Реферат|Философия

Экзестенциализм

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Альбер Камю

Глава 2. Жан-Поль Сартр

Глава 3. Никола Аббаньяно

Заключение

Библиографический список

Экзист енциализм является философ ским вы ражением глубоких по трясений, по стигающих буржуазную цивилизацию в эпоху империализма. Для по коления за падной интеллигенции, пере жившего Первую мир о вую войну, об манчивую ста билизацию в 20-30-е год ы, при ход фашизма, на цистскую оккупацию, эта философ ия вы зывала интерес  прежде все го по тому, что об ращалась к про блеме критических, кризисных ситуаций, пыталась рас сматривать чело века в его «про гулках» в агонии», в жестоких ис торических ис пытаниях.

Буржуазия того времен и в большей своей степени бы ла на целена на  ре лигиозное раз витие на рода и усовершенствования по литики в целом. Философ ия же экзист енциалистов бы ла на целена на  раз витие лично сти чело века и определен ие его духовных воз можностей в по токе не контролируемых со бытий.

На сегодняшний де нь тем а экзист енциализма остается актуальной, так  как со временный мир  по двержен большинству про блем 20-го века.

Экзист енциализм в свое время на звали «философ ией кризиса», по тому что он за рождался в 1920 год а большого кризиса, когда либеральная интеллигенция и мелкобуржуазные слои на селения пере живали кризис.

Человек для экзист енциализма - не  об ъект, иллюстрирующий теорию, не  элемент  класса на ряду с друг ими элемент ами того или ино го рода, он так же не  момент все постигающего Разума, не  то, что вы водится из  Системы. Экзист енция не дедуцируема, а ре альность не льзя от ождествить с рациональностью. Кроме того, мож но вы делить три друг ие характер истики ре альности, указы ваемые экзист енциалистами:

1) центральное по ложение экзист енции как способ а бы тия так ого конечного сущего, как чело век;

2) экзист енция со относится с транс ценденцией бы тия;

3) воз можность как об разующий при нцип экзист енции.

Как же определяется по нятие экзист енции? Экзист енция указы вает на  конечность существ ования, она есть воз можность, т. е. «воз можность бы ть». Экзист енция, ста ло бы ть, не  сущность, не  что-то, дан ное от  при роды, пред определенное и не изменное. В от личие от  рас тений и животных, чело век есть то, чем он ре шил бы ть. Его существ ование в смысле сам оконституирования дан о как воз можность и вы хождение за  пред елы себя (ex-sistere) - не определенная про блематичность, рис к, ре шимость, бросок вперед. В за висимости от  того, куда на правлен бросок - к Богу, мир у, сам ому себе, свобод е, ничто, - раз личают концептуальные черт ы экзист енциализма как течения.

Экзист енциализм до статочно мрачное философ ское и эстетическое на правление со временности. Человек в из ображении экзист енциалистов без мерно тяготится своим существ ованием, он носитель внутреннего одиночества и стра ха пере д де йствительностью.

Практические вы воды экзист енциализма чудовищны: без различно  - жить или не  жить, без различно  - кем ста ть: палачом или его жертвой, героем или трусом, за воевателем или раб ом.

Широкая по пулярность экзист енциализма об ъяснялась тем , что эта философ ия при давала большое значение свобод е. Поскольку, по  Сартру, бы ть свобод ным — значит бы ть сам им со бой, по стольку «чело век об речён бы ть свобод ным» и не т никакого при нуждения, по тому что при нуждение не  способ но взять верх на д свобод ой. В то же время свобод а пред стает как тяжелое бремя (не безынтересно, что «Бегство от  свобод ы» на писано Фроммом в ту же по ру). Но чело век до лжен не сти это  бремя, если он лично сть. Он мож ет от казаться от  своей свобод ы, пере стать бы ть сам им со бой, ста ть «как все », но только ценой от каза от  себя как лично сти.

Экзист енциализм по днимает духовные вы сокие про блемы об щества, по этому до вольно бы стро по лучил свое рас пространение благодаря писателям Франции. Которые от ображали в своих про изведениях мысли и идеи экзист енциализма. Художественный язык , кот орый ис пользовали экзист енциалисты, бы л легок и по нятен все м. Философ ская концепция про говаривалась на  язык е ис кусства. А. Камью со ветовал для от ображения своих философ ских мыслей об ратиться к на писанию романов.

В те времен а философ ия об рела новое об личие и встала на  грань с ис кусством. А точнее по явился литературный ис ключительно француз ский экзист енциализм. Который по зволял про являть философ ам раз ного типа на строения и от ражать в своих про изведениях мысли о бы тие и роли чело века в не м.

Следовательно, авто ритет писателей по днимался, а для экзист енциалистов ста л абсолютно по четным. Слова Достоевского о том, что если не т бога, то все  до зволено, бы ли ста ртовой точкой экзист енциализма.

Но как бы  ни бы ло, роль творчества бы ло все  же второстепенной модел е экзист енциализма. Все вы шеуказанное больше бы ло свойственно интуитивизму. Однако, в не которых раб отах экзист енциалистов упоминается важная роль творчества в жизни чело века.

Наиболее логичным, будет об ратиться к кульминации на шумевшего романа «Тош нота», авто ром кот орого бы л Жан-Поль Стартр. Гланый герой романа, блуждающий по  жизни без  цели и терзаемый муками бы тия говор ит первым: «Подумать только, есть глупцы, кот орые ищут утешения в ис кусстве… концертные за лы ломятся от  униженных и оскорбленных, кот орые, за крыв глаза, тщатся превратить свои бледные лиц а в звукоулавливающие антенны. Они воображают, будто по йманные звуки струятся в них, сладкие и питательные, и стра дания преобразуются в музыку, вроде стра даний молодого Вертера; они думают, что красота им со болезнует. Кретины».

Хотя, пере д от ъездом в друг ой город он, сидя в кафе слу шал джас, авто ром кот орого бы ла его любимая певица не гритянка, в голову ему при ходят мысли: «Она по ет. И вот уже двое спасены - еврей и не гритянка. Спасены. Быть мож ет, они сам и считали себя без надежно по гибшими, по грязшими в существ овании…Они не много на поминают мне  уме рших, не много - персон ажей романа, они от мыты от  греха существ ования. Не со всем, конечно, но на столько, на сколько это  дан о чело веку». Данный эпизод ста новится окончательной до вольно мажорной нотой романа.

Для из учения про блемы творчества в экзист енциализме лучше по дробно раз обрать взгляды и творческий путь одних из  ярчайших экзист енциалистов того времен и: Жан- Поль Сартр, Альберт Камю и Никола Аббаньяно.

 

Глава 1. Альбер Камю

««Все до зволено» Ивана Карамазова — един ственное вы ражение свобод ы», - считал А. Камю (1913–1960). С ранних лет Камю упивался про чтением Ницше, Достоевского, Мальро. В 1938 г. А. Камю уча ствовал в спектакле по  роману Достоевского и сыграл в не м Ивана. А уже в за вершении своего жизненного пути сформир овал в пьесу роман «Бесы». Мысли о не ограниченной власти смерти («по знание себя — по знание смерти»), об  царящем абсурд е, ощущение от чуждения и одиночества от  «омерзительного» мир а во вне  («все  мне  чуждо») — ре гулярны, по тому не изменны в творчестве А. Камю.

Однако эта серия пере живаний, кот орая бы ла стереотипной для экзист енциализма, бы ла ис правлена жизненным путем А. Камю. Рожден он бы л в Алжире в семье с очень маленьким до ходом: от ец, будучи сельскохозяйственным раб очим уме р на  фронте, мать с по мощью уборки до бывала не большие сред ства для жизни. Поэтому для А. Камю чело веческая уча сть все гда за ключалась в усл овиях существ ования чело века. Поэтому бес человечные усл овия бедности, кот орые не  бы ли за быты в большой степени, стимул ировали бунт Камю.

От большого по  мощности стимул а на чальных, впечатлений из  Алжира про изошел «романтический экзист енциализм» А. Камю. Он на меревался на писать о своем со временнике, «из лечившемся от  терзаний до лгим со зерцанием при роды». У раннего А. Камю преобладает языческое ощущение красоты мир а, счастье от  взаимодействия с ним, с со лнцем и морем Алжира, от  «теле сного» бы тия.

Так в творчестве А. Камю бы л вы явлен еще один ис точник романтического оптимизма – ис кусство. Высоко ценимый им француз ский роман пред стает как сил а, способ ная преодолеть суд ьбу, на вязав ей «форм у», «прав ила ис кусства», качество на столько не оспоримое, что оно сам о по  себе не подкупно. Камю взращивал в себе так ое качество, так ую верность классическим традициям.

Во время войны А. Камю пере ехал во Францию и при соединился к Сопротивлению. Исторические со бытия по ставили писателя пере д факт ами, кот орые за ставили его усомниться в идее абсурд а, так  как легализует убийство – «все дозволенность» из  раз ряда теоретической пере шла в раз ряд прак тики, фашистской прак тики. Камю в «Письмах не мецкому друг у» (1943) за говорил об  ис тине и справедливости, о нравственном со держании борьбы с фашизмом, за щиты роди ны. «Спасти чело века» при звал А. Камю, пере водя по нятия мет афизические на  язык  конкретных об стоятельств Истории.

Роман «Чума» (1947) бы л на писан в жанр е хроники. Следовательно, вне шняя ре альность ста ла по учительной, в не й по явилось не что, о чем след ует рас сказать язык ом летописи. Была ис тория - ис тория чумы. Абсурд  пере стает бы ть не уловимым, он при обрел об раз, кот орый мож но и нужно точно воссоздать, из учить учен ому, ис торику. Чума – аллегорический об раз, но на иболее очевидный ее смысл рас шифровывается без  труд а: «коричневая чума», фашизм, война, оккупация. Доминирует точность, это  об язательный атрибут рас сказчика – врач и новое качество мет ода Камю, овладение ис торизмом, конкретными ис торическими знаниями.

Поведение чело века теперь определяется не  все могущим абсурд ом, об есценившим де йствие, а вы бором конкретной за дачи, кот орая имеет ценность и оценивает каждого. В «Постороннем» все  про странство за мкнул един ственный вы бор, кот орый сделал един ственный герой романа. В «Чуме» много персон ажей, много вариантов на  вы бор.

Есть и «по сторонний», журналист Рамберт, кот орый не  из  «этих мест», пытается вы браться. Здесь есть «и моралист», кот орый вы родившийся в мелкого мошенника. Есть об итатель «башни из  слоновой кости», одержимый «муками слов а» Флобера. Есть и священник, но вера не  воз вращается в за раженную чумой землю.

Позитив утверждается в «Чуме» не  как ис тина, не  как идеал, а как ис полнение элемент арного до лга, как труд , не обходимость кот орого про диктована смертельной угроз ой. Не убий – так ова нравственная основ а де ятельности «врачей», «лечащих врачей». Профессия врача дает воз можность герою романа об ойтись без  идей, про сто за ниматься при вычным де лом, не  ломая голову на д сложными вопросами, не  за соряя его идеологией, от пугивающей «санитаров» А. Камю.

Чума – это  не  только аллегорический об раз фашизма. Камю со храняет, на ряду с со циальным, мет афизический смысл мет афоры. Герои романа – прак тикующие врачи, «врачи» еще и по тому, что болезнь не излечима, болезнь по разила сам о существ ование, что не излечимо абсурд но. Врачи не  справились с болезнью, она уехала сам а – вернуться. Именно по этому легко увидеть черт ы Сизифа в об лике Риэ. Как и Сизиф, Риэ не  ожидает по беды, ему только дают знание беды и воз можность утвердить свое до стоинство, свою чело вечность в без надежной битве со  смертью.

Чума по является одно временно в пьесе Камю «Осадное по ложение» (1948). Ранее бы ли на писаны драмы «Калигула» (1938) и «Недоразумение» (1944). Калигула – еще один герой абсурд ного мир а, мир а без  Бога, до казывающий свою свобод у сам ым не обузданным про изволом, унижением друг их люд ей, «не мотивированными преступлениями». Калигула – это  Мерсо, по лучивший не ограниченную власть, это  тиран, но это  тоже «все », так  как не т границ и не т мер ы жажды свобод ы, кот орая одолевает «игроков». Во имя свобод ы («к морю») мать и до чь в «Недоразумении» убивают гостей своего пансионата — их сын и брат ста новятся по следней жертвой. Узнав об  это м не доразумении, об а убивают себя — ничего не  ре шая, не  на ходя ничего, кроме смерти и одиночества.

В «Осадном по ложении» тоже царит абсурд , балом прав ит смерть. Есть, однако, существ енная раз ница – орган изовано кошмарное, абсурд ное существ ование, это  своего рода «новый по рядок», установлен ный диктатором по  имени Чума. Описание это го ордена вы зывает прямые ассоциации с гитлеризмом и францизмом (место де йствия — ис панский город); Эволюция Камю, по литизация его со знания и со циологизация творческого мет ода про является в его ста новлении сатирика («Чума» — памфлет, — вспоминал Камю).

Четвертая пьеса Камю «Праведник» (1949) не  остав ляет со мнений в том, что к это му времен и вес ь комп лекс идей Камю бы л по литизирован. Камю об ратился к по длинно ис торическому со бытию — убийству русскими эсерами великого князя Сергея Александровича (1905). Убийство не  только мотивировано, но и это  мотивы, кот орые об суждаются в до лгих дис куссиях, об суждается фундаментальный вопрос мораль ной от ветственности за  каждый по ступок. Обсуждается прав о убивать во имя вы сокой цели – и цена это го прав а: мож но ли убивать во имя светлого будущего, или сред ства, ис пользуемые для до стижения цели, влияют именно на  эту цель?

6 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское