ВВЕДЕНИЕ
- АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
1.1. Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе прав и свобод личности
1.2. Обеспечение и защита права на свободу совести в современной России
- СВОБОДА СОВЕСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ право свобода совесть вероисповедание
2.1. Практика ограничений права на свободу совести в Российской Федерации
2.2. Защита прав на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Конституцией Российской Федерации фиксируются права определенного человека и гражданина. Взаимоотношения же самого государства и церквей в качестве социальных институтов в минувшем и настоящем страны не обладают никакими правовыми ориентирами и регуляторами. Их отсутствием стороны отношений права вынуждаются искать разные способы для разрешения данной задачи посредством заключения разных договоров и соглашений относительно взаимодействия различных государственных органов с отдельно взятыми религиозными организациями. Часто, подписывая такую документацию, госорганы идут на превышение собственных полномочий, установленных регламентами и положениями о них. Следовательно, является необходимым, во-первых, регламентировать законодательно данные взаимоотношения и, во-вторых, использовать нормы закона ко всем религиозным объединениям, которые зарегистрированы на территории России.
Отсутствие отработанной базы законодательства в этой сфере, механизмов осуществления правовых норм, и кроме того неисполнение уже имеющихся норм – это далеко не полный список препятствий на пути к достижению взаимного понимания и плодотворной совместной работы между государством и религиозными объединениями. Иногда основанием спора становится индивидуальное отношение должностного лица к той либо другой конфессии. Главным образом, это случается из-за недостаточности познаний в сфере религиоведения и нежелания обратиться к справедливым научным ресурсам.
Соответственно, целью данной работы является комплексное конституционно-правовое исследование ограничения права на свободу совести в качестве гарантии данной свободы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в концепции прав и свобод личности;
- предоставить характеристику основных черт поддержания и охраны права на свободу совести в сегодняшней России;
- рассмотреть практические ограничения права на свободу совести в Российской Федерации;
- раскрыть способы охраны прав на свободу совести.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, которые складываются в области осуществления права на свободу совести.
Предметом представленной работы выступают правовые нормы, которые содержатся в международных нормативно-правовых актах, и кроме того нормативно-правовых актах о свободе совести в Российской Федерации, и кроме того практика их реализации
1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И СВОБОДУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
1.1. Роль а так же значимость института свободы совести и свободы вероисповедания в системе прав и свобод личности
По итогам интернациональных конференций, договорах и соглашениях, во многих резолюциях Ген. Ассамблеи ООН отмечается характер неделимости ключевых прав и свобод личности, их взаимная связь и зависимость. Сущность данных положений является очевидной: ни одно право и ни одна свобода не обязаны быть противопоставлены иным правам и свободам либо толковаться в ущерб им. Но взаимные связь, зависимость и неделимость ключевых прав и свобод личности не обозначают, что не имеется системы их постоянных либо временных приоритетов[1].
Свобода совести и вероисповедания принадлежит к первому поколению прав личности. В категории «свобода совести» отличают различное число составляющих. Представляется, что в основу исследования обязана быть положена конституция, зафиксировавшая право на исповедание любой религии всем гражданам. А так же право на проведение религиозных культов и конечно право не исповедовать никакой религии.
Можно сделать вывод, что свобода совести и вероисповедания близко связана с другим правом из категории прав первого поколения – свободой слова. Но в полном объеме и в связи со свободой совести и вероисповедания данная свобода никогда не была соблюдена. Возьмем в пример: в советский период уставом КПСС предусматривалась для членов партии обязанность осуществлять решительное противоборство с религиозными взглядами и иными пережитками прошедшего. То же самое указывалось и уставом ВЛКСМ. Если взять во внимание, что идеология партии была основной в советский период времени, то можно сделать вывод, что верующие граждане Российской Федерации практически не могли выражать свои религиозные убеждения и взгляды. Перестройкой были затронуты все области жизни социума, все же, таким образом, идеологические установки. Казалось бы, верующие и не верующие могли свободно выражать свои убеждения на равных основаниях. На самом же деле демонстрирование атеистических убежденностей могла повлечь за собой упреки в приверженности коммунистическим идеалам и прочее. Нарушается право личности в факте выражения собственных атеистических мнений и убеждений. Свобода слова и информации в настоящее время не осуществляется в той связи, где речь идет сравнительно права не исповедания религий и на прямую выражать свои атеистские взгляды.
Свобода совести и свобода вероисповедания связана и с равенством личности перед законом и судебным органом.
Следственно, права относящиеся к первому поколению в основном направлены, на защиту личной свободы. Ведь если ее ограничить, то общественная жизнь и культура без избежно будет хуже.
Впрочем вопрос касательно места права на свободу совести и вероисповедания до сегодняшнего дня остается спорным. На самом деле данная критерий свободы в большей степени относится к правам второго поколения, чем первого. Именуемые позитивные права призваны обеспечивать провозглашенные социальные, финансовые и культурные свободы, а именно право на труд, в том числе право на выбор области труда.
По настоящее время имеется множество специальностей и профессий, где вероисповедание имеет значение, принадлежность к той либо другой религии. Например, служба в рядах ВС, ОВД не является совместимой с религиозной идеологией, которая отрицает насилие, особенно право одной личности отнять жизнь у другой. В ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации предусматривается, что гражданин России в случае, если его убеждения либо вероисповедания находятся в противоречии с несением военной службы, и кроме того в других определенных федеральным законом случаях может заменить ее альтернативной гражданской службой. Данная статья Конституции, идентична законодательству европейских стран, распространяется не лишь на лиц, которые проходят срочную службы, однако и на военнослужащих по контракту.
Право на образование относятся к правам второго покаления. Как всем известно, начиная с советского времени школы вначале в СССР, а в дальнейшем и в России не связанны с церковью. Преподавать в школах богослужебные учения является не допустимым, за исключением предусмторенных учебных заведений. Так же есть запрет на организацию детских молитвенных собраний и обучение детей религии в, религиозных объединениях, так же строго запрещена. Конституцией Российской Федерации 1993 г. подтвержден светский характер образования. Дети могут обучаться религии без какого-либо содействия, посредством частной практической деятельности. Обучать и обучаться частным образом обозначает возможность давать и брать уроки и детям и взрослым. Приглашение постороннего с целью обучения религии легитимно относительно детей, а так же взрослых, и попытки запретить такую форму обучения ссылаясь на закон считаются нарушением действующего законодательства и проявлением неуважения права граждан на свободу совести и вероисповедания. Возможность по закону частным образом обучать и обучаться религии не находит в практической деятельности правильного разрешения, в особенности в связи с введением в программы базового и регионального компонента. Те дополнительные часы, что предусмотрены региональным компонентом, в школах применяются хоатично. Имеется ввиду, что они поддерживают инновационное свойство сегодняшнего образования, увеличивая и углубляя познания обучающихся1. На деле чаще всего данные часы отдаются на исследование предметов, которые продиктованы не характерными чертами регионального становления образования, а своеобразной образовательной модой. Когда в школах в пределах наиболее глубокого историко-правового образования вводится курс истории религии, это весьма допустимо и в действительности подтверждает инновационное свойство. Тяжелее понять, когда в общеобразовательных школах за счет данного компонента вводится Закон Божий или другой религиозный предмет, да еще с предложением что бы данный предмет вел священник из ближайшей церкви, который как правило не обладает профессиональным педагогическим образованием.