Меняется общество, меняется отношение к браку. Семейные ценности становятся все менее значимыми. В конце XX в. все эти процессы получили стремительное развитие. Согласно переписи населения, каждый десятый брак – «гражданский». С каждым годом это число стремительно растет. Незарегистрированное сожительство, которое недавно презиралось, теперь считается нормой и приветствуется современной молодежью.
Сегодня люди не торопятся официально оформлять отношения. Достаточно много пар стремится вначале пожить друг с другом, и это нужно для того, чтобы убедиться, действительно ли они подходят друг другу. В народе, считается, что «гражданский брак» подразумевает отношения без штампа в паспорте. Но следует отметить: в данном случае молодую пару тяжело назвать мужем и женой, пусть даже не официальными.
«Гражданский брак», о котором мы привыкли слышать, ничем не подкреплен, соответственно, не имеет юридической силы. И в случае возникновения претензий друг к другу молодым будет сложно. В связи с этим, стоит помнить: «гражданский брак» – это тот, который предопределяет государственную регистрацию.
Если рассмотреть юридическую сторону вопроса, то находясь в фактическом сожительстве, они остаются друг для друга чужими, соответственно, имеют минимум обязательств и в данном случае не принимается во внимание то, сколько эта пара живёт вместе.
В числе особенностей «гражданских браков» необходимо отметить, что мужчины и женщины в разной мере воспринимают его. Живя вместе, женщины считают, что находятся в безопасности, и за спиной у супруга, то есть – замужем. В то время как мужчины правильней оценивают ситуацию, считая себя почти холостыми и ничем никому не обязанными. Большинство парней придерживаются того мнения, что ничего никому не должны, даже если живут со своей «гражданской» супругой продолжительное время.
В случае, когда пара слишком молодая, и парень с девушкой предпочитают лучше узнать друг друга, сожительство может позволить избежать необдуманных ошибок, в том числе и серьезной волокиты с разводом, если они надумают разводиться. Сожительство можно назвать репетицией перед тем, как пара вступит в законный союз. В процессе так называемого «гражданского брака» женщина и мужчина смогут узнать, что такое семейная жизнь, возможно, привыкнуть друг к другу, как бы, морально прочувствовав дальнейший уклад.
Цель курсовой работы – исследовать гражданский брак в общественном мнении студентов: социальные причины и последствия.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы гражданский брак в общественном мнении студентов;
2. Провести социологические исследование гражданского брака в общественном мнении студентов.
Предмет исследования- теоретико методологические основы социологических исследований.
Объект исследования- отношения студенческой молодежи к гражданскому браку.
Методы исследования – анализ литературы, анкетирование.
Эмпирическая база исследования: студенты Алтайского филиала РАНГХиС.
Глава 1 Теоретические основы гражданский брак в общественном мнении студентов
1.1 Брак и семья в социологической науке
Одним из главных институтов общества является семья, т.к. оказывает влияние практически на все сферы жизни. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. И как следствие, семью изучает множество наук: педагогика, психология, социология, биология, демография и др.
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности.
В самом общем понимании, семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[1].
По классическому определению С.И. Ожегова, «Семья – это группа живущих вместе близких родственников»[2]. Это определение практически совпадает с данным В.И. Далем: «Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе».
Здесь уже можно выделить определенные признаки семьи – совместное проживание. С социологических позиций семья определяется как неформальная группа людей, основанная на браке, родстве и иных формах принятия детей на воспитание и характеризующаяся совместным проживанием, взаимной заботой и поддержкой.
Согласно определению социолога О.В. Шиняевой, «семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».
А.Г. Харчев дает определение семьи, основанное на категориях семейных отношений: «…семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Таким образом, на сегодняшний день сложилось огромное количество определений семьи - от самых широких, где семья выступает, как группа людей, любящих друг друга, либо имеющих общего предка; до самых узких, в которых перечисляются признаки семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак – «это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности».
С.И. Голодом семья рассматривается в качестве совокупности индивидов, которые состоят во взаимоотношениях[3].
Следуя такой логике, выделяются следующие типы семьи: традиционный (патриархальный), современный (детоцентристский), постсовременный (супружеский). Важно отметить, что в современной России можно встретить все эти типы одновременно, то есть, возможно, их параллельное функционирование. Представим характеристику каждого из данных типов.
Наиболее архаичным является патриархальный тип, при котором доминируют родственные отношения и с достаточной очевидностью прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Данное положение отражается в основном принципе – иерархизме и неравенстве членов семьи. Все принижаются перед главой семьи, женщины – перед мужчинами, младший – перед старшим, дети – перед взрослыми. В связи с этим, можно судить о централизме и принудительном коллективизме у приверженцев данного типа семьи.
Ошибочно считать, что изживание нравственных и экономических приоритетов главы семейства происходит везде в одинаковом ритме. Обратимся к статистике в исследовании, так автор А.А. Митрикас в своем исследовании констатирует тот факт, что и на сегодняшний день муж считается главой семьи, и его решение часто является доминирующим: так, 43,3% опрошенных отметили, что важнейшие для семьи вопросы решаются мужем[4].
Основные проблемы современной семьи связаны с изменением содержания её функций, что не может не влиять на качество брака. Поскольку в качестве критерия оценки качества брака выступает удовлетворенность браком, необходимо рассмотреть это понятие.
Современная наука определяет брак как санкционированные обществом половые отношения между мужчиной и женщиной с дальнейшим установление их супружеских, родительских прав и обязанностей.
Семья, в свою очередь, рассматривается, с одной стороны, как социальный институт - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми и, из другого - как имела социальная группа, члены которой связаны брачными или семейными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой предопределена потребностью общества в физическом и духовном воссоздании населения.
Сегодня в России насчитывается 3 млн пар, состоящих в гражданском браке, то есть незарегистрированном союзе мужчины и женщины. Исторически более точным является термин «сожительство», который использовался в дореволюционной России. Так, например, это понятие использует А.П. Чехов в своем произведении «Остров Сахалин». Подобные союзы были вынужденными у сосланных на поселение преступников, которым супруги, оставшиеся в Центральной России, не давали развода в церковном браке. Выжить же в тяжелых сахалинских условиях в одиночку было невозможно, поэтому матримониальные намерения у сосланных были очень сильны.
Л.Б. Шнейдер использует понятие «незарегистрированное сожительство», уточняя, что распространившееся в России понятие «гражданский брак» является терминологически неверным, так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
В настоящее время актуальным является изучение проблем семьи в любых ее проявлениях, в особенности исследования отношения молодежи к браку как прообраза будущего поколения России. В последние годы проблема так называемых гражданских союзов оживленно обсуждается на форумах в Интернете и в околонаучной литературе, в то время как этот социальный феномен требует серьезных эмпирических и обобщающих исследований и оценки[5]. Распространенность незарегистрированных сожительств требует осмысления в качестве социального феномена, социально-психологического явления (в смысле функционирования малой группы) и влияния данных взаимоотношений на личность (самих партнеров и детей) В отечественной литературе пока не выработано четкого определения сожительства, кроме того, сожительство в различной литературе определяется по – разному: свободный союз, гражданский брак, фактический брак и т.д. В англоязычной литературе для определения данной формы отношений существует только один термин -«cohabitation» (сожительство). Это наиболее распространенная форма альтернативных браков. Фиксация незарегистрированных союзов в современном мире и обществе наблюдается в различных возрастных группах, социальных стратах. Является ли распространение сожительств временным явлением, или долгосрочной тенденцией? Каким образом рост числа сожительствующих союзов может повлиять на функционирование института семьи? Среди новых форм семейных отношений сожительство является наиболее близкой к браку. Сожительство – это совместное проживание людей, имеющих сексуальные отношения, но не состоящих в браке. В современном обществе за подобными союзами, как уже было сказано, все больше закрепляется название "гражданский брак"[6].