Введение
1 Понятие духовности и ее типы. Характеристика основных типов духовности
2 Идеалы и ценности человеческой и общественной жизни
3 Основные духовные проблемы
4 Бездуховность, ее проявления и возможности преодоления
Заключение
Практические задания
Задание 1
Человек, - писал Ф.М. Достоевский. - есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
О каких тайнах человека может идти речь? Почему для того, чтобы быть человеком, важно понять эту тайну?
Задание 2 Что из перечисленного ниже относиться к духовному житию людей и общества:
Задание 3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Н.А. Бердяева «Царство Духа н царство Кесаря» (С. 248 - 254) и дайте развернутый ответ на вопрос «Чем, с точки зрения автора, вызван кризис духовной культуры в современном мире?»
Список литературы
Духовность - эта инстанция, назовем ее духовной потенцией, т.к. она не сводима ни к природным качествам, ни к явлениям социального окружения, дает возможность человеку противостоять себе самому, сохранять дистанцию по отношению к себе, контролировать и оценивать совершенные и еще только задуманные поступки. Без этой духовной инстанции были бы невозможными самосознание, рост и развитие каждого и вся та внутренняя работа, которая меняет человека и производит существенные перемены в окружающем мире.
Человек как микрокосм не является суммой своих составляющих. Каждый - сложная иерархизированная система структур, а место, значение и сравнительная роль духа определяют меру человека в человеке. Это не значит, что дух одинаково представлен в психике всех людей. Напротив, мы имеем дело с широким диапазоном состояний, с человечеством как множеством. Эволюция, представленная в психосоматике человека, создает основу для варьирования и выбора в широком диапазоне значений: от растительно-животного состояния до напряженного духовного подвижничества. Духовная потенция реализуется в процессе самоопределения, в возможном и частом противостоянии природным импульсам и давлению со стороны среды, осуществляя мобилизацию сознательно-волевых ресурсов человека. В результате мы можем говорить о том, что, оставаясь морфологически представителем одного и того же вида жизни, членом социальной общности и ее конкретных подразделений, каждый реализует в себе человека определенной высоты и достоинства. Мы распознаем эту человеческую меру во всей полноте проявлений конкретного человека. Она выражается не столько в содержании самого дела, сколько в мотиве. Это хорошо отражено в известной притче о трех рабочих, возивших тяжелые тачки на стройке. На вопрос, что они делают, все ответили по-разному: один сказал, что зарабатывает себе на хлеб, другой - кормит семью, а третий - строит храм. Разница в мотиве отразила разную меру духовного осмысления своего труда.
Так что же такое духовность? На этот вопрос мы постараемся ответить в нашем реферате. Наша задача определить интерпретацию духовности в истории философии и религии.
1 Понятие духовности и ее типы. Характеристика основных типов духовности.
Духовность, выраженная, прежде всего, в совокупности всех явлений и процессов сознания, является важнейшей стороной всего того, что происходит в обществе, что делают и чем живут люди, и потому она выступает основанием жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельного человека.
Духовность предстает одним из основных измерений человеческой личности, одной из ее характеристик, которые можно различать на физическое (телесное), душевное и духовное.
Емкость и универсальность понятия духовности создает определенные сложности в её трактовке. Понимание духовности во многом определяется контекстом её рассмотрения, применяемого понятийного аппарата и решаемой познавательной цели.
В обыденной жизни под духовностью представляют "качество, проявляющееся в интеллигентности, в благородстве мыслей и действий, в высокой культуре чувств и поведения"[4].
Духовность с религиозной точки зрения предстает как выполнение заповедей, отраженных в священных текстах: накормить, напоить, согреть, утешить и т.д. В данном случае духовность предстает как устремление человека вовне, к высшему, к вечному, а нравственность (реальное проявление духовности) - в виде упорядочивания отношений людей друг с другом. Духовность выступает вертикалью, а нравственность - горизонталью духовных стремлений человека.