Введение
1.Теоретические и методические основы организации учета расчетов по налогам и сборам
1.1. Виды налогов и их классификация
1.2. Системы налогообложения и организационные особенности учета налогооблагаемой базы
1.3. Нормативные документы, регулирующие организацию учета расчетов по налогам и сборам
2. Состояние и пути совершенствования организации учета расчетов по налогам и сборам
2.1. Финансово-экономическая характеристика организации
2.2. Организация первичного учета расчетов по налогам и сборам
2.3 Организация аналитического и синтетического учета расчетов по налогам и сборам
2.4. Совершенствование организации учета расчетов по налогам и сборам
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Бухгалтерский учет непрерывно связан с налоговой политикой. Только за счет правильного и четкого ведения бухгалтерского учета государство может получать достоверные сведения об организациях, а также своевременно формировать бюджет страны. Обе системы должны быть достаточно гибкими, чтобы реагировать на изменения как в налоговой деятельности, так и в бухгалтерском учете.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В современных условиях формирования таких отношений бухгалтерский учет призван обеспечить пользователям достоверность и своевременность предоставления учетной информации для анализа финансового положения организации и достигнутых результатов ее хозяйственной деятельности с целью оперативного управления. При этом за бухгалтерией сохраняются функции организации своевременного и полного учета расчетов по обязательным платежам, которые жестко регулируются со стороны государства действующим налоговым законодательством. Несмотря на строгое регламентирование, в практической деятельности бухгалтерских служб все еще не редко встречаются ошибки при отражении хозяйственных операций. Это приводит к неправильному формированию затрат на производство, к неточному определению выручки от реализации продукции и в конечном итоге к искажению финансовых результатов деятельности организации и неправильному исчислению налогов и других обязательных платежей. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит система бухгалтерского учета, а следовательно и эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель курсовой работы - разработка мероприятий по совершенствованию учета расчетов по налогам и сборам.
Для того, чтобы цель курсовой работы была достигнута, были поставлены следующие задачи:
- изучить законодательную, нормативную базы по теме исследования;
- рассмотреть теоретические и методические аспекты учета расчетов по налогам и сборам;
- дать финансово-экономическую характеристику ПАО «Орелстрой»;
- выявить особенности организации синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам в данной организации;
- найти пути совершенствования учета;
Информационная база исследования - нормативно-правовые акты действующего законодательства, инструкции, учебная литература, научные статьи ученых-экономистов по теме исследования, документация ПАО «Орелстрой».
Объект исследования - финансово- хозяйственная деятельность ПАО «Орелстрой» в целом.
Предмет исследования – учетно-аналитические процессы и операции, связанные с расчетами по налогам и сборам.
При выполнении работы использованы методы системного подхода, анализа и синтеза.
В процессе работы проведены исследования совокупных показателей, отражающих экономико-финансовое состояние предприятия.
- Теоретические и методические основы организации расчетов по налогам и сборам
1.1 Виды налогов и их классификация
В современной экономике налоги - это важная часть финансовой системы практически во всех государствах мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению государства, а конкретно ему, его развитию и изменениям. Именно с этим большинство ученых связывали и связывают появление важной экономической категории "налогообложение", главной задачей которого изначально являлось обеспечение государства ресурсами.
Развитие и модернизация государственного устройства постоянно сопровождаются изменением налоговой системы.
Необходимость налогов вытекает из основных функций государства, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, оборонную, внешнеэкономическую, экономическую, социальную), на которую требуются средства. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений[1].
Основное определение термина «налоги» представлено в Налоговом кодексе РФ.
Согласно НК РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[2].
В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмоздность[3].
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[4].
В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предполагает собственную правовую конструкцию и занимает определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.
Выяснение местоположения каждого налога в финансовой системе способствует точному установлению механизма его введения, определению уровня бюджета, в который зачисляется каждый налог, круга плательщиков и перечня объектов, с которых взимается платеж. Посредством деления па различные виды налоги объединяются в отдельные группы, позволяющие более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, поскольку влияют па объем налоговой обязанности налогоплательщика.
Многообразие видов налогов предполагает их разделение по классификационным признакам (рис.1).
Рисунок 1- Классификационные признаки налогов
- В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков - организаций (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.). Необходимо помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя в большинстве случаев организации имеют статус юридического лица. Вместе с тем все организации относятся к плательщикам налогов (независимо от наличия статуса юридического лица), в частности филиалы и представительства;
б) налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков - физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.);
в) общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
- В зависимости от формы обложения:
а) прямые (подоходно-имущественные) - налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.). Прямые налоги подразделяются на:
- личные - налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
- реальные - налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается. Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, налог на вмененный доход, налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог);
б) косвенные (на потребление) - налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог па добавленную стоимость и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), выступающий как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг). Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
- По территориальному уровню:
а) федеральные налоги - устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти - Государственной Думой. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления[5]. Согласно п. 2 ст. 12 НК федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК. Таковыми согласно ст. 13 НК являются, например: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог;
б) региональные налоги - налоги, перечисленные Налоговым кодексом, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость);
в) местные налоги - налоги, устанавливаемые НК, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
- В зависимости от канала поступления:
а) государственные - налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
б) местные - налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
в) пропорциональные - налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
г) внебюджетные - налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
- В зависимости от характера использования:
а) налоги общего значения - используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, па которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
б) целевые налоги - зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог).
- В зависимости от периодичности взимания:
а) разовые - налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение);
б) регулярные налоги - взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
Данные критерии классификации налогов не являются полными, но несмотря на это, достаточны для характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе разных авторов налоги группируются и иными способами, что позволяет точнее выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.