Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стало мощным испытанием для всего мира. Людям пришлось испытать на себе ограничения в перемещении, получении медицинской помощи, бытовых и социальных услуг. Все это в полной мере отразилось на степени удовлетворенности своей жизнью людей.
Особенно остро данный вопрос коснулся медицинских работников. Для них ситуация стала действительно сродни уходу на фронт во времена боевых действий – их оторвали от семей, фактически на длительный период заселив больнице, возле больных, зараженных опасным заболеванием, причем в условиях, которые явно не отражают гуманного отношения к медицинскому персоналу.
Вместе с этим именно на медиках держится эпидемиологическое благополучие нашего населения. Не смотря на их явную количественную недостаточность, на скудные условия труда и сравнительно небольшие выплаты эти люди продолжают бороться с одним из самых грозных заболеваний века. От эффективности их работы зависят жизни многих людей, в том числе наши, наших родных и близких. Поэтому очень важно понимать, что интересует и волнует современных медиков, что мешает их работе, а что – наоборот стимулирует. Этим определена актуальность данного исследования.
В силу однозначной новизны рассматриваемой темы, она была рассмотрена небольшим количеством ученых и была отражена в основном в научных статьях и аналитических докладах. Поэтому теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как В.И. Горенко, А.С. Золотова, А.В. Кашепов, Н.А. Кузьмина, А.А. Мохов и др.
Проектная идея состоит в разработке пути повышения жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Объект исследования – врачи, работающие в условиях пандемии.
Предмет исследования – степень жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Цель исследования – исследовать жизненную удовлетворенность врачей в условиях пандемии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности пандемии коронавируса COVID-19 в России;
- изучить влияние пандемии коронавируса COVID-19 на российскую медицину;
- исследовать жизненную удовлетворенность врачей в условиях пандемии;
- разработать проект повышения жизненной удовлетворенности врачей в условиях пандемии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 Общая характеристика пандемии коронавируса COVID-19 в России и ее влияние на развитие медицинской отрасли
1.1 Особенности пандемии коронавируса COVID-19 в России
Распространение коронавируса COVID-19 затронуло большинство стран мира. Всемирная организация здравоохранения еще 11 марта 2020 года признала распространение коронавируса пандемией. Она затронула все сферы общественной жизни большинства государств. При этом важно оценить и то, как распространение коронавируса COVID-19 повлияло на само здравоохранения - прежде всего с точки зрения его возможности эффективно реагировать на ситуацию с распространением коронавируса.
В апреле-октябре в регионах, где смертность от всех причин во время пандемии оказалась выше средней, умерли на 105 тысяч человек больше, чем обычно. Больше всего смертность выросла в северокавказских регионах, например, в Чечне и Дагестане, а также в крупнейших городах Москве и Санкт-Петербурге[1].
Русская служба Би-би-си проанализировала данные Росстата о смертности в регионах России. Последняя статистика доступна по состоянию на октябрь этого года.
Октябрь оказался худшим месяцем с начала пандемии в плане смертности: в этом месяце в России было зарегистрировано на 30% больше смертей, чем за аналогичный период годом ранее. В октябре смертность выросла во всех регионах, кроме Республики Алтай и Забайкальского края.
Если сравнивать смертность в отдельно взятом месяце 2020 года со средней смертностью за последние 15 лет в этом же месяце, то октябрь тоже оказался худшим - показатель вырос на 23%, подсчитала Би-би-си. В сентябре рост составил 11%, в июле - 12%, в мае и июне - по 3%, а в апреле и августе смертность по всей России немного снизилась по сравнению со средней за 15 лет.
Такое сравнение позволяет подсчитать избыточную смертность, которая показывает, насколько больше людей умерло в конкретном месяце по сравнению со средней смертностью. Этот показатель, который учитывает умерших от всех причин, обычно используется вместе с официальным данными по смертности непосредственно от коронавируса. Избыточная смертность помогает понять, как в целом повлияла пандемия на систему здравоохранения.
Рисунок 1 – изменение количества умерших по сравнению со средним за 15 лет, %
Если посмотреть на данные по отдельным регионам (рисунок 1), то самый большой относительный прирост смертности зарегистрирован в Чечне. В этом регионе в июле смертность выросла на 79%, а в августе - на 86%. Также в числе «анти-лидеров» оказались еще два северокавказских региона - Дагестан и Ингушетия. Замыкают пятерку крупнейшие города - Москва и Санкт-Петербург.
В мае, на который пришелся пик первой волны Covid-19 в России, только 25 регионов показали избыточную смертность. В октябре прирост смертности был зарегистрирован в 71 регионе.
Во время первой волны Covid-19 карантин по всей России официально не вводился, но с начала апреля и до 12 мая действовал режим нерабочих дней, а также были закрыты многие компании из сферы услуг и непродуктовой торговли. Дополнительные ограничительные меры вводили местные власти в конкретных регионах. В первую волну одни из самых жестких ограничений были введены в Москве: власти ввели систему цифровых пропусков, которые нужно было получать для передвижения по городу[2].
При этом после окончания «нерабочих дней» регионы сами должны были определиться, какие меры будут действовать дальше. В итоге, если в Москве отчетливо виден пик заболеваемости весной, после которого произошло существенное падение, то в остальных регионах летом произошло лишь небольшое снижение.
Рисунок 2 – Количество новых подтвержденных случаев в сутки, 7-дневное среднее
Осенью заболеваемость снова начала расти - как в Москве, так и в субъектах. Региональные власти начали вводить различные ограничительные меры.
Во всем мире и в России в том числе СМИ начали писать о второй волне коронавируса. Однако в России о второй волне можно говорить только в отношении Москвы. Поскольку в регионах существенного снижения не произошло, то там еще идет первая волна – это отмечают многие СМИ.
Об этом же в октябре говорил президент Владимир Путин. Он сказал, что в России не говорят о второй волне Covid-19, потому что во многих регионах еще не закончилась первая.
Если весной максимальное число новых случаев Covid-19 в сутки не превышало 12 тысяч, то во время второй волны этот показатель несколько раз приближался к отметке в 30 тысяч. Суточная смертность от коронавируса тоже существенно выше, чем весной. В декабре показатель два раза превышал отметку в 600 смертей.
Основной удар эпидемии осенью пришелся на регионы. В Москве осенью количество новых случае побило майский рекорд, однако число госпитализаций по состоянию на конец декабря не превышало 2 тыс. При этом жесткий карантин, как весной, в городе не вводился.
Из крупных регионов наиболее сложная ситуация наблюдается в Санкт-Петербурге. К концу ноября количество новых случаев Covid-19 в Петербурге выросло до 3,7 тыс. в сутки и остановилось на этом уровне. С 25 ноября власти публикуют суточные данные, которые варьируются в пределах 3,6-3,7 тыс. новых случаев.
При этом на сайте городской администрации публикуется статистика межведомственного координационного совета по противодействию Covid-19. В этой статистике данные по новым случаям отличаются от сведений, которые включаются в федеральную статистику. По «альтернативным» данным, суточное количество новых заражений коронавирусом в Петербурге 10 декабря превысило 5 тыс. Расхождения в данных объясняются разными методологиями их сбора.
Власти Петербурга не публикуют ежедневные данные о госпитализациях. Публикуется лишь количество человек «под медицинским наблюдением» (изначально категория называлась «на карантине»). В этот показатель входят в том числе люди, находящиеся на самоизоляции. В последние три недели этот показатель падает[3].
В других регионах также напряженная ситуация со свободными местами в больницах. Кроме этого пациенты жалуются на дефицит лекарств, врачи - на нехватку медицинского персонала и оборудования.
Власти надеются, что ситуация изменится к лучшему после вакцинации. О начале «масштабной вакцинации» Путин объявил 2 декабря. Всего планируется привить около 60% взрослого населения страны, заявлял глава минздрава Мурашко. Эпидемия в России может закончиться весной 2021 года, рассчитывает глава Роспотребнадзора Анна Попова.
1.2 Влияние пандемии коронавируса COVID-19 на российскую медицину
Правительство разработало целый пакет мер, направленных на обеспечение готовности медицинских организаций к оказанию помощи пациентам, заразившимся коронавирусной инфекцией. Это касается, в частности дополнительного оснащения медицинских организаций, призванных заниматься лечением данного заболевания, средствами индивидуальной защиты, оборудованием и т.д. Прежде всего при создании или перепрофилирования соответствующего коечного фонда.
Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 № 748-р в 2020 году Минфину России выделены средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 33,44 млрд. рублей на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и местным администрациям муниципальных образований, для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с общими требованиями к оснащению коек для пациентов с новой коронавирусной инфекцией, утвержденными Минздравом России[4].
Распоряжением Правительства от 17 апреля 2020 года № 1049-р выделено еще 32,4 млрд.руб.:
- на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого, перепрофилируемого и
(или) модернизируемого коечного фонда медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и местным администрациям муниципальных образований, в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции;
- на проведение работ по обеспечению системой централизованного снабжения медицинскими газами (кислородом) дополнительно создаваемого, перепрофилируемого и (или) модернизируемого коечного фонда медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и местным администрациям муниципальных образований, в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции;
- на обеспечение медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и местным администрациям муниципальных образований, средствами индивидуальной защиты в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции;
[1] Влияние коронавируса COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении: Аналитический доклад / под ред. В.И. Стародубова. – М.: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, 2020. – С. 13.
[2] Сильное государство-выбор России. Угрозы, ценности, приоритеты: монография / под ред. И. М. Братищева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2021. – С. 65.
[3] Кашепов А.В. Социально-экономические факторы смертности в период с 2000 по 2020 гг. // Социально-трудовые исследования. – 2020. - 40(3). – С. 18-30.
[4] Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 748-р (ред. от 07.05.2020) «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на 2020 год» // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть III). Ст. 2161.