Введение.
Глава 1 Теоретические основы изучения влияния сети Интернет на социализацию
1.1 Интернет и его роль в развитии современного общества.
1.2 Интернет как социокультурная реальность и фактор формирования личности подростка.
1.3 Последствия воздействия Интернета на формирование личности подростка.
Глава 2 Исследование влияния сети Интернет на формирование личности современного подростка.
2.1 Диагностика влияния сети Интернет на формирование личности современного подростка.
2.2 Формы и методы защиты от негативного влияния Интернета на формирование личности подростка.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
В современном мире, мы очень часто сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Эти достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых - влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Точно так же как монета имеет две стороны, так и это воздействие может быть, как положительным, так и отрицательным. То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Данная проблема является очень актуальной. Современные дети становятся не только частью формирующегося в обществе коллективного интеллекта (ноосферы), но и показателем общемирового процесса, связанного с информацией – как позитивных, так и негативных тенденций. Они намного интенсивнее и полнее осваиваются в информационном пространстве; складывается ситуация, когда, как утверждала М. Мид, юное поколение может выступать как субъект, эксперт процессов новообразований в обществе. Пользовательская интернет-активность подрастающих поколений, по мнению экспертов, один из важных показателей темпов построения информационного общества в нашей стране. Подрастающее поколение формирует так же свои мнения большей частью благодаря Интернету. Подростки - это такая социальная группа, которая по максимуму использует средства интернета и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Но, несомненно, Интернет оказывает огромное влияние на формирование современного подростка, что приводит не всегда к хорошему результату. Поэтому в своем исследовании я бы хотела выявить причины и последствия влияния сети Интернет, учитывая психологические особенности подростков, так как я считаю эту проблему очень важной и серьёзной.
Цель – изучить влияние Интернета на социализации личности.
Объект – формирование личности современного подростка.
Предмет – особенности влияния Интернет на формирование личности современного подростка.
Задачи исследования:
- Проанализировать развитие сети Интернет в обществе.
- Дать характеристику Интернета как социокультурной реальности и фактора формирования личности подростка.
- Проанализировать последствия воздействия Интернета на формирование личности подростка.
- Провести исследование влияния сети Интернет на формирование личности современного подростка.
- Разработать рекомендации педагогам и родителям по защите подростков от негативного влияния Интернета.
Теоретические положения работы базируются на концепциях известных отечественных и зарубежных исследователей в области психолингвистики, теории коммуникации, коммуникативно-дискурсивной лингвистики, социолингвистики, педагогической и возрастной психологии (Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, М. Л. Макаров, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин, К. Ф. Седов, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Т. Н. Ушакова и др.).
Методы исследования – теоретический анализ психологической, социологической литературы по теме исследования, тестирование учащихся.
Глава 1 Теоретические основы изучения влияния сети Интернет на социализацию
1.1Интернет и его роль в развитии современного общества
Сегодня Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни. Всемирная сеть используется практически во всех сферах общества. Информационные технологии на его основе вошли в повседневную практику значительно быстрее, чем произошло массовое освоение таких технологий, как телевидение, радио и телефон. Количество пользователей Интернетом растёт с каждым днём стремительными темпами. Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам Сети создаёт условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве Сети. В современных условиях интересно узнать, какое влияние оказывает Интернет как средство массовой коммуникации на развитие современного общества.
Во-первых, исследователи различных профессиональных и научных отраслей: специалисты по коммуникациям, психологи, социологи отмечают рост влияния современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию. Применяя возможности всемирной сети, индивид становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Поэтому информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько её общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности[1].
Во-вторых, в новых условиях происходит изменение отношения к анонимности в обществе. С одной стороны, распространенным явлением становится предельное самораскрытие с элементами эксгибиционизма. В Интернет-пространстве целью этого может быть получение внимания окружающих, сочувствия, даже манипулирование и мошенничество. С другой стороны, Интернет – плодородная среда для формирования анонимных контактов, то есть предельного обезличивания коммуникаций.
В-третьих, текущие информационно-коммуникационные практики формируют изменение в идентичности пользователей, с чем связано появление феномена «виртуальных личностей». Исследователи выделяют две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несёт в себе компенсаторную функцию. Такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» – с целью произвести определённое впечатление на окружающих.
Во втором случае «виртуальная личность» создаётся для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А. Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я.
Таким образом, Интернет играет существенную роль в организации коммуникационных потоков, социализации пользователей и формировании их идентичности. Это влияние имеет двойственную природу. К негативным следствиям развития Интернет относятся усложнение коммуникационного потока, информационная перегрузка, опасности «виртуализации» личности. Позитивный характер влияния Интернета связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации.
1.2.Интернет как социокультурная реальность и фактор формирования личности подростка
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным.
А. Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей[2].
Да, в цепочке «подросток – компьютер – Интернет» возможно два варианта развития их взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». Во втором случаи при частом использовании компьютера и Интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом[3].
Подросток – это развивающаяся личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.
Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации)[4].