ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами
1.1. Социальная отчетность как фактор преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами как объект исследования: основные понятия, функции, методы и составляющие
1.2. Проблемы и возможности эффективного использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами в условиях турбулентной экономики
Глава 2. Практика использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами (на примере Сбербанка)
2.1. Мировой и отечественный опыт использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами: основные методы и принципы использования
2.2. ПАО « Сбербанк» : оценка опыта использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами (основные преимущества и недостатки)
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций ПАО «Сбербанк» с партнерами
3.1. Основные направления повышения эффективности использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций с партнерами для компании ПАО «Сбербанк»
3.2. Комплекс мероприятий и их эффективность в рамках использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций с партнерами для компании ПАО «Сбербанк»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отчетность в области устойчивого развития – это практика измерения, раскрытия информации и отчетности перед внутренними и внешними заинтересованными сторонами, предметом которой являются результаты деятельности организации по отношению к цели устойчивого развития. Общий термин «отчетность об устойчивом развитии» является одним из синонимов отчетности, которая охватывает экономические, экологические и социальные аспекты деятельности организации.
Актуальность темы исследования. С развитием мировой экономики все больше компаний реализуют вектор социально ответственного бизнеса в своей бизнес-стратегии. Именно этот вектор развития становится одним из основополагающих элементов в процессе укрепления конкурентных позиций компании на мировой арене.
В последние годы эта практика нашла свое выражение в деятельности российских компаний, руководство которых ставит своей целью внедрение социально-ответственной составляющей в различные сферы деятельности с целью усиления своих конкурентных преимуществ как внутри страны, так и за ее пределами.
Цель работы: выявить специфику использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций с партнерами
Объект исследования: социальная отчетность как фактор преодоления кризисных ситуаций с партнерами
Предмет исследования: подходы, инструментарий и механизмы повышения эффективности использования социальной отчетности на преодоление кризисных ситуаций с партнерами компаний рынка на примере компании ПАО «Сбербанк».
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретико-методологические основы использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами;
-изучить практику использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами (на примере Сбербанка);
-разработать рекомендации по повышению эффективности использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций ПАО «Сбербанк» с партнерами.
Методология исследования: Использовался сравнительный анализ данных из открытых источников информации, сегментация данных и интерпретация результатов различных экономических исследований.
Информационная база исследования. Информационную базу исследования составляют: материалы Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной статистической службы; ассоциации российских банков; коммерческие банки (включая их финансовую отчетность); законодательные акты и иные нормативные акты Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретический смысл исследования заключается в уточнении и систематизации понятийного аппарата, характеризующего антикризисное банковское регулирование, что важно для определения направлений совершенствования и повышения эффективности антикризисного банковского регулирования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования положений и выводов в работе регулирующих органов при создании системы антикризисного регулирования банковской деятельности, в частности, создании организационной структуры для проведения антикризисного регулирования банковской системы, выборе приоритетных направлений развития банковского регулирования, использования методов и инструментов антикризисного регулирования банковской деятельности.
Корпоративная социальная ответственность не только приносит экономическую добавленную стоимость, но и является показателем морального и ответственного отношения компании к окружающей среде. Важно создать единую национальную форму компонентов системы корпоративного управления, отражающую предложенные тезисы для российской эталонной модели социальной ответственности.
Будущее развитие корпоративной социальной ответственности должно быть нацелено на внутреннюю среду, а не на внешнюю. В проекте российской модели должны быть утверждены нормативные значения по многим пунктам, часть из которых обязательно должна отражать единство с государственной социальной политикой.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы использования социальной отчетности для преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами
-
Социальная отчетность как фактор преодоления кризисных ситуаций компаний с партнерами как объект исследования: основные понятия, функции, методы и составляющие
Корпоративная социальная отчетность является важнейшей составляющей системы корпоративной социальной ответственности. Общепринятого определения понятия «корпоративная социальная отчетность» в научной литературе нет. В ряде исследований рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчетность», «социально ответственная отчетность», «социальная отчетность», «социальная и экологическая отчетность».
Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимость соблюдения принципов корпоративной социальной ответственности привели к тому, что стандартной финансовой отчетности уже недостаточно.
Социальный баланс компаний – это не просто набор количественных и качественных показателей их социальной деятельности.[1]
На наш взгляд, корпоративную социальную отчетность можно определить как сложную информационную систему, отражающую не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любой другой общественно значимый аспект ее деятельности, который может иметь существенные последствия для самой компании, ее потребителей. продуктов, акционеров, государственных организаций, подрядчиков или любой другой корпоративной группы, связанной с ним.
Корпоративная социальная отчетность, включающая достоверную и полную информацию о социальной деятельности компаний, является важнейшим звеном в цепи взаимодействия компании и государства.
С конца 90-х годов прошлого века крупные мировые компании стали публиковать отчеты не только о финансовых, но и нефинансовых (социальных) результатах своей деятельности. В настоящее время такие отчеты составляют иностранные и российские торговые структуры.
Рисунок 1- Функции социальной отчётности[2]
В отношении компаний, придерживающихся принципов корпоративной социальной ответственности, возникает вопрос о фиксации результатов социальной, экологической и иной деятельности в отчете.
Вопрос о необходимости ведения компаниями нефинансовых отчетов является очень серьезным вопросом, поскольку эмпирически проверить влияние нефинансовых отчетов на деятельность компаний крайне сложно. Однако наиболее очевидная причинно-следственная связь, объясняющая важность нефинансовой отчетности, заключается в том, что корпоративная социальная отчетность делает компанию более привлекательной для потребителей, повышая открытость и, в конечном счете, повышая прибыльность. Наличие таких отчетов позволяет продемонстрировать, как миссия, видение и стратегические цели, заявленные компанией, реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой представлены в отчете. Ключевым преимуществом отчетности является ее доступность не только для руководства, но и для всех заинтересованных сторон, включая государственные органы. Несомненно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию и узнаваемость бренда для всех социальных групп. Поскольку репутация состоит из нематериальных активов, таких как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также из материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, провал корпоративной социальной отчетности может негативно сказаться на ценности компания.
Следует подчеркнуть, что государство является одной из наиболее заинтересованных сторон в подготовке корпоративной социальной отчетности, так как помимо полезной информации о социально-экономической ситуации в стране оно будет иметь возможность корректировать будущие расходы на социальные программы. Естественно, что ведение нефинансовой отчетности также способствует развитию отношений с инвесторами, которыми зачастую являются государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам проводить тщательный анализ рисков и повышает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты.
Однако наиболее очевидная причинно-следственная связь, объясняющая важность нефинансовой отчетности, заключается в том, что корпоративная социальная отчетность делает компанию более привлекательной для потребителей, повышая открытость и, в конечном счете, повышая прибыльность. Наличие таких отчетов позволяет продемонстрировать, как миссия, видение и стратегические цели, заявленные компанией, реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой представлены в отчете.
Ключевым преимуществом отчетности является ее доступность не только для руководства, но и для всех заинтересованных сторон, включая государственные органы. Несомненно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию и узнаваемость бренда для всех социальных групп. Поскольку репутация состоит из нематериальных активов, таких как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также из материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, провал корпоративной социальной отчетности может негативно сказаться на ценности компания.
Следует подчеркнуть, что государство является одной из наиболее заинтересованных сторон в подготовке корпоративной социальной отчетности, так как помимо полезной информации о социально-экономической ситуации в стране оно будет иметь возможность корректировать будущие расходы на социальные программы.
Параллельно с составлением самого отчета ведется значительная работа по адаптации социальной деятельности компании к ожиданиям ее деловых партнеров и других контрагентов.[3]
На наш взгляд, публикация корпоративных социальных отчетов предоставляет им благоприятные возможности для достижения важных целей.
Во-первых, компании, подающие социальный отчет, имеют возможность узнать ожидания своих основных партнеров (преимущественно государства); обеспечить учет этих ожиданий при корректировке социальных программ; конкретно продемонстрировать, что компания учитывает интересы своих деловых партнеров.
Во-вторых, процедура социальных отношений позволяет компаниям проводить необходимые консультации с торговыми партнерами, позволяя им находить компромиссные решения. В-третьих, практика показывает, что социальные отношения компаний создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.
Более того, такая отчетность вносит коррективы в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества к компаниям, использующим социальную отчетность в своей деятельности, становятся основой для принятия управленческих решений. В то же время, при всех очевидных положительных последствиях нефинансовой отчетности, есть причины, стоящие на пути ее внедрения: Это финансовые затраты, которые необходимы для их подготовки.
По мере развития системы социальной ответственности обострился вопрос о критериях (стандартах), которым она должна соответствовать.
В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Четыре наиболее широко используемых стандарта:
GRI (состоит из трех основных элементов: экономики компании, ее социальной и экологической политики);
- АА1000 (направлен на оптимизацию социальных инициатив компании и повышение их эффективности);
- SA 8000 (имеет определенную направленность на трудовые отношения и устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий Работs);
- ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве).
Социальная отчетность дает конкретное и структурированное представление о социально ответственной деятельности компании, в том числе о тех, которые не поддаются количественной оценке. Поэтому есть основания сделать вывод, что социальная отчетность, внедрение которой принято большинством крупных международных компаний и некоторыми действующими в нашей стране, представляет собой полифункциональный процесс. В то же время понятие отношения в его традиционном понимании