ВВЕДЕНИЕ
1 ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие и особенности электронного документооборота
1.2 Значение электронного документооборота
2 СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Электронный документооборот в деятельности органов власти
2.2 Электронный документооборот на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время с каждым днем всё большее количество документов приобретают обязательную электронную форму, всё большее число контрагентов хотят обмениваться юридически значимой информацией только посредством электронных потоков.
Чтобы оставаться конкурентным и перспективным участником рынка, а также не потерять ключевые преимущества для стабильного и долгосрочного развития, современной компании необходимо своевременно отвечать подобным запросам внешней рыночной среды. Поэтому неудивительно, что одним из важнейших элементов цифровой экономики любой сферы деятельности стал электронный документооборот: внутренний – для управления документными потоками и повышения качества управления, и внешний – для оперативного гарантированного обмена юридически значимой информацией с контрагентами и контролирующими органами
Объектом исследования является электронный документооборот как инструмент повышения оперативности работы с документами.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие правовой режим электронного документооборота.
Цель исследования – рассмотреть общую характеристику электронного документооборота.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности электронного документооборота.
2. Проанализировать значение электронного документооборота.
3. Провести анализ специфики использования электронного документооборота в различных сферах деятельности.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие и особенности электронного документооборота
Документационное общество означает, что большой массив различных документов создается на постоянной основе практически в каждой сфере деятельности человека.
Объемы создаваемых документов растут в геометрической прогрессии, что делает невозможной их обработку человеком без использования информационных технологий.
Человечество уделяет развитию информационных технологий особое внимание на протяжении нескольких последних десятилетий. Современное общество невозможно представить без информационных технологий.
Сложно представить современную жизнь без организации системы документооборота (СЭД). Ежегодно фирмы тратят большие суммы на поддержку СЭД. Благодаря внедрению данной системы становится возможным осуществление контроля над исполнительской дисциплиной в организации, повышается эффективность деятельности предприятия, налаживается межведомственное взаимодействие.
Впервые необходимость комплексной автоматизации документооборота появилась в 1980х гг. в ЦК КПСС. Это обусловлено тем, что через общий отдел ЦК проходило множество важных документов и исходящей документации. Поэтапно автоматизировались общий отдел ЦК и секретариаты, после чего в течение нескольких лет и оставшиеся отделы ЦК и Политбюро. Система нашла применение и в Аппарате Президента СССР и в Администрации Президента СССР[1]. На начальном этапе система делопроизводства представляла собой одно рабочее место секретаря.
Функционал был достаточно ограничен: ведение журналов входящей/исходящей документации и обращений граждан, ввод регистрационно-контрольных карточек с возможностью дальнейшего их поиска.
Конечно, специальных программ в то время не было, автоматизация документов происходила при помощи текстовых и табличных редакторов, систем электронной почты. Система электронного документооборота уже в то время была довольно затратной, поэтому ее старались применять только на тех производствах, где выгоднее было отказаться от бумажного варианта документов. Для других предприятий система была недоступной из-за высокой стоимости обслуживания.
Уже к 1990-м годам рынок СЭД зародился в России. Именно в это время активно создавались новые программы для автоматизации делопроизводства, и к этому времени их насчитывалось уже более 20. В Российских организациях применялось программное обеспечение только отечественного производства. Это обусловлено тем, что организация документооборота в нашей стране и за рубежом существенно отличалась[2].
Так, в России документ должен был пройти согласование у руководителя, после чего попадал к адресату. На Западе же документ сразу попадал к адресату, пропуская этап согласования.
Помимо этого западные программные обеспечения не соответствовали специфике работы российских предприятий.
Например, иностранные программы того времени не позволяли регистрировать документы, отслеживать и контролировать исполнение поручений и т.д. 27 ноября 1995 года в Академии Госслужбы РФ на конференции, посвященной электронному документообороту, архивам и безбумажным технологиям DOCFLOW 95 было представлено множество разработок, направленных на автоматизацию документооборота.
Однако в презентациях продукта преобладала теоретическая часть и практически не была отражена методика внедрения и ожидаемые результаты. Это свидетельствует о том, что опыта работы с данными программами было мало.
В настоящее время документооборот представляет собой средство управления бизнес-процессами и знаниями. В связи с чем, количество подходов для решения задач автоматизации делопроизводства постоянно растет.
Сейчас используется практика, включающая в себя такие этапы как классификация записей, хранение и уничтожение. Как было сказано ранее, в России СЭД появился в 1980-х гг. однако на законодательном уровне регулирование данной отрасли началось намного позже.
Несмотря на принятие ряда важных Законов, регулирующих систему делопроизводства, СЭД в нашей стране все еще не перешел на полностью электронный формат. Межведомственный документооборот можно до сих пор считать бумажным.
Документ регистрируется в системе, согласовывается у руководителя, после чего распечатывается и при необходимости везется нарочно адресату, либо отправляет по почте.
Адресат, в свою очередь, регистрирует документ как входящий и отписывает в системе исполнителю. К сожалению, нельзя не признать, что Россия значительно уступает зарубежным странам по скорости внедрения СЭД. Повсеместно к СЭДу начали обращаться сравнительно недавно – всего 4 – 5 лет назад.
Ранее система использовалась только в государственных учреждениях или крупных предприятиях[3].
Итак, системы электронного документооборота уже активно применяются на крупных и средних предприятиях, в государственных структурах, и, что самое главное, интерес к ним непрерывно растет.