Введение
- Становление, развитие, понятие и состав Конституционного суда РФ
- Полномочия Конституционного Суда РФ
Заключение
Список использованных источников
Реферат|Конституционное право
Авторство: gotovoe
Год: 2020 | Страниц: 28
Введение
Заключение
Список использованных источников
Нормативно-ценностной основой правотворческой и правоприменительной деятельности всех органов публичной власти и иных уполномоченных субъектов является Конституция Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) посредством разрешения отнесенных к его компетенции вопросов призван обеспечивать соответствующее Конституции Российской Федерации развитие политической, правовой и иных подсистем общества. Особый характер его решений предопределен высшей юридической силой Конституции Российской Федерации, применение которой невозможно в отрыве от правовых позиций, содержащихся в решениях органа конституционного контроля.
В сфере защиты прав и свобод человека особое положение Конституционного Суда заключается в возможности формулирования правовых позиций, в соответствие с которыми должны приводиться нормативные правовые акты и практика их применения.
Конституционный Суд исходил и исходит из понимания того, что осуществление любых преобразований должно сопровождаться укреплением механизмов защиты прав и свобод человека, в особенности тех прав и свобод, потенциальную угрозу которым могут нести проводимые или предполагаемые к проведению реформы.
Актуальность темы исследования определяется тем, что Конституционный Суд Российской Федерации выступает важнейшим элементом правового государства, судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независим, осуществляющий судебную власть посредствам конституционного судопроизводства.
Объект исследования – комплекс общественных отношений, возникающих в сфере деятельности Конституционного Суда РФ.
Предмет исследования – особенности полномочий и деятельности Конституционного Суда РФ.
Целью данной работы является рассмотрение полномочий и деятельности Конституционного Суда РФ.
В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть становление, развитие, понятие и состав Конституционного суда РФ;
2) выявить полномочия Конституционного Суда РФ.
Информационную базу исследования научной работы составили: нормативно-правые акты, периодические издания и литература.
Методологическую основу работы составляют диалектический метод познания, общенаучные и формально-логические методы (сравнение, гипотеза, системно-структурный анализ), а также специально-научные и криминологические методы, такие как: метод анализа документов; историко-правовой и сравнительно-правовой метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Инициатива создания специального надзорного органа, основной задачей которого являлось бы охрана конституционного строя государства и должного исполнения основных норм «Основного закона государства», принадлежит М.С Горбачеву. Так, был создан Комитет конституционного надзора СССР. 1 декабря 1988 года, после переработки и дополнения статьи 125 Конституции СССР, эта идея была реализована. Его численность была порядком 23 членов, ими были влиятельные и высококвалифицированные граждане из пятнадцати союзных республик, из правовой и политической областей и занимающие высокое положение в обществе. Председателем и заместителем этого органа стали С.С. Алексеев и Б.М. Лазарев. Впоследствии численность комитета была увеличена. Его полномочия базировались на проверке конституционности основных законов СССР, различных законопроектов, актов органов исполнительной власти и т.д. Комитет конституционного надзора (далее – ККН) СССР был выборным органом, с переизбранием его членов Съездом народных депутатов каждые 10 лет. Члены ККН были обеспокоены сложившийся напряженной ситуацией в 1991 году, каждый выступил с заявлением к Верховному совету СССР (на тот момент их было 5), с собственным идеями по поводу разрешения проблем того времени, СМИ исказили заявления членов, по этому основными массами эта инициатива была воспринята как одобрение действий ГКЧП, или не противоречие им. Комитет конституционного надзора СССР был наречен «Комитетом конституционного позора», что отрицательно сказалось на репутации членов ККН. За свою деятельность в период с мая 1990 года по декабрь 1991 года Комитет конституционного контроля принял 23 важных решения, связанных с их прямой деятельностью, проверкой конституционности неопубликованных законопроектов, тем самым по их инициативе многие акты, так и не были приняты. ККН прекратил свою деятельность, в связи с распадом СССР 26 декабря 1991 г. Первое упоминание о Конституционном суде датировано 15 декабря 1990 года. Законопроект о конституционном суде РСФСР был утвержден лишь пятым съездом народных депутатов, который состоялся 12 июля 1991 года, до этого вопрос об организации этого судебного органа долго не принимался, по различных причинам. Конституционный суд должен был избираться Съездом РСФСР, его деятельность должна осуществляться в соответствии с Законом Верховного Суда РСФСР от 12.07.91 № 1599-1 «О Конституционном суде РСФСР».
29-30 октября 1991 года были избраны первые судьи, их было 13 из 15. Сразу же состоялось первое рабочее совещание, которое состоялось 30 октября 1991 года, а 14 января 1992 года – первое заседание. На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. По решению Конституционного Суда РФ данный указ был признан не соответствующим, по мнению суда, президент превысил свои должностные полномочия. Конституционный суд так же издал постановление, в котором говорилось, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе естественных прав (неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров). Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти. Самым противоречивым делом, вызвавшим массу споров и негодования в сфере политике, а так же оно признано самым продолжительным. Стало разбирательство, связанное с Коммунистической партией, сначала ее деятельность была приостановлена, а позже и вовсе прекращена. КПСС была признана незаконной.
Нормативные правовые акты
Специальная научная и учебная литература
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!