Введение
Глава 1. Правовые основы пенсионного страхования и деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления системы обязательного пенсионного страхования в России
1.2 Современная структура пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.3 Законодательные основы деятельности ПФ РФ
Глава 2. Финансовые основы реализации функций Пенсионного фонда Российской Федерации
2.1 Порядок формирования доходов Пенсионного фонда РФ
2.2 Направления и порядок использования средств Пенсионного фонда РФ
2.3 Управление средствами пенсионных накоплений
Глава 3. Проблемы функционирования Пенсионного фонда РФ и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Российская Федерация в соответствии с Конституцией – «социальное государство», политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, включая инвалидов и «пожилых граждан» посредством установления «государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты». Одновременно «поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения».
В современных условиях развития рыночной экономики и растущего старения населения государственная политика встречает большие трудности в попытке реформировать пенсионную систему, в особенности накопительных пенсий в альтернативных негосударственных фондах.
Сейчас в России на 142 млн жителей уже 39 млн пенсионеров, включая 13 млн инвалидов, при растущем многомиллиардном дефиците Пенсионного фонда. Это 60 пенсионеров на 100 работающих, к 2025 г. их соотношение увеличится до 90 на 100.
Теоретические и практические вопросы социального и пенсионного страхования, развития пенсионной системы государства и ее реформирования исследованы в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов: Д.Г. Александрова, П. Арроу, М.Н. Бродского, В.И. Вьюницкого, М.Э. Дмитриева, Я. Йончика, М. Клоуз, Д.С. Коншина. С.В. Комарова, В.В. Куценко, М.Рашид, В.Роика. С.В. Ровбеля, А.К. Соловьева и др.
Вместе с тем многие предложения по реформированию пенсионной
Актуальность, сложность и многогранность проблем проведения пенсионной реформы, совершенствования механизма функционирования государственного пенсионного фонда обуславливают необходимость системного исследования данных проблем применительно к новым условиям и конкретным региональным особенностям.
Целью работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию механизма функционирования Пенсионного фонда РФ.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- раскрыть социально - экономическое содержание понятия «пенсионный фонд», исследовать его специфику в условиях преобразований пенсионной системы;
- исследовать механизм функционирования Пенсионного фонда России;
- выявить тенденции и перспективные направления совершенствования Пенсионного фонда России в условиях трансформации системы пенсионного обеспечения.
Объектом исследования является государственный пенсионный фонд как социально-финансовый институт системы пенсионного обеспечения.
Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе формирования и использования ресурсов Пенсионного фонда России.
Методологической основой является диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.
Глава 1. Правовые основы пенсионного страхования и деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 История становления системы обязательного пенсионного страхования в России
Зарождением пенсионного обеспечения можно считать начало казенных выплат, которые особыми решениями и в выборочном порядке осуществлялись применительно к чинам флота с 1720 г., а с середины XVIII столетия - к отставным армейцам. [19. С. 65] Помимо пенсионного законодательства военнослужащих существовали и институты социального призрения для бывших офицеров и нижних чинов, а также их семей.
В 1764 году был введен институт пенсионных услуг в закон прохождения госслужащих от 1764 г. В последующем, положение было дополнено пенсионными статьями в ведомственных законах, что способствовало росту разночтений и неоправданному дублированию. Для устранения этого в России был издан пенсионный Устав от 6 декабря 1827 г. обобщающий все законоположения о казенном пенсионе для служащих различных гражданских ведомств, которые составляли главный контингент государственных пенсионеров. [19. С. 67]
Зарождение пенсионного обеспечения православного духовенства началось с царского указа от 4 апреля 1842 г. о создании накопительного капитала с последующим его дополнением из фонда казенными субсидиями для назначения пенсий только беднейшим священникам сельской местности, отчислявших 2% жалования для будущего пенсиона. [19. С. 67]
Временными правилами 1866 г. эту пенсионную систему распространили на всех православных священников, назначив им пенсион 20 руб. в год с последующим его увеличением; а с 1880 г. таковой получили дьяконы; с 1887 г. начали платить пенсии «на счет Казны» круглым сиротам церковных деятелей. Одновременно ввели половинные пенсии за укороченную службу и сокращенные с отставкой по болезни.
В 1902 г. состоялось утверждение Устава о пенсиях священнослужителям и псаломщикам духовного ведомства как уже специального законоположения постоянного действия. В нем при полной выслуге 35 лет годовую пенсию повысили священникам с 70 до 130 руб. Пенсионы несколько меньшего размера получали дьяконы и псаломщики, а после их смерти вдовы и дети, до наступления их совершеннолетия.
Советская пенсионная система с самого начала была централизована, управлялась и регулировалась в ходе становления декретами и постановлениями высших законодательных и исполнительных органов власти. Согласно ст. 24 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР) высшей властью республики является Всероссийский съезд Советов, который избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК) - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. ВЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.
В состав первого Рабоче-Крестьянского правительства, образованного Постановлением II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 26 октября 1917 г., входил Комиссариат по делам народного призрения, возглавляемый А. Коллонтай, в ведении которого находились пенсионные вопросы. Первая Конституция РСФСР уточнила структуру Советского Правительства. Так, Наркомат народного призрения был переименован в Наркомат социального обеспечения.
В середине 1950-х годов в СССР начала создаваться система всеобщего пенсионного обеспечения. В соответствии с законом «О государственных пенсиях» основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет. Существенной частью данной пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение. Его основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года [17].
В советское время был установлен общий возрастной ценз выхода на пенсию: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При достижении пенсионного возраста и наличии стажа работы 20 и 25 лет соответственно, любой работник имел право на государственную пенсию.
Более последовательное и радикальное рыночное законодательство было принято Верховным Советом РСФСР в декабре 1990 г. - закон от 29.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» и Закон от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В связи с указанными законами вносились соответствующие изменения в пенсионное законодательство: вводилось добровольное пенсионное страхование, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. был создан Пенсионный фонд РСФСР, государственное бюджетное финансирование пенсий для граждан РСФСР (отдельно от граждан всех других республик СССР) было заменено финансированием за счет пенсионного страхования с тарифом страхового взноса в 20,6% от заработной платы.
Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.