Курсовая работа|Финансы

Межбюджетные отношения в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 33

Введение 

Глава 1 Теоретические аспекты межбюджетных отношение  

1.1 Сущность и содержание межбюджетных отношений  

1.2. Модели межбюджетных отношений  

  1. Современный механизм организации бюджетного федерализма в Российской Федерации и Алтайском крае 

2.1. Особенности организации межбюджетных отношений в РФ   

2.2. Механизм организации межбюджетных отношений в Алтайском крае  

  1. Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации 

3.1. Проблемы бюджетного федерализма на современном этапе  

3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений в России  

Заключение  

Список литературы 

Приложение  

В бюджетной системе РФ присутствуют и взаимодействуют разные субъекты межбюджетных отношений. Отличительная черта этих межбюджетных связей определяется понятием «бюджетный федерализм». Федеративные особенности построения бюджетной системы нацелены на сочетание, с одной стороны, самостоятельного, а, с другой стороны, совместного управления бюджетным процессом.

Реализация национальных целей и стратегических задач, обозначенных в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204, требует построения системы планирования и управления национальными проектами, контроля за их реализацией. Основной механизм реализации целей национального проекта — это федеральные и региональные проекты, которые являются управленческой единицей национальных проектов и включаются в качестве структурного элемента в государственные программы Российской Федерации и субъектов РФ соответственно. Очевидно, что вопросы организации межбюджетных отношений с регионами на ближайшие годы будут тесно связаны с реализацией национальных задач, обозначенных в данном указе. Выполнение регионами задач, поставленных в данном документе, потребует ресурсного обеспечения, в связи с чем следует реализовать комплекс мер в сфере межбюджетных отношений. Например, необходимо переориентировать и приоритизировать целевые межбюджетные трансферты с учетом задач, обозначенных в указе и стратегии пространственного развития, заложив в основу дифференцированный подход к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий, с учетом экономической специализации субъектов РФ, выявленными точками роста и инфраструктурными ограничениями. Смягчить уровень софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральных проектов.

В настоящее время достаточно актуальна проблема оптимального формирования и расходования бюджетных средств.  Местные бюджеты зачастую приобретают все более высокую   зависимость от федерального бюджета, государству все сложнее   полноценно удовлетворить потребности всех субъектов в  части бюджетного  финансирования  —  все  перечисленные  проблемы  затормаживают  развитие  финансовой  системы  РФ,   в связи с чем  проблема исследования межбюджетных  отношений  в  РФ  приобретает  все  больший  научный интерес.

Целью работы является исследование проблем и направлений совершенствования межбюджетных отношений в РФ.

Для реализации указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и содержание межбюджетных отношений;
  • проанализировано состояние и выявлены проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации;
  • дана характеристика перспектив развития межбюджетных отношений в России.

Предметом исследования является современная модель бюджетного федерализма в России, которая предопределяет особенности движения финансовых потоков между уровнями бюджетной системы.

Объект исследования – межбюджетных отношений в Российской Федерации.

При написании работы были использованы следующие методы исследований: монографический метод, метод сравнительного анализа; экономико-статистический метод и др.

Теоретической и методологической основой послужили законодательные нормативные акты Российской Федерации, материалы Министерства финансов РФ, работы таких отечественных ученых и специалистов-практиков, как Поляк Г.Б., Волкова О., Бочарова С., Поварова А.И. и др., а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.

 

Глава 1 Теоретические аспекты межбюджетных отношение

1.1 Сущность и содержание межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения — достаточно дискуссионная тема и среди экспертов, и среди тех, кто принимает решения в сфере государственного управления. Появившись как термин в 1990-е годы, межбюджетные отношения понимались по-разному: вызывало споры то, какую важную роль они играют во взаимоотношениях Федерации, ее регионов и муниципальных образований. В Бюджетном кодексе формальное определение этого понятия неоднократно менялось. В итоге сейчас под ними понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса[1].

Исходя из этого определения, субъектами межбюджетных отношений выступают не органы государственной власти или местного самоуправления, а непосредственно Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Кроме того, даже из определения межбюджетных отношений в Бюджетном кодексе понятно, что они не ограничиваются пониманием того, какой объем трансфертов и в какой форме должен быть распределен между регионами или муниципалитетами, а включают более широкий круг вопросов.

Иногда межбюджетные отношения понимаются даже шире, чем собственно элемент бюджетной политики или финансовый аспект региональной политики.

Так, одной из задач бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на 2021–2024 годы в основных направлениях, подготовленных Минфином России, названо «совершенствование эффективности правового регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и повышение эффективности системы делегирования полномочий»[2].

 Если исходить из такой логики, то разграничение полномочий вытекает не из статей Конституции и положений ряда федеральных законов, прежде всего законов № 184 ФЗ и № 131 ФЗ, а из сложившихся взаимоотношений публично-правовых образований в бюджетной сфере.

Начиная с 1998 года правительством неоднократно принимались программы и концепции, направленные на совершенствование межбюджетных отношений. В 2004 году, вслед за вступлением в силу нового закона об общих принципах местного самоуправления и изменением полномочий региональных органов государственной власти, целый блок поправок в Бюджетный кодекс кардинально изменил систему межбюджетных отношений. Тогда были закреплены формализация различных видов межбюджетных трансфертов, принципы и условия их распределения как из федерального, так и из региональных бюджетов.

Под бюджетным федерализмом в современных условиях понимают систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса на основе разделения полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.

Бюджетный федерализм представляется сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей. Он реализуется, в основном, в результате бюджетного процесса путем мобилизации бюджетных доходов и расходовании полученных финансовых ресурсов.

В самом простом понимании, бюджетный федерализм показывает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов (рисунок 1). В системе бюджетного федерализма денежный поток связан с перемещением бюджетных средств от одного субъекта Федерации или бюджетного уровня к другому. При этом, под трансфертом в узком смысле понимается денежный поток из централизованного бюджетного фонда к субъектам Российской Федерации.

Рисунок 1   Объективное и субъективное в межбюджетных отношениях

Основными принципами межбюджетных отношений можно назвать следующие:

- общность общегосударственных интересов и интересов населения страны как основа бюджетной сбалансированности;

- сочетание принципов централизации и децентрализации в законодательном разграничении бюджетных полномочий;

- обеспечение необходимыми финансовыми средствами всех органов власти для достижения возможности выполнения ими возложенных функций;

- обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех уровней бюджетной системы;

- наличие одинаковых для каждого уровня бюджетной системы единых и прозрачных, всем понятных методов регулирования бюджетов;

- большая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из доступного потенциала соответствующей территории при наделении структур власти необходимой для этого налоговой инициативой.

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - - N 31. -  Ст. 3823.
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - .2017, N 50 (Часть I). -  Ст. 7533.
  3. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2019. – 426 с.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2017. – 550 с.
  5. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2017. – 452 с.
  6. Волкова О., Бочарова С. Эксперты предупредили о растущих угрозах для бюджетов регионов // Данные агентства – ULR: http://www.rbc.ru/economics/11/11/2015/564214a79a79470ac3e14728 (дата обращения: 02.02.2021)
  7. Годовой отчет об исполнении бюджета РФ. 2018 год // Официальный сайт Федерального Казначейства России. – ULR: http://xn--80aaglioc0an2al0d.xn--p1ai/ (дата обращения: 02.02.2021)
  8. Джиоева В.Ч., Баженов Ю.Н. Бюджетный кризис и проблемы реализации межбюджетных отношений в Российской Федерации // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. - № 2(46). – С. 14-15.
  9. Информация об исполнении краевого бюджета на01.2019 // Министерство финансов Алтайского края. - Режим доступа: http://fin22.ru/isp/ispbud/o2018/o2018_2923.html (дата обращения: 02.02.2021).
  10. Климанов В.В. Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе: экспертный взгляд // Бюджет.ru. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/315362.php (дата обращения: 02.02.2021).
  11. Модели бюджетного федерализма. Развитие Российской модели бюджетного федерализма. www.budgetrf.ru // Университетская информационная система «Россия». - (дата обращения: 02.02.2021).
  12. Московцев Н.Н. Межбюджетные отношения и принципы их организации в Российской Федерации//Научный результат. Экономические исследования. - Т.4. - №2. – 2018. – С. 18-23.
  13. Поварова А.И. Региональные бюджеты 2017: проблемы формирования и реализации // Проблемы развития территории. 2018. №1 (75). С.24-36.
  14. Положение дел в сфере межбюджетных отношений // Деловая Россия. – 2019. – ULR: http://www.deloros.ru/main.php?mid=334&doc=23181 (дата обращения: 02.02.2021)
  15. Проблемы организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(21). URL: http://sibac.info/archive/economy/6(21).pdf (дата обращения: 02.02.2021)
  16. Проект "Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" // Режим доступа: http://minfin.ru/ - (дата обращения: 02.02.2021).
  17. Сметанин С.В. Кредитование региональных и муниципальных бюджетов Федеральным казначейством //Журнал «Финансы». – 2018. - №7. – С. 27-28
  18. Тетерин Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 520-523. — URL https://moluch.ru/archive/83/15221/ (дата обращения: 02.02.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Финансы
2013 год 42 стр.
Курсовая по финансам СибГУТИ
Telesammit
Курсовая работа Финансы
2010 год 53 стр.
Курсовая работа на тему: «Финансовый контроль»
diplomstud
Курсовая работа Финансы
2013 год 36 стр.
Курсовая Безналичные расчеты в России
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское