Введение
Глава 1. Общая характеристика квалифицированных составов убийств
1.1. История возникновения и развития квалифицированного убийства
1.2. Понятие и виды квалифицированных убийств, особенности их классификации по объективным и субъективным признакам
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика квалифицированных видов убийств
2.1. Уголовно-правовая характеристика квалифицированных видов убийств, выделенных на основе объекта преступления
2.2. Квалифицированные виды убийств, характеризующие объективную сторону преступления
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации указывает, что уголовно - правовая политика Российской Федерации выступает одним их направлений реализации государственной стратегии обеспечения безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства. Данное утверждение определяет, что правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области защиты прав человека и контроля над преступностью, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы», охраняются государством. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Только в безопасном обществе и международном сообществе можно наиболее успешно утвердить и защитить человека, его права и свободы. Российское законодательство исходит при этом из соответствующих нормативных положений международного гуманитарного и уголовного права[1]. Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»[2]. Всеобщей декларации сказано: «...необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона.». В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается неотъемлемость права каждого человека на жизнь, обязанность каждого государства охранять жизнь любого человека, недопустимость посягательства на жизнь другого человека6. В связи с этим, непонятно чем обусловлены достаточно высокие статистические данные зарегистрированных преступлений против жизни. Среди причин, объясняющих данную неблагоприятную ситуацию, можно назвать несовершенство уголовного закона, предусматривающего ответственность за их совершение, и практики его применения, а также потребностью российского общества в научном осмыслении данных факторов с целью перестройки уголовно-правовых средств противодействия этим особо опасным посягательствам.
За восемь лет в России в два раза снизилось количество зарегистрированных убийств и покушений на них. Согласно официальной статистике, которую приводит Генеральная прокуратура РФ, в 2018 году
было совершено всего 8574 преступления, в том числе совершенных по
неосторожности. В 2010 году их было зарегистрировано 15 563 . Латентность убийств в России существенно возрастает, так как значительное их число «скрывается» под самоубийствами, или фактически убитые лица «прячутся» среди лиц, пропавших без вести[3]. Некоторая часть убийств «маскируется» под случаи, именуемые «естественной» смертью.
Объектом курсовой работы является общественные отношения, возникающие с совершением преступлений против жизни и проблемы их доктринального толкования
Предметом исследования выступают источники русского и советского уголовного права, нормы действующего уголовного законодательства России, Модельный уголовный кодекс стран - участниц СНГ, нормы международного и европейского права, регламентирующие права человека и их защиту, отдельные нормы зарубежного уголовного законодательства об ответственности за преступления против жизни, судебная практика по делам о преступлениях против жизни, материалы местной и опубликованной судебной практики по делам этой категории.
Целью работы является разработка и построение доктринальной модели главы, предусматривающей уголовную ответственность за преступления против жизни, внесение изменений в структуру этих преступлений в УК РФ и в конструкции этих уголовно-правовых норм, а также обоснование новых теоретических положений и разработка на их основе, с учетом уже имеющихся в доктрине уголовного права положений, сравнительного анализа соответствующего зарубежного уголовного законодательства, новых уголовно-правовых норм об ответственности за убийство и другие посягательства на жизнь человека, которые могут быть использованы в качестве проектов уголовного закона при подготовке нового УК РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть гносеологические предпосылки развития отечественного уголовного законодательства об ответственности и наказании за преступления против жизни;
- раскрыть законодательное определение понятия убийства, его признаки и предложить разумные новации, которые следует внести в его конструкцию в уголовном законе;
- рассмотреть квалифицированные виды убийства, решить вопросы их квалификации и дальнейшей дифференциации уголовной ответственности.
Глава 1. Общая характеристика квалифицированных составов убийств
1.1. История возникновения и развития квалифицированного убийства
Уголовно-правовая защита личности всегда в первую очередь означала защиту жизни и здоровья человека. Уже в памятниках древнерусского права, важнейшим из которых является Русская Правда, предусматривалась ответственность за отдельные виды посягательств на жизнь, в том числе и за убийство[4]. В памятниках русского права (Русской правде, Новгородской Скре) лишение жизни человека именовалось душегубством (душеубийством или душе губительством). Каралось душегубство, по Русской правде - денежной вирой. В так называемой Новгородской Скре, - содержащей в себе отечественные законы, по которым немцы судились между собою в Новгороде, убийство карается смертной казнью через отсечение головы.
В первых судебниках, Соборном уложении 1649 г., законодательных актах Петра I складывается система норм о преступлениях против жизни. Интересно заметить, что в законодательных актах Петра I предусматривалось наказание за «убийство самого себя» (иначе - для самоубийц). В Уставе воинском сказано: «Ежели кто сам себя убивает, то надлежит палачу тело его в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу». А за неудачную попытку самоубийства без уважительных причин полагалась смертная казнь.
Первым крупным, кодифицированным законодательным актом, подробнейше регулирующим уголовную ответственность за убийство явилось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845-1885 гг. Убийство в данном акте именовалось как смертоубийство[5].
Уложение различало убийство с прямым и непрямым умыслом, разделяя первое на убийство с обдуманным заранее намерением (ст. 1454), без обдуманного заранее намерения (ст. 1455 ч. 1), и в запальчивости и раздражении (ст. 1455 ч. 2). Квалифицированным считалось, в частности, убийство родителей (ст. 1449), родственников (ст. 1451), начальника, господина и членов семейства господина, вместе с ним живущих, хозяина, мастера, лица, которому убийца обязан своим воспитанием или содержанием (ст. 1451), священнослужителя (ст. 212), часового или кого-нибудь из чинов караула, охраняющих императора или члена императорской фамилии.
Уголовное уложение 1903 г. следующий кодифицированный акт, принятый в царской России. В нем преступления против жизни и здоровья как вид преступлений против частного лица (против личности) были помещены в гл. XXII Уголовного уложения. Система составов преступлений против жизни (ст. 453-466) стала более четкой и компактной. Уложение отказалось от наказуемости самоубийства, отнеся к преступлениям против жизни только посягательства на жизнь другого лица.
Уложение 1903 г. различает: убийство с обдуманным заранее намерением (каторга от 15 до 20 лет); умышленное, но без обдуманного заранее намерения (каторга от 12 до 15 лет) и убийство в запальчивости и раздражении {каторга от 4 до 12 лет или ссылка на поселение)[6]. В виду чрезвычайной важности блага жизни, наказанию подлежит и неосторожное причинение смерти. Умышленное лишение жизни делится на три вида: простое, с повышенной наказуемостью (так называемое квалифицированное) и с пониженною наказуемостью (так называемое привилегированное)[7].
Стоит заметить, что эта система не была воспринята уголовными кодексами советского периода и лишь в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. нормы об убийствах следуют такой же системе. В первом советском уголовном кодексе - УК 1922 г. наряду со многими положениями, сходными с нормами об убийствах в Уголовном уложении, имелись и отличия. В гл. V - «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» все преступления были разделены на пять групп, каждая из которых имела соответствующий подзаголовок. На первое место был поставлен наиболее тяжкий вид убийства, затем простой состав и убийство под влиянием сильного душевного волнения. Причинение смерти по неосторожности было названо, в отличие от Уголовного уложения, «убийством по неосторожности» (ст. 147). Особняком стоял вид убийства, где форма вины не конкретизировалась: «Превышение пределов необходимой обороны, повлекшее за собой смерть нападавшего, а также убийство застигнутого на месте преступления преступника с превышением необходимых для его задержания мер» (ст. 145). В этой же группе оказались ст. 146 («Совершение с согласия матери изгнания плода или искусственного перерыва беременности лицами, не имеющими для этого надлежаще удостоверенной медицинской подготовки или хотя бы и имеющими специальную медицинскую подготовку, но в ненадлежащих условиях») и ст. 148 («Содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства или значение совершаемого или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали»)[8]. Нельзя признать удачным объединение этих составов в один раздел с убийствами. Первое преступление (аборт) вообще не посягает на жизнь человека[9]. Второе, хотя и имеет своим объектом жизнь, но убийством не может считаться, поскольку не является таковым самоубийство или покушение на него.
Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. почти полностью сохранил систему и признаки составов против жизни. Особенностями были: 1) отказ от внутренней рубрикации главы о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, в связи с чем убийства не были выделены в самостоятельную группу; 2) объединение в одной норме (ст. 139) убийства по неосторожности и убийства, явившегося результатом превышения пределов необходимой обороны. Между тем в Кодексе 1926 года, как это следует из ст.136 и 139 убийство делилось на умышленное и неосторожное.
Стоит заметить, что убийство наказывалось сравнительно небольшими сроками лишения свободы. Так, наказание за самое тяжкое из этой группы преступлений (ст.136 УК РСФСР) - квалифицированное убийство - предусматривалось «лишение свободы со строгой изоляцией на срок до десяти лет».
Умышленное убийство, совершенное без квалифицирующих признаков, - лишение свободы на срок до восьми лет. Интересно заметить, что умышленное тяжкое телесное повреждение… было предусмотрено такое же наказание, как и за простое убийство – лишение свободы на срок до восьми лет. Если же в результате умышленного тяжкого телесного повреждения наступила смерть, то наказание было равно квалифицированному убийству, то есть, лишение свободы на срок до десяти лет.
Убийство по неосторожности, а равно убийство, явившееся превышением пределов необходимой обороны (ст.139 УК РФ), - наказывалось лишением свободы на срок до трех лет или принудительные работы на срок до одного года.
Лишь 1 сентября 1934 г. ст.136 была дополнена частью второй, установившей высшую меру наказания за убийство, совершенное военнослужащим при особо отягчающих обстоятельствах. Наказание за иные виды квалифицированного убийства оставалось прежним, в то время как смертная казнь широко применялась за государственные, имущественные и другие преступления. Позднее Президиум Верховного Совета СССР Указом от 30 апреля 1954 г. «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство» допустил применение смертной казни к лицам, совершившим умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
В уголовном кодексе 1960 г. мало что изменилась, кроме закрепления более строгих наказаний за убийство[10]. По-прежнему на первом месте осталась норма об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах (квалифицированное убийство - ст. 102), затем - об убийстве без отягчающих обстоятельств (простое убийство - ст[11]. 103), две нормы о привилегированном убийстве: в состоянии сильного душевного волнения (ст. 104) и при превышении пределов необходимой обороны (ст. 105). Норма о неосторожном убийстве была выделена в самостоятельную ст. 106. Завершала группу преступлений против жизни ст. 107 - «Доведение до самоубийства»[12].