Введение
1 Корпоративные облигации: понятие, виды, назначение
1.1 Понятие и виды корпоративных облигаций
1.2 Назначение корпоративных облигаций
2 Направления и методы анализа рынка корпоративных облигаций
2.1 Направления стоимостного анализа корпоративных облигаций
2.2 Методы анализа рынка корпоративных облигаций
3 Анализ российского рынка корпоративных облигаций
3.1 Актуальные проблемы рынка корпоративных облигаций
3.2 Основные направления решения проблем рынка корпоративных облигаций
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что большинство компаний не может получать достаточно прибыльные денежные потоки от своей деятельности для того, чтобы позволить себе роскошь жить без заимствований. Существует несколько способов, используя которые компании могут привлекать финансирование. Облигации в большинстве случаев можно рассматривать как более дешевую (по ставкам заимствования) альтернативу банковским кредитам, и, в отличие от дополнительной эмиссии акций, привлечение финансирования через корпоративные облигации не является угрозой внешнего вмешательства в капитал, с точки зрения акционеров компании.
Разработка теоретических, методических и практических вопросов, связанных с анализом российского рынка корпоративных облигаций нашли отражение в работах следующих отечественных и зарубежных ученых, таких как: А. Н. Асаул, Н.А. Асаул, Р.А. Фалтинский, О.В. Ломтатидзе, В.А. Галанов, А.А. Кадников, К.В. Криничанский, Т.С. Селеванова, Б.М. Ческидов, М.Г. Янукян и многих других.
Объектом исследования являются теоретические аспекты корпоративных облигаций.
Предметом исследования являются особенности функционирования рынка корпоративных облигаций.
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты анализ российского рынка корпоративных облигаций.
Задачи данной работы:
1. Изучить понятие, виды, назначение корпоративных облигаций.
2. Рассмотреть направления и методы анализа рынка корпоративных облигаций.
3. Провести анализ российского рынка корпоративных облигаций.
Исследование основано на методологии системного анализа, позволяющей выявить причинно-следственные связи между событиями, а также изучить особенности развития рынка корпоративных облигаций. Использовались метод аналогий и сравнительный анализ данных.
Информационную базу исследования составили нормативные документы справочных правовых систем; статистические материалы Центрального Банка РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, данные, размещенные в сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.
1 Корпоративные облигации: понятие, виды, назначение
1.1 Понятие и виды корпоративных облигаций
Облигация – это долговая ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный срок номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также фиксированного процента от номинальной стоимости или дисконта. По видам эмитента, облигации разделяются на государственные и корпоративные облигации [2, с. 103].
Корпоративная облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.
Виды корпоративных облигаций перечисляются в порядке уменьшения ранга, т.е. приоритетности выплаты процентов и основной суммы долга.
Обеспеченные или ипотечные облигации могут быть выпущены компанией только в том случае, если у нее есть какие-то конкретные высококачественные активы. Обычно это только земля или здания, но, например, винокуренные заводы могут предоставлять в качестве залога запасы продукции, которая должна поступить в продажу, например, только через десять лет или больше.
Другими словами, это имущество, которое может использоваться в качестве фиксированного залога по облигации и которое компания планирует использовать в течение длительного периода времени (например, 10-25 лет).
Компания не имеет права продавать активы, выступающие в качестве фиксированного залога, не получив разрешения владельцев облигаций. Владельцам облигаций, как правило, разрешается конфисковать отдельные активы в том случае, если компания не может выполнить требований кредита (в число которых может входить требование к тому, чтобы сумма активов превышала сумму займа на определенную величину), и продать эти активы для того, чтобы компенсировать основную сумму долга.
Следующая черта такого вида облигации заключается в том, что компания может создать «выкупной фонд», который будут использоваться в процессе погашения. Это означает, что каждый год компания откладывает определенную сумму денежных средств, которые она использует для выкупа некоторых облигаций на открытом рынке. Одним из следствий использования данного подхода (в соответствии с законом спроса и предложения) является то, что кредитор будет готов получать более низкую процентную ставку.
Поскольку данный инструмент является долговым инструментом «высшего качества», то требуется, чтобы компания использовала прибыль за каждый год (или свой капитал) для оплаты данного вида облигаций до того, как будут удовлетворены требования других кредиторов.
В развитых странах, практически, не было случаев падения цен на недвижимость за исключением периода с 1987 по 1995 г. Таким образом, данный метод рассматривается как наиболее безопасный способ кредитования (после государственных заимствований) и представляет собой самый «качественный» облигационный продукт [9, с. 133].
Облигации, которые не имеют фиксированного залога, относятся к следующей категории и могут обеспечиваться плавающим залогом. Обеспечением могут быть материальные или нематериальные активы, включая торговые марки и долгосрочные контракты.
1 О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04. 1996 № 39-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2 Асаул, А. Н. Основы бизнеса на рынке ценных бумаг: учеб. для высш. учеб. заведений по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии строительства» / А. Н. Асаул, Н. А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. А. Н. Асаула. – СПб.: Питер, 2010. – 207 с.
3 Базовый курс по рынку ценных бумаг: учеб. пособие по специальности «Финансы и кредит» / [Ломтатидзе О.В. и др.]. – М.: КноРус, 2010. – 444 с.
4 Бурков, А.А. Государственное регулирование инвестиционного климата России / А.А. Бурков // Российское предпринимательство. – 2010. – № 10 Вып. 2 (169). – С. 13-19.
5 Вукович, Г.Г. Инвестиционный климат в РФ: исследование механизма реализации инвестиционной политики РФ / Г.Г. Вукович, К.В. Кравцов // Общество: политика, экономика, право. – 2013. – № 3. – С. 61-66.
6 Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг: учебник / В. А. Галанов; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 378 с.
7 Дроздова, В.В. Инвестиционный климат в Российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики / В.В. Дроздова // Финансы и кредит. – 2012. – №2(482). – С. 23-32.
8 Ермошина, Т.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности / Т.В. Ермошина // Российское предпринимательство. – 2010. – № 12 Вып. 2 (174). – С. 17-23.
9 Игонина, Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. – М.: Экономистъ, 2013. – 478 с.
10 Кадников А.А. Методы оценки рисков российских корпоративных облигаций / А.А. Кадников // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – Том 11, Выпуск 2. – С. 111-117.
11 Кадников А.А. VAR портфеля, содержащего инструменты с короткой историей торгов / А.А. Кадников // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. – 2009. – Т. 9, вып. 3. – С. 39-52.
12 Криничанский, К. В. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / К. В. Криничанский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 604 с.
13 Отчет «Рынок долговых обязательств» / ОАО ГАЗПРОМБАНК. – 2014. – январь. [Электронный ресурс]. URL: http://st.finam.ru/ipo/comments/_GPB_RUB_corp_bonds.pdf/ (дата обращения: 13.08.2014).
14 Прохоров, А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности / А.Ю. Прохоров // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 5 (16). – С. 3-8.
15 Селеванова, Т. С. Ценные бумаги: теория, задачи с решениями, учеб. ситуации, тесты: учеб. пособие / Т. С. Селеванова, Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». – М.: КноРус, 2012. – 351 с.
16 Ческидов, Б. М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: [учеб. пособие] / Б. М. Ческидов. – изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО, 2013. – 235 с.
17 Янукян, М. Г. Практикум по рынку ценных бумаг: учеб. пособие по специальности «Финансы и кредит» / М. Г. Янукян. – СПб.: Питер, 2014. – 218 с.