Введение
Глава 1 Теоретические аспекты межбюджетных отношение
1.1 Сущность и содержание межбюджетных отношений
1.2. Модели межбюджетных отношений
- Современный механизм организации бюджетного федерализма в Российской Федерации и Алтайском крае
2.1. Особенности организации межбюджетных отношений в РФ
2.2. Механизм организации межбюджетных отношений в Алтайском крае
- Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1. Проблемы бюджетного федерализма на современном этапе
3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений в России
Заключение
Список литературы
Приложение
В бюджетной системе РФ присутствуют и взаимодействуют разные субъекты межбюджетных отношений. Отличительная черта этих межбюджетных связей определяется понятием «бюджетный федерализм». Федеративные особенности построения бюджетной системы нацелены на сочетание, с одной стороны, самостоятельного, а, с другой стороны, совместного управления бюджетным процессом.
Реализация национальных целей и стратегических задач, обозначенных в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204, требует построения системы планирования и управления национальными проектами, контроля за их реализацией. Основной механизм реализации целей национального проекта — это федеральные и региональные проекты, которые являются управленческой единицей национальных проектов и включаются в качестве структурного элемента в государственные программы Российской Федерации и субъектов РФ соответственно. Очевидно, что вопросы организации межбюджетных отношений с регионами на ближайшие годы будут тесно связаны с реализацией национальных задач, обозначенных в данном указе. Выполнение регионами задач, поставленных в данном документе, потребует ресурсного обеспечения, в связи с чем следует реализовать комплекс мер в сфере межбюджетных отношений. Например, необходимо переориентировать и приоритизировать целевые межбюджетные трансферты с учетом задач, обозначенных в указе и стратегии пространственного развития, заложив в основу дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий, с учетом экономической специализации субъектов РФ, выявленными точками роста и инфраструктурными ограничениями. Смягчить уровень софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральных проектов.
В настоящее время достаточно актуальна проблема оптимального формирования и расходования бюджетных средств. Местные бюджеты зачастую приобретают все более высокую зависимость от федерального бюджета, государству все сложнее полноценно удовлетворить потребности всех субъектов в части бюджетного финансирования — все перечисленные проблемы затормаживают развитие финансовой системы РФ, в связи с чем проблема исследования межбюджетных отношений в РФ приобретает все больший научный интерес.
Целью работы является исследование проблем и направлений совершенствования межбюджетных отношений в РФ.
Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и содержание межбюджетных отношений;
- проанализировано состояние и выявлены проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации;
- дана характеристика перспектив развития межбюджетных отношений в России.
Предметом исследования является современная модель бюджетного федерализма в России, которая предопределяет особенности движения финансовых потоков между уровнями бюджетной системы.
Объект исследования – межбюджетных отношений в Российской Федерации.
При написании работы были использованы следующие методы исследований: монографический метод, метод сравнительного анализа; экономико-статистический метод и др.
Теоретической и методологической основой послужили законодательные нормативные акты Российской Федерации, материалы Министерства финансов РФ, работы таких отечественных ученых и специалистов-практиков, как Поляк Г.Б., Волкова О., Бочарова С., Поварова А.И. и др., а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.
Глава 1 Теоретические аспекты межбюджетных отношение
1.1 Сущность и содержание межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения — достаточно дискуссионная тема и среди экспертов, и среди тех, кто принимает решения в сфере государственного управления. Появившись как термин в 1990-е годы, межбюджетные отношения понимались по-разному: вызывало споры то, какую важную роль они играют во взаимоотношениях Федерации, ее регионов и муниципальных образований. В Бюджетном кодексе формальное определение этого понятия неоднократно менялось. В итоге сейчас под ними понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса[1].
Исходя из этого определения, субъектами межбюджетных отношений выступают не органы государственной власти или местного самоуправления, а непосредственно Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Кроме того, даже из определения межбюджетных отношений в Бюджетном кодексе понятно, что они не ограничиваются пониманием того, какой объем трансфертов и в какой форме должен быть распределен между регионами или муниципалитетами, а включают более широкий круг вопросов.
Иногда межбюджетные отношения понимаются даже шире, чем собственно элемент бюджетной политики или финансовый аспект региональной политики.
Так, одной из задач бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на 2021–2024 годы в основных направлениях, подготовленных Минфином России, названо «совершенствование эффективности правового регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и повышение эффективности системы делегирования полномочий»[2].
Если исходить из такой логики, то разграничение полномочий вытекает не из статей Конституции и положений ряда федеральных законов, прежде всего законов № 184 ФЗ и № 131 ФЗ, а из сложившихся взаимоотношений публично-правовых образований в бюджетной сфере.
Начиная с 1998 года правительством неоднократно принимались программы и концепции, направленные на совершенствование межбюджетных отношений. В 2004 году, вслед за вступлением в силу нового закона об общих принципах местного самоуправления и изменением полномочий региональных органов государственной власти, целый блок поправок в Бюджетный кодекс кардинально изменил систему межбюджетных отношений. Тогда были закреплены формализация различных видов межбюджетных трансфертов, принципы и условия их распределения как из федерального, так и из региональных бюджетов.
Под бюджетным федерализмом в современных условиях понимают систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса на основе разделения полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм представляется сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей. Он реализуется, в основном, в результате бюджетного процесса путем мобилизации бюджетных доходов и расходовании полученных финансовых ресурсов.
В самом простом понимании, бюджетный федерализм показывает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов (рисунок 1). В системе бюджетного федерализма денежный поток связан с перемещением бюджетных средств от одного субъекта Федерации или бюджетного уровня к другому. При этом, под трансфертом в узком смысле понимается денежный поток из централизованного бюджетного фонда к субъектам Российской Федерации.
Рисунок 1 Объективное и субъективное в межбюджетных отношениях
Основными принципами межбюджетных отношений можно назвать следующие:
- общность общегосударственных интересов и интересов населения страны как основа бюджетной сбалансированности;
- сочетание принципов централизации и децентрализации в законодательном разграничении бюджетных полномочий;
- обеспечение необходимыми финансовыми средствами всех органов власти для достижения возможности выполнения ими возложенных функций;
- обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех уровней бюджетной системы;
- наличие одинаковых для каждого уровня бюджетной системы единых и прозрачных, всем понятных методов регулирования бюджетов;
- большая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из доступного потенциала соответствующей территории при наделении структур власти необходимой для этого налоговой инициативой.