Другое|Педагогика

Повышение творческой активности педагогов (аттестационная работа)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 61

Введение.  

Глава 1. Активизация художественно-эстетического  потенциала педагога в дошкольном учреждении.

1.1. Роль и место  проектной деятельности в развитии профессионального творчества

1.2 Условия активизации художественно-эстетического потенциала педагогов

Глава 2. Реализация экологического проекта как средство активизации художественно-эстетического  потенциала педагогов

2.1. Создание и реализация экологического проекта «Волшебная капелька» как способ перевода ДОУ в режим развития

2.2 Организационно-методическое сопровождение повышения творческой активности педагогов

2.3 Методы повышения мотивации деятельности педагогов

Заключение

Список литературы

Приложения 

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и прежде всего - на образование и культуру.

В Федеральной программе развития образования в России отмечается, что главными задачами, которые должны решаться управленцами в системе образования, являются:

- повышение уровня профессионального мастерства педагогов;

- активизация научно - методических исследований;

- улучшение методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как:

- развитие в системе образования инновационной деятельности;

- повышение мотивации педагогов на достижение образовательных результатов;

- повышение качества и обоснованности управленческих решений на всех уровнях управления системой образования.

В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. Хочется напомнить, что «методическая работа- это целостная, основанная на достижениях науки и достижениях педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система комплексных, взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение художественно-эстетического  потенциала коллектива в целом, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития ребенка».

Деятельность подобной методической структуры во многом зависит от руководителя дошкольного учреждения.

В настоящее время творческая деятельность является неотъемлемой составной частью работы любого учреждения. Ведь именно творчество- это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. А значит действие, поиск, движение, развитие.

Проблема творческой активности педагога привлекает внимание исследователей в области психологии на протяжении века, а именно Пономарева Я.А., Загвязинского В.И., Кулюткина Ю.Н., Андреева В.И., Брушлинского А.В, В.Д.Шадрикова  и многих других. Большое внимание уделяют этой проблеме преподаватели вузов г. Ярославля: Н.В. Клюева, М.М.Кашапов, Е.В.Коточигова и другие.

Преподаватели работают над изучением данной проблемы не только со студентами вузов, но и с руководителями образовательных учреждений, образуя тем самым целостную систему подготовки и обучения специалистов сферы образования.

Но разве может руководитель, не имеющий художественно-эстетического  потенциала, организовать творческий поиск, деятельность своего учреждения в развивающемся режиме? Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на анализ и развитие личностных, профессиональных качеств педагогов, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

Если современной системе образования нужны учителя, способные принимать педагогические решения, с творческим мышлением, которому присущи гибкость, решительность, целеустремленность, новизна, то руководить деятельностью педагогов должны люди, владеющие методами стратегического управления, генераторы идей, с конструктивным, аналитическим, творческим мышлением. Одним из эффективных способов повышения творческой активности педагогов является использование проектной деятельности.

В данной работе представлен опыт дошкольного учреждения по использованию метода проекта.

Объектом данного исследования стала система работы по активизации художественно-эстетического  потенциала педагогов.

Анализируя деятельность учреждения за последние пять лет, мы сделали вывод: важно поднять имидж ДОУ, создать творческую атмосферу в коллективе (76% педагогического коллектива имеет среднюю работоспособность и низкий творческий потенциал, сеть групп в учреждении раскрыта не полностью: из 10 групп только 8 функционируют; существуют помещения, которые никак не используются),  вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, привлечь общественные организации и спонсоров для сотрудничества и оказания помощи в укреплении материально-технической базы учреждения.

Учитывая выше сказанное, руководитель исследуемого учреждения поставил перед собой цель: организация работы в дошкольном учреждении по активизации художественно-эстетического  потенциала педагогов.

Эта цель предполагает решение следующих задач:

- создать условия для повышения художественно-эстетического  потенциала педагогов;

- сформировать команду единомышленников;

 - включить педагогов в исследовательскую, инновационную деятельность;

- активизировать творческое взаимодействие с социумом;

- раскрыть сеть возрастных групп;

- создать развивающую среду, способствующую успешной социализации дошкольников.

Материалом для решения поставленных задач стал реализуемый в ДОУ экологический проект.

Использование метода проекта (реализация экологического проекта «Волшебная капелька») позволило ДОУ обеспечить переход из режима функционирования в режим развития.

Экологический проект призван стать важнейшим средством саморазвития педагогов.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от детских садов, целью которых является только стабильное поддержание определенного порядка функционирования. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых результатов в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению.

Управление станет эффективнее, если руководитель будет целенаправленно совершенствовать себя и своих сотрудников.

Следовательно, развитие при таком стиле управления означает воспитание высокомотивированных профессионально подготовленных руководителей и педагогов.

 

 

 

Глава 1. Условия активизации художественно-эстетического  потенциала педагога в дошкольном учреждении

 1.1. Роль и место проектной деятельности в развитии профессионального творчества

 Одним из инновационных направлений деятельности ДОУ является проектная деятельность. В последнее время проекты становятся ключевым средством  идеального, концептуального управления деятельностью.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Именно проектная деятельность является эффективным средством активизации художественно-эстетического  потенциала педагогов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он построен на решении проблем, взятых из реальной жизни, знакомых и значимых для ребенка, для решения которых ему необходимо приложить как полученные знания, так  и  новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школе, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП\б в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в Росси больше не предпринималось

сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и художественно-эстетического  мышления. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умения прогнозировать результаты и всевозможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

Одной из ключевых характеристик проекта является его ограниченность по времени, результатам, задачам, целям и т.д. Этим проект кардинально отличается от программы, которая намечает направление и описывает шаги по осуществлению деятельности в этом направлении. Программа, как правило, очень долгосрочна, трудно поддается контролю, поскольку не имеет четких указаний, что и когда должно быть достигнуто.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

  1. Андреев В.И Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. 1988.
  2. Андреев В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности, и художественно-эстетического потенциала личности. М.: Народное образование, 1994-64с.
  3. Белая К.Ю «Инновационная деятельность в ДОУ» /методическое пособие/. М.: ТЦ Сфера 2004-64с.
  4. Брушлинский А.В. К психологии художественно-эстетического процесса. Наука М. 1967.
  5. Влияние образовательных технологий на развитие регионов России. Сборник статей и тезисов конференции. Ярославль: МУБиНТ, 2002-136с.
  6. Грановская Р.М, Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: ОМС 1994-192с.
  7. Загвязинский В.И. «Педагогическое творчество учителя» М. «Педагогика» 1987-160с.
  8. Зубов Н. Как руководить педагогами. М., 2002.
  9. Кашапов М.М., Ракитская О.Н., Григорьева Е.Н. разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога. М.: ИПРАН 1999.
  10. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогических ситуаций. Ярославль 1997.
  11. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., Творческий центр, 2000.
  12. Колодяжная Т.П. «Управление современным дошкольным образовательным учреждением». Практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Выпуск 1 Ростов н/д: Издательство «Учитель» 2002-128с.
  13. Коточигова Е.В. «Творчество как наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Творческое мышление».
  14. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности. Журнал «Вопросы психологии», 1986 с.21-30.
  15. Лук А.Н. Психология творчества. Издательство «Наука», 1978.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.Полат. М., 2000.
  17. « О приоритетных направлениях развития образовательной ситемы российской Федерации» 2004г.
  18. Пономарев Я.А. «Психология творчества и педагогика» М.: Педагогика 1976-280с.
  19. «Программа развития образования в Ярославской области на 2006-2007 годы и перспективы по2010 год».
  20. Психология профессионального педагогического мышления. Под редакцией Кашапова М.М. Издательство М.: ИПРАН 2003.
  21. Симановский А.Э. Развитие художественно-эстетического мышления детей. Ярославль, 1996.
  22. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). М., 1975,с.237.
  23. Современная гимназия: взгляд современника и практика. Под редакцией Е.С. Полат. М., 2000.
  24. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам М.: Новая школа, 2003-304с.
  25. Управление дошкольным образовательным учреждением (научно- практический журнал).

№1 2002.     Аралова М.А. Управление: Наука или искусство? 7-10.

№4 2002. Андрюшенко Д.В. Психологическая компетентность руководителей ДОУ 7-9.

№4 2004. Комарова Т.С., Тимофеева Г.В. Управление творческой деятельностью коллектива ДОУ 8-11.

                      Звездина Г.П. «Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ» 15-18.

  1. Фамошина Л.И. «Управление дошкольным образовательным учреждением», Современный аспект, М.: Педагогическое общество России. 2003-80с.
  2. Шадриков В.Д. Инициатива и творчество учителя – решающая сила реформ /народное собрание 1987 №7 с. 13-17.
  3. Яковлева Е.Л. Психология развития художественно-эстетического потенциала личности. М.: «Флинта» 1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское