Введение
1 Бюджетный федерализм и его содержание
1.1. Понятие и сущность бюджетного федерализма
1.2. Модели и принципы бюджетного федерализма
2. Современный механизм организации бюджетного федерализма в РФ
2.1. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма
2.2. Цели и формы бюджетного выравнивания
3. Перспективы развития бюджетного федерализма в РФ
Заключение
Список использованной литературы
В сфере финансовой деятельности федеративного государства, несомненно, определенную научную ценность представляют вопросы разграничения компетенции между публичными субъектами права. Государственная целостность федеративного государства и обеспечение его суверенитета в значительной мере зависят от создания согласованных и гласных финансовых отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.
Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами РФ являются предпосылками бюджетного федерализма.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские специалисты, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти, бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах. Термин «федерализм» этимологически происходит от лат. foedus – «союз, договор». Федерализм – неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность. С политико-правовой точки зрения, федерализм – это система государственного устройства на федеративных началах.
Решающим условием эффективного функционирования федеративного государства является разработка рациональной системы бюджетных отношений между уровнями власти, которая способна обеспечить соответствие между доходами и расходами и быть одинаково справедливой с точки зрения разделения финансового бремени для всех субъектов РФ, а внутри самих субъектов – для всех составляющих ее образований.
Объектом исследования является бюджетная система РФ, включая систему межбюджетных отношений, с учетом ее специфики и тенденций развития.
Предмет исследования составляют экономические отношения между органами власти различных уровней, связанные с разграничением расходных полномочий и доходов по звеньям бюджетной системы и с распределением финансовой помощи на основе принципов бюджетного федерализма.
Цель курсовой работы – изучить особенности российского бюджетного федерализма.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические аспекты бюджетного федерализма.
2. Изучить современный механизм организации бюджетного федерализма в РФ.
3. Рассмотреть перспективы развития бюджетного федерализма в РФ.
В настоящее время исследованию проблем взаимоотношений бюджетов различных уровней посвящены работы Ю.А. Вавилова, Р.Д. Винокур, О.В. Врублевской, А. Дорждеева, А.С. Игудина, А.М. Лаврова, Л.П. Павловой, И.В. Подпорина, В.В. Радченко, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, А.В. Смирнова, В.Б. Христенко, М.И. Ходоровича, Д.Г. Черника, Н.А. Ширкевич и др. Указанные авторы сосредоточились на вопросах построения бюджетной системы в целом, бюджетного федерализма и составляющих его межбюджетных отношений с позиций их экономического содержания, форм реализации и направлений реформирования.
1 Конституция РФ – принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2 Бюджетный кодекс РФ: Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2014) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3 О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
4 Алешин В.А. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы развития на современном этапе / В.А. Алешин // Вопросы регулирования экономики. – 2013. – Т. 4. – № 1. – С. 115-123.
5 Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. – 2008. – №2. – С. 113-124.
6 Бухвальд Е., Игудин А. Межбюджетные отношения: текущее состояние и основные тенденции развития // Федерализм. – 2002. – № 2. – С. 143-162.
7 Бюджетная система России: Учебник / Г.Б. Поляк [и др.]; ред. Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 703 с.
8 Васюнина М.Л. Межбюджетные субсидии субъектам РФ: этапы и направления их совершенствования / М.Л. Васюнина // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2010. – № 8. – С. 14-21.
9 Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм. – 2002. – № 1. – С. 66.
10 Денисова И.П. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / И.П. Денисова, С.Н. Рукина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 286 с.
11 Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: 2 т. Т. 2 / Н.М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2008. – 494 с.
12 Ерашов А.С. Основы формирования бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в современной экономике / А.С. Ерашов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1. – С. 135-138.
13 Капицкая О.В. Опыт зарубежного бюджетного федерализма и применение его в России / О.В. Капицкая // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – Т. 6. – № 3. – С. 33-38.
14 Каюров Е.А. Становление и развитие в России идей бюджетного федерализма / Е.А. Каюров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 11. – С. 220-225.
15 Коровин В.В. Совершенствование механизмов бюджетного федерализма как фактор повышения эффективности вертикали власти в России / В.В. Коровин, А.Н. Грохотов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2012. – № 1-2. – С. 36-41.
16 Крохина Ю.А. Бюджетное право России: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. – М.: Юрайт, 2010. – 447 с.
17 Молчанова, М.Ю. О сбалансированности бюджетов территорий РФ / М.Ю. Молчанова // Сибирская финансовая школа: научно-практический журнал. – 2011. – № 4. – С. 38-43.
18 Ниналалова Ф.И. Формирование эффективной модели бюджетного федерализма в России / Ф.И. Ниналалова // Финансы и кредит. – 2010. – № 46. – С. 25-29.
19 Проблемы межбюджетных отношений в России / [колл. авт.]. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. – 188 с.
20 Савиных Т.С. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формирования оптимальной модели развития бюджетного федерализма в РФ / Т.С. Савиных, В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344. – С. 145-148.
21 Сафиуллина Р.Т. Актуальные вопросы совершенствования принципов бюджетного федерализма / Р.Т. // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2013. – № 2 (14). – С. 16-19.
22 Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / А.З. Селезнев; под ред. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2010. – 383 с.
23 Совершенствование межбюджетных отношений (к итогам конференции в г. Петрозаводске) // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2011. – № 11. – С. 60-65.
24 Федосов В.А. Бюджетная политика РФ в посткризисных условиях / В.А. Федосов // Финансы и кредит. – 2010. – № 44. – С. 20-24.
25 Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2002. – 411 с.
26 Школик О.А. Бюджетный федерализм как структурный элемент федерализма / О.А. Школик // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 5. – С. 170-174.
27 Шмакова С.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты понятия бюджетного федерализма / С.А. Шмакова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 8.