ВВЕДЕНИЕ
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРЫ НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИЕ
1.1 Национальная безопасность государства
1.2 Экономическая безопасность как явление и понятие
1.3 Содержание и структура экономической безопасности страны
1.4 Долгосрочное строительство в структуре экономической безопасности страны
- ВЛИЯНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
2.1 Показатели долгосрочного строительства в РФ
2.2 Оценка влияния долгосрочного строительства на экономическую безопасность страны
- УСКОРЕНИЕ СРОКОВ СДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
3.1 Способы ускорения сдачи объектов долгосрочного строительства
3.2 Инвестиционное регулирование посредством государственной политики в области долгосрочного строительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исторический опыт показывает, что каждое государство должно обращать особое внимание в любой период развития проблемам обеспечения безопасности граждан на уровне государства, также фактов хозяйственной жизни экономических субъектов. В России актуальность выбранной темы подтверждается увеличением действующих внешних (экзогенных) и внутренних(эндогенных) угроз и появлением новых, которые приобретают важность при обеспечении экономической безопасности.
Строительство – это та отрасль, которая затрагивает большое количество других отраслей и влияет на жизнь каждого жителя. Объем вложений на 1 января 2021 г. в 71,3 тыс. всех строящихся объектов составил 5,3 трлн руб. Из этих объектов 62,3 тыс. – строятся в плановом режиме, объем вложений в них – 3,8 трлн руб. Вызывают беспокойство 9 тыс. федеральных и региональных объектов, из них 3,3 тыс. – долгострои, строительство которых ведется более 5 лет, а 5,7 тыс. – брошенные. Следует особо подчеркнуть, что это два разных вида объектов, и решения по ним тоже могут различаться. Из проблемных объектов 2,2 тыс. приходится на федеральные, а 6,8 тыс. – соответственно на региональные. В денежном эквиваленте на долгострои приходится 1,14 трлн руб., а на брошенные – 0,33 трлн руб., т.е. проблема исчисляется примерно в 1,5 трлн руб.
Несмотря на принимаемые меры по сокращению объемов объектов незавершенного строительства, в том числе социального значения, существенных успехов в этом направлении не происходит. В большинстве это связано с тем, что у исполнительных органов на федеральном и региональном уровнях нет системной работы, направленной на решение поставленной задачи. Ни Градостроительный кодекс, ни другие нормативные акты сегодня не определяют понятие «незавершенного строительства», хотя оно активно используется в законодательстве.
Строительство имеет мультипликативный эффект, а недостроенные объекты – преумножающийся мультипликативный эффект, который ложится грузом на экономику страны и бюджет.
Цель исследования – оценка влияния долгостроя на экономическую безопасность населения России.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач:
- изучение экономической безопасности в системе национальной безопасности государства и факторы на неё влияющие;
- анализ влияния долгосрочного строительства на экономическую безопасность страны;
- разработка рекомендаций по ускорению сроков сдачи долгосрочного строительства как способ повышения экономической безопасности страны.
Объектом исследования является строительная отрасль РФ.
Предметом исследования выступает взаимосвязь долгосрочного строительства и экономической безопасности страны.
В работе использовались экономико-математические методы обработки информации, а также графический, статистический подходы анализа данных.
Информационную основу научной работы составили нормативно-правовая база Российской Федерации и ее субъектов, касающаяся вопросов долгосрочного строительства, официальные данные Федеральной службы государственной статистики; доклады научно-практических конференций; аналитические материалы периодических изданий; справочные материалы и электронные базы данных; консолидированная финансовая отчетность объекта исследования.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения классической и современной макроэкономики, изложенные в трудах таких отечественных ученых, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление строительной деятельности в России и материалы научных конференций.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРЫ НА НЕЕ ВЛИЯЮЩИЕ
1.1 Национальная безопасность государства
Одной из первостепенных задач для любого современного государства выступает необходимость обеспечения национальной безопасности государства и отстаивания её национальных интересов. В этом и выражается государственный суверенитет, подразумевающий право государства выступать в качестве независимого субъекта международных отношений, а также устанавливать направления внешней и внутренней политики в своих интересах и непосредственно разрешать вопросы, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность. [6]
В любом государстве, где фундаментальные перемены затрагивают политическую, экономическую, социальную и иные области жизни, вопрос обеспечения национальной безопасности получает особо острое звучание. То, в каком состоянии находятся политические институты, которые обязаны обеспечивать максимально комфортные условия функционирования и развития индивида и социума в стране, и влияет на степень ее национальной безопасности. Тут важно подчеркнуть, что в уровне национальной безопасности отражается взаимосвязь между безопасностью и нацией. Последняя включает в себя комплекс общественных отношений, в том числе общественное сознание, а также общественные институты и их работу, цель которой - осуществить национальные интересы в данных исторических обстоятельствах.
Весьма распространенным за последние несколько лет стал термин «национальная безопасность государства». Это связано с наличием внутренних и внешних угроз, сопровождаемых мерами их обеспечения организационного и материального порядка. В Российской Федерации термин «национальная безопасность» впервые ввел Федеральный закон 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации». На сегодняшний день национальную безопасность принято рассматривать в качестве отсутствия угрозы для объекта безопасности и функционирование систем, способных устранить данные угрозы. Таким образом, в термин «безопасность» входят объект безопасности, угрозы безопасности, субъект, обеспечивающий безопасность, институты ее обеспечения, а также нормативно-правовая база работы последних. Что касается объектов безопасности, то они представлены международным сообществом, государством в качестве политико-правового института; национальным государственным социумом; человеком как объектом социума. Кроме того, имеется ряд природных, технических и природно-технических объектов, которые также необходимо защищать, в том числе при помощи средств правовой и международно-правовой защиты.
Таким образом, можно говорить о наличии трех взаимозависимых уровнях национальной безопасности. Это безопасность человека, безопасность социума и безопасность страны. Их значение и место зависят от особенности общественных отношений, от политической организации и от наличия угроз внутри и вовне государства. Содержание термина «национальная безопасность» обязательно включает в себя информационную, экологическую, военную, экономическую, политическую безопасность, а также безопасность духовного развития народа. Необходимо подчеркнуть, что в основе процесса формирования и становления структуры национальной безопасности в нашей стране лежит Конституция РФ, федеральное законодательство и программы федерального значения в данной области. Фактор, способствующий обеспечению национальных интересов Российской Федерации, разумеется, представлен институтами государственной власти. Тесно сотрудничая с общественными учреждениями, органы, представляющие государственную власть в РФ, реализуют собственные функции и компетенции. Разумеется, компетенции органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности страны основаны на конституционных положениях.
Множество кардинальных перемен за последние несколько лет затронули нашу страну в плане осознания вопросов национальной безопасности и формирования конституционно-правовой базы ее обеспечения в нынешней Российской Федерации.
Основное место в структуре нормативных правовых актов отводится Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации представляет собой в одно и то же время и источник, и базу правовых установлений в области обеспечения национальной безопасности нашей страны на сегодняшний день. Российская Конституция не приводит толкование самого термина «национальная безопасность». В ее тексте присутствуют лишь дефиниции понятий безопасности и государственной безопасности, что предоставляет простор для достаточно свободного толкования термина «право государства на обеспечение национальной безопасности». Преамбула Конституции приводит ряд основополагающих принципов обеспечения отечественной государственности, ее деятельности и развития. Она образуется через волеизъявление нации. Принципы национальной безопасности нашей страны представлены основными положениями, прописанными в преамбуле. Речь идет о восстановлении суверенной государственности Российской Федерации, установлении неколебимости ее демократической платформы, нацеленности на обеспечение благополучия и расцвета нашей страны, а также об ответственности за Отечество перед живущим ныне и последующими поколениями. Цель названных принципов - сохранить именно содержательный аспект обеспечения национальной безопасности, так как они устанавливают ее уровень: это уровень их осуществления.