствует критерию научности в своей предметной области,
- фиксируется в формулировках научных законов, теорий, описаний научных фактов и используется для их разработки или практического применения,
- зафиксирована в знаковой (письменной или устной) форме.
Практика социального управления в подавляющем большинстве случаев использует инструментальную социологическую информацию. Именно для этого типа информации важно соответствовать требованиям, предъявляемым в управлении к социальной информации.
Концептуально-теоретическая информация выступает исходной информацией внутри прикладного социологического исследования, понимаемого как единство методологии, методики и организации. В этом смысле, в случае, если проведение социологических исследований является видом деятельности подразделения в структуре органа управления, можно говорить об использовании концептуально-теоретической информации при формировании управленческих решений, касающихся координации и регулирования этой специальной деятельности органа управления. Кроме того, заметим, что в ходе организуемых органом управления социологических исследований наряду с инструментальной, может быть получена и концептуально-теоретическая социологическая информация. Однако она выступает результатом специальной интеллектуальной работы с информацией и эта работа является дополнительной по отношению к должностным обязанностям социолога, проявлением его профессиональных интересов, профессиональных амбиций. Непосредственного влияния на выработку конкретных управленческих решений она не оказывает, средства ее выражения (специализированная лексика, формулировки в виде теоретических положений и законов) просто не приспособлены к условиям управленческой деятельности, рациональность которой, на наш взгляд, определяется в немалой степени способностью к целесообразному упрощению, редукции сложности внутренней и внешней среды.
Таким образом, инструментальная информация является основным видом социологической информации, применяемым в социальном управлении для выработки управленческих решений.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!