Введение
1 Становление, развитие и особенности института уполномоченного по правам человека в России и в зарубежных странах
2 Проблемы и пути совершенствования института уполномоченного по правам человека
Заключение
Список использованных источников
Правовое регулирование статуса уполномоченного по правам человека отражает целевое назначение этого института и направлено на надлежащее осуществление им правозащитной и контрольно-надзорной деятельности, определение сферы его компетенции, обеспечение надлежащих механизмов реализации своих полномочий. Таким образом, институт уполномоченного по правам человека, образно говоря, представляет собой конструкцию, сочетающую нормативные характеристики, теоретические представления и реальную практику реализации правовых предписаний, выступая в качестве особого конституционного механизма, систематизирующего соответствующие нормы, приводя их в устойчивое и стабильное правовое состояние.
Как известно, омбудсмен – это независимый, персонифицированный орган, обладающий высоким авторитетом, призванный рассматривать жалобы на злоупотребления бюрократического аппарата при отсутствии властных полномочий, используя силу убеждения, придание делу гласности, дачи рекомендаций, основанных на правовых нормах, нормах морали и идеалов справедливости. Этот институт ранее в истории нашей страны не существовал ни в советский, ни в досоветский период, поэтому он не связан с какими-либо национальными традициями и является инновационным среди национальных государственно-правовых институтов. Этому институту в России уже более 15 лет. Историю Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации принято отсчитывать с момента принятия в 1997 году Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон), в котором предусматривалась возможность создания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Однако частью 1 статьи 5 Федерального конституционного закона предусмотрено лишь право учреждения региональных уполномоченных по правам человека, обязанность субъектов Российской Федерации по учреждению этой должности законодательно не закреплена.
В этой связи институт уполномоченного по правам человека до сих пор введен не во всех субъектах Российской Федерации. В большинстве же регионов, где учреждена эта должность, деятельность уполномоченного по правам человека регламентируется законами субъектов Российской Федерации, которые в значительной части дублируют нормы Федерального конституционного закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые конституционным правом в сфере правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ. Предмет исследования составляют особенности правового регулирования правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере правового регулирования правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить генезис и развитие института уполномоченного по правам человека в России;
2) определить проблемы и пути совершенствования института уполномоченного по правам человека.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам конституционного права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Становление, развитие и особенности института уполномоченного по правам человека в России и в зарубежных странах
Развитие института Уполномоченного по правам человека имеет ряд особенностей и свою достаточно обширную историю. Изначально должность особого контролера парламента за законностью деятельности администрации была учреждена в Швеции в 1809 году и именовалась «парламентский омбудсмен». В большинстве государств мира институт омбудсмена (в разных странах данная должность имеет своё наименование) появился существенно позднее, во второй половине ХХ века. Российская Федерация, перенимающая правозащитный навык Запада, приняла в свою правозащитную практику и такой институт, который был успешно апробирован, проверен временем и мировой практикой, подтвердил своё значение и колоссальную эффективность в современном мире.
В государственно-правовом смысле под термином омбудсмен определяется как «достойное доверия независимое лицо, уполномоченного парламентом на контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений».
Анализируя мнения исследователей, изучающих данную тематику, а также статьи в юридической энциклопедии можно наблюдать, что термин «омбудсмен» определяется как «специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах – частными лицами и объединениями». Исходя из этого, можно предположить, что институт Уполномоченного по правам человека предполагает работу независимого лица, которое достойно уважения и доверия, осуществляет следующие направления деятельности: обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими, не обладая при этом правомочиями на поправки уже принятых решений.
Перед тем как анализировать ретроспективу института Уполномоченного по правам человека, необходимо сосредоточить свое внимание на то обстоятельство, что данный термин является российской разновидностью названия института омбудсмена. Существует достаточно большой спектр названий, под которыми в разных странах осуществляется деятельность омбудсменов. Так, например, в скандинавских странах, являющихся прародителями рассматриваемого института, используется название «омбудсмен юстиции», однако в тоже время, в других странах, это называется «парламентский уполномоченный». Так, где же и для решения каких задач зародились предпосылки возникновения и становление института Уполномоченного по правам человека? Историки считают, что прародителями института Уполномоченного по правам человека являются античные государства Древняя Греция и Древний Рим, именно в них впервые была предпринята попытка взятия под контроль исполнения положений правоустанавливающих документов, касавшихся соблюдения защиты прав и свобод граждан. В Древней Греции этот орган назывался «греческая гелиэя», его основными задачами было рассмотрение жалоб на решения нижестоящих судебных органов, а также осуществление народного контроля за деятельностью должностных лиц и администраций. В Древнем Риме была учреждена должность всенародных трибунов, которые не только обладали властью по вынесению возражения на заключения сената, но и могли накладывать запрет на постановления патрицианских магистратов, кроме того, они имели полномочия осуществлять задержание представленных должностных лиц. В классическом варианте институт Уполномоченного по правам человека зародился в Швеции в 1809 году, имел название «специализированный парламентский омбудсмен», обладал функциями по осуществлению конституционного контроля над работой исполнительной власти, а также иных государственных органов в целях охраны прав граждан от самоуправства власти. Предпосылками его зарождения послужила надобность ограничения власти короля дополнительными возможностями парламента. Так парламент наделялся правом избрания специального должностного лица, которое именовалось «парламентский комиссар». Парламентский комиссар осуществлял контроль и наблюдение за органами исполнительной и судебной власти в части соблюдения ими правовых актов, изданных парламентом.
Становление данного института получило своё продолжение по окончании Второй Мировой войны наряду с пониманием количества потерь и масштаба разрушений, которые принесла война, общество переосмыслило значимость и ценность соблюдения прав человека, именно поэтому институт омбудсмена был выведен на новый уровень развития. Вследствие всех предшествующих событий 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, нормы, которой нашли свое отражение в национальном законодательстве многих стран, тем самым став общепринятыми нормативами прав человека.