Введение
Глава 1. Административное правонарушение: понятие и признаки
Глава 2. Юридический состав административного правонарушения
Глава 3. Виды административных правонарушений. Различия административного правонарушения и преступления
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность данной темы объясняется тем, что проблематика правонарушений была и остается одной из ведущих тем для исследований как в отечественной, так и зарубежной юридической научной мысли. Вопрос правонарушений были предметом научных изысканий в рамках общей теории права. Однако, наибольшего своего распространения изучение актуальных вопросов правонарушений нашли в отраслевых юридических науках, в частности в уголовном, административном, гражданском, трудовом праве. Не остались в стороне поднятой проблематики и специальные юридические науки, такие как криминология, которые в рамках своего предмета изучали вопросы содержания и отдельных особенностей правонарушений, субъектов, профилактики и предупреждения правонарушений.
Правовая теория и юридическая практика всегда привносили в научные исследования по вопросам понимания сути правонарушения свои особенности, которые определялись историческими, социальными, политическими, экономическими трансформации, которые сказывались на общественной жизни.
Сейчас понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке имеет связь, в первую очередь, с карательным характером административной ответственности.
Административные правонарушения в Российской Федерации очень частые явления, они совершаются из-за социальной нестабильности общества. В сознании граждан не всегда вложено осознание того, что за определенные действия может быть наказание со стороны государства, данные люди могут совершать административные правонарушения, и государство применяет к таким лицам меры в зависимости от проступка, который они совершили.
КоАП РФ отразил как особенности экономического и социально-политического развития страны в постсоветский период и стоящие перед ним задачи, так и новшества законодательного регулирования и законодательной техники. Установленные в ст. 1.2. КоАП РФ задачи законодательства об ответственности за административные правонарушения наряду с защитой личности, прав и свобод, здоровья человека, окружающей среды, собственности, на основе закреплённых в Кодексе принципов предопределили более широкое целевое предназначение – воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения установленных в государстве правил поведения. Применённая законодателем техника изложения разделов, глав и, особенно, статей в КоАП РФ по прошествии почти двух десятилетий показывает, что уполномоченные органы, иные участники производства по делам об административных правонарушениях восприняли и оценили практическую пользу такого законотворческого новшества. Конечно, за период своего действия Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, охватывающий наиболее широкий круг общественных отношений, многократно дополнялся, в него вносились поправки и изменения. К настоящему времени общее число федеральных законов, которыми КоАП РФ дополнялся и изменялся, превысил 600, а количество внесённых этими законами поправок приближается к 5000. Такое большое число законодательных изменений, особенно когда речь идёт о законе кодифицирующего свойства, несомненно, требует глубокого научного осмысления, анализа и выводов исходя из сложившейся за эти годы практики его применения, критической оценки эффективности его норм с учетом внесённых многочисленных изменений.
В сложившихся рамках естественен вопрос: отвечает ли сегодня масштабным изменениям в стране действующее законодательство об административных правонарушениях, этим и объясняется актуальность данного исследования.
Целью данного исследования является рассмотрение понятия и особенностей административного правонарушения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие и сущность административного правонарушения;
– исследовать особенности состава и профилактики правонарушения.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исследования сущности административного правонарушения.
Предметом исследования выступают: теоретико-правовые основы административного правонарушения.
В основу исследовательской работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам административного права.
Информационная основа исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации. Поставленные задачи решаются общими и специальными методами теоретического исследования. Широко используются элементарно-теоретический и структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных и литературы источников.
Глава 1. Административное правонарушение: понятие и признаки
Современная российская правовая система представляет собой динамично развивающееся в соответствии с изменяющимися реалиями поле деятельности. «Нормативно-правовая регламентация в различных отраслевых проявлениях никогда не сможет достичь совершенства ввиду постоянного развития общественных отношений»[1].
Именно поэтому особого осмысления на теоретическом уровне требуют вопросы общеправового характера, в том числе касающиеся вопросов терминологического содержания административного правонарушения, что в особенности актуально в условиях разработки Государственной Думой нового проекта Кодекса об административных правонарушениях.
В условиях работы над данным нормативным положением особые споры вызывает вопрос определения понятия «административное правонарушение»[2]. Возникновение данного терминологического коллапса обуславливается недостаточной степенью разработки данного направления в диссертационной, монографической и иной литературе. Данная ситуация вполне объяснима в связи с выделением данного термина в административном праве.
Однако современное устройство государства и общества в рамках своего стремительного развития, сложностью процессов и явлений, динамизмом, требует более обширного изучения сущности административного правонарушения, что должно определяющим образом повлиять на определение данного понятия в законодательных положениях.
В первую очередь следует определиться с действующей законодательной трактовкой термина административное правонарушение, которое представлено следующим образом в ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ: «Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ и законами субъектов РФ устанавливается административная ответственность».
Итак, среди основных превалирующих признаков административного правонарушения можно выделить следующие:
Проявляется в двух формах: действие или бездействие;
Обладает признаком противоправности;
Признаком виновности;
«Признаком наказуемости, следовательно, является основанием административной ответственности»[3].
В настоящий момент в науке не представлено четкого определения термина «административное правонарушение», хотя существует большое количество различных точек зрения относительно данного понятия. Авторы совершенно по-разному оценивают административное правонарушение и описывают его сущность. Для наиболее полного понимания термина «административное правонарушение», необходимо осуществить анализ подходов к его определению, которые предлагаются различными авторами. На основе рассмотренных подходов представляется возможным выработать собственное определение. В первую очередь, необходимо отметить, что административное правонарушение – основание административной ответственности, одна из форм противоправных деяний, которые посягают на общественные интересы, а потому требует наиболее тщательной разработки в части относящихся к ней документально оформленных положений.
Итак, рассмотрим несколько позиций авторов по отношению к определению сущности термина «административное правонарушение»:
- Некоторые авторы занимают теоретическую позицию, основанную на понимании административного правонарушения как нарушения административно-правовой нормы, в отношении которого налагается наказание, исходящее от властных полномочий органа государственного управления, а не в судебном порядке[4];
- Другая позиция определяет административное правонарушение как нарушение или неисполнение административно-правовых норм, которые определяют определенные правила поведенческой деятельности в различных отраслях управления и снабжаются административной санкцией[5];
- Наиболее интересной в части определения содержания термина является позиция Галагана И.А., которая основывает определение на сущности административного правонарушения как общественно вредных действий или бездействия, которые нарушают предписания административно-правовых норм, обеспечиваются санкциями в виде конкретных наказаний, и регулируемые ими общественные отношения в сфере государственного управления, которые отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности и потому влекут за собой административную ответственность[6].