Введение.
Глава 1. Общие положения об исполнительском сборе.
1.1 Понятие исполнительского сбора
1.2 Принятие решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора.
Глава 2. Порядок взыскания исполнительского сбора.
2.1 Общий порядок взыскания исполнительного сбора.
2.2 Особенности исполнения постановлений о взыскании исполнительского сбора
2.3 Оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заключение.
Список литературы
На современном этапе социального развития Российского государства и общества определяющее значение приобретают вопросы нормативно-правового обеспечения организации и функционирования органов государственного аппарата, повышение социальной эффективности правоприменительного процесса с целью реализации государственной политики в обеспечении неотвратимости юридической ответственности за неисполнение судебных решений.
Правильному и социально-эффективному применению мер административной ответственности может и должен служить четко действующий процессуально-правовой механизм исполнительского сбора, применяемый Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации, главным результатом деятельности которой являются восстановление нарушенных прав и законных интересов, прежде всего, взыскателя по исполнительному производству. Взыскание исполнительного сбора, в этом контексте – важнейший институт, стимулирующий должника на добровольное исполнение судебного акта.
Осмысление института исполнительского сбора с целью его более эффективного использования определяет значимость данного исследования.
В настоящее время институт исполнительского сбора практически не исследован юридической наукой.
Это стало причиной для возникновения дискуссионности относительно правовой природы исполнительского сбора и появления различных его трактовок. В правовой науке не выработано единого понятийного аппарата в исследуемой сфере. Существуют принципиально разные позиции по определению такой категории, как «исполнительский сбор». От ответа на него будет зависеть научная концепция развития законодательства об исполнительном производстве, выработка путей преодоления пренебрежительного отношения к вступившему в силу судебному решению или постановлению уполномоченного органа.
Стоит также подчеркнуть, что в современной науке отсутствует единое мнение о применении исполнительского сбора в рамках процедуры банкротства и применительно к исполнению требования об обращении взыскания на заложенное имущество. Неясен механизм взыскания исполнительского сбора с солидарных должников. Нет единообразной практики взыскания исполнительского сбора в отношении должников, не исполнивших требование неимущественного характера.
Целью работы является комплексные анализ понятия и особенностей исполнительского сбора и порядка его взыскания.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- дать понятие исполнительского сбора;
- выявить основания и условия для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора;
- раскрыть современные подходы к размеру исполнительского сбора;
- исследовать общий порядок взыскания исполнительного сбора;
- проанализировать особенности исполнения постановлений о взыскании исполнительского сбора в случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа и в иных случаях;
- рассмотреть особенности процедуры оспаривания постановления о взыскании исполнительского сбора.
Объектом исследования выступают правоотношения, связанные с взысканием исполнительского сбора.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок взыскания исполнительского сбора, практика их применения, а также юридическая литература.
Глава 1. Общие положения об исполнительском сборе
1.1 Понятие исполнительского сбора
Раскрывая понятие исполнительского сбора, стоит отметить, что в его основе лежит легальное определение этого понятия, которое закреплено в законодательстве об исполнительном производстве.
Согласно ч.1. ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве) «Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет».
Из определения можно выделить следующие признаки исполнительского сбора:
1) данный сбор является денежным взысканием (как и административный штраф - ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ);
2) исполнительский сбор применяется к должнику только в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом - исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В связи с прямым указанием в законе на обстоятельство «непреодолимой силы», остановимся на нем подробно. Изначально понятие непреодолимой силы нашло свое закрепление в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ).
При оценке следует учитывать только профессиональные навыки и способности, поскольку именно по данному критерию законодателем выделяется субъект повышенной ответственности.
Учет иных обстоятельств привел бы к размыванию понятия непреодолимой силы и фактическому приравниванию данного подхода к субъективному критерию непредотвратимости. Поэтому признак непредотвратимости также следует отнести к числу существенных признаков непреодолимой силы;