Введение
1 Источники формирования социологии
1.1 Истоки научной социологии
1.2 Новый этап развития социологической науки
2 Теория социальных институтов Г. Спенсера
2.1. Понятие социального института в социологии
2.2 Характеристика теории социальных институтов Г. Спенсера
Заключение
Библиографический список
Появление науки социологии, как представляется, ознаменовало переворот в понимании человека и общества. Если до ее возникновения последнее составляло предмет философии и частично предмет исследования зарождавшейся классической экономии, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой фокусировались на жизни человека в обществе.
Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством.
В этом смысле конкретным историческим основанием появления социологии как науки следует считать так называемые буржуазные революции на Западе и связанный с ними идеологический переворот. До этого времени под «обществом» понимались только социальные слои, составлявшие исторический и социальный «фасад», - аристократия и связанные с ней носители образования и культуры, а все, что оставалось позади этого «фасада», не находило отражения в философских размышлениях о человеке и истории.
Предреволюционная идеология Нового времени поставила вопросы, ответ на которые, в конечном счете, дали эти революции. Первым и главным из них был вопрос о естественном праве, которым каждый человек в силу рождения человеком обладает независимо от принадлежности к какому-то социальному слою. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о кардинальных переменах в мировоззрении и социальной жизни, ибо ранее естественное право аристократа естественным и очевидным для всех образом отличалось от естественного права человека низкого происхождения. Появление вопроса о естественном праве говорит о распространении понятия «общество» на все социальные слои. Сразу возникло и стало ключевым для новой идеологии понимание того, что существующее государство не является «естественным» и не обеспечивает соблюдения естественного права.и прошлого.
- Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. - М.:. «Новый учебник», 2004. - 444 с.
- Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 - 211 с.
- Гвирцман А.М. Социология Уорда и ее отношения к социологическим построениям Маркса. - М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 202 с.
- Гулыга А.В. Мыслители прошлого. - М.: Мысль, 1975. - 181 с.
- Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
- Мак-Грил Ян Великие мыслители Запада. - М.: Крон-Пресс, 1999. - 872 с.
- Мотрошилова Н. Мыслители России и философия Запада. - М.: Букинист, 2007. - 480 с.
- Нарский И.С. Мыслители прошлого. - М.: Мысль, 1972. - 240 с.
- Осипов Г.В., Тульчинский М.Р., Кабыща А.В. и др. Социология. Учебник для высших учебных заведений - М.: Наука, 2002 - 527 с.
- Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 207 с.
- Спенсер. Социология как предмет изучения. – СПб., 1996. – 286 с.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М. .: Прогресс,1969. -240 с.