Введение
Глава 1. Проблема культа внешности в современной Южной Корее
1.1 Факторы возникновения культа внешности
1.2 Способы трансляции «стандартов красоты»
Глава 2. Влияние культа внешности на самооценку современного корейца
2.1 Психологическое давление общества на самовосприятие и психику индивида
2.2 Критика культа внешности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В современном южнокорейском обществе культ «красоты» приобрел статус «визитной карточки» страны. Южная Корея встала в один ряд с такими гигантами в индустрии моды и красоты как Франция и Италия. В то же время, пока западные страны продвигают в массы движение «боди-позитива», транслирующее принятие себя и своего тела со всеми его недостатками, в Южной Корее же, наоборот, появляется все больше новых «идеалов», к которым необходимо стремиться, что оказывает социальное и моральное давление на жителей государства. Внешний вид человека в корейской культуре настолько значим, что может повлиять на все сферы жизни, вплоть до устройства карьеры. Проблема объективизации человека по внешним признакам начала волновать умы людей сравнительно недавно, поэтому представляется нам актуальной для исследования.
Объектом исследования является феномен культа внешности.
Предметом исследования выступают процедуры создания лица и тела в соответствии с установленными стандартами красоты как социокультурные практики в Южной Корее.
Мы опирались как на теоретические работы, раскрывающие суть проблемы «культа внешности», так и на те, что включали практические исследования, проведенные на территории Южной Кореи. Также, мы задействовали различные рекламные кампании, которые можно встретить на улицах Южнокорейского государства.
Таким образом, тема данного исследования непосредственно связана с анализом «культа внешности» в обществе современной Южной Кореи. Мы ставим перед собой цель проанализировать то, какое влияние оказывают представления о необходимости соответствовать определенным параметрам красоты на жителей самобытного государства Восточной Азии.
Для реализации этой цели было поставлено несколько задач:
- Выяснить какие «стандарты красоты» существуют в Южной Корее последние годы, а также объяснить феномен «K-Beauty», популярность пластической хирургии и косметологических вмешательств;
- Рассмотреть факторы формирования и трансляции «стандартов красоты»;
- Проанализировать то, какое влияние оказывает культ внешности на жителей Южной Кореи;
Данная работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена теоретическому обзору проблемы, способам возникновения и транслирования «идеалов» в массы. Во второй главе был проведен анализ влияния культа внешности на ментальное здоровье жителей Южной Кореи и возможных последствий, а также представлен обзор критики проблемы.
Глава 1. Проблема культа внешности в современной Южной Корее
1.1 Факторы возникновения культа внешности
В современном южнокорейском обществе социокультурная значимость красоты и внешности крайне велика. Зачастую, стандарты красоты, определяемые культурными реалиями до такой степени искусственны и ненатуральны, что людям приходится прибегать к услугам пластических хирургов, а также диетологов, косметологов и косметических брендов. По южнокорейским стандартам девушки должны быть миниатюрными, иметь большие, круглые глаза, мягкие черты лица с заостренным подбородком, а также наивный, в какой-то степени детский образ. Так называемый «Baby face» (рус.: «Детское личико») и ровная, белая как снег кожа, очень ценится в Южной Корее. Детские черты лица ассоциируются с невинностью, а белая кожа-как и во многих азиатских странах - признак высокого социального положения. Светлая бледная кожа является одним из самых соблюдаемых стандартов красоты, который берет свои истоки со времен древних династий в Корее. Исследователь Марианна Брей утверждает, что белая кожа отражала внутреннюю добродетель девушки: чистую, невинную и свободную от любых испорченных мыслей[1] . К южнокорейским мужчинам также существует ряд требований: спортивная фигура, высокий рост, чистая кожа лица и густые волосы. Это - минимальный набор запросов к внешности корейцев. Но также существуют и более серьезные «тренды» красоты, заставляющие корейцев, ложится под нож пластических хирургов, например, уменьшение челюсти и подбородка и операции по уменьшению скул для изменения контура лица.
Согласно исследованиям, популярность эстетической медицины в Южной Корее вышла на новый уровень: по информации на 2020 год только в Сеуле находилось более 600 косметических клиник, что сделало его не только столицей южнокорейского государства, но и «столицей пластической хирургии». На территории района Сеула Апкучжон-Каннам, также известном как «Beaty belt» (Рус.: Пояс красоты) располагается более 300 клиник эстетической хирургии, обслуживающих как местных, так и иностранных пациентов. Рост количества клиник пластической хирургии создал жесткую конкуренцию, в условиях которой происходит постоянное совершенствование оборудования и профессионализма докторов. Слава южнокорейской пластической хирургии вышла за пределы государства, породив огромный рост медицинского туризма со стороны людей со всего мира, которые ищут опытных хирургов для контурной пластики лицевых костей[2]. По результатам исследования «The International Society of Aesthetic Plastic Surgery» (Рус.: Международного Общества Эстетической Пластической Хирургии) за 2011 год в Южной Корее было проведено около 650 000 косметических процедур - это самое большое число косметологических вмешательств на душу населения в мире[3]. При этом, считается, что реальная цифра косметических хирургических процедур на душу населения в Южной Корее должна быть намного выше. Исследователи Рут Холлидей и Эльфвинг-Хван утверждают, что Международное Общество Эстетической Пластической Хирургии учитывает только операции, проводимые аккредитованными хирургами, и что существенное число операций остались незарегистрированными [4].