Происходящие в мире процессы глобализации отражаются в облике современных городов. Практически во всех странах городское планирование идет по пути интенсивной высотной застройки с густонаселенными жилыми массивами многоквартирных комплексов. С такой архитектурой города теряют свою идентичность, становятся похожими друг на друга. В результате международного архитектурного стиля создается стандартный архитектурный продукт. Одна из проблем современного градостроительства – проблема визуальной экологии.
В данной публикации обобщены некоторые ключевые труды и теории, в которых рассматривались физиологические эффекты визуальной стимуляции от реальных природных объектов или их изображений, обнаруженные в ходе экспериментов. Рассмотрены наиболее значимые исследовательские парадигмы и результаты исследований, выполнявшихся в период с 1983 по настоящее время и опубликованные в ведущих научных рецензируемых журналах. Для поиска мы использовали мультидисциплинарную базу данных ScienceDirect ведущей научной информационной платформы Elsevier.
Объект исследования – визуальная городская среда.
Предмет исследования – эколого-технологические основы формирования визуальной среды города.
Цель данной работы состояла в том, чтобы выявить взаимосвязь образов и визуального содержания современной городской среды в контексте визуальной экологии.
В процессе исследования проводились: изучение отечественной и зарубежной литературы по тематике и предметной области исследования, выбор методов исследования, проведение онлайн анкетирования и натурных обследований по проблеме, анализ результатов и дизайнпроектирование.
Новизна исследования состоит в следующем: проведена оценка визуального восприятия городской среды современных городов; разработаны рекомендации по формированию благоприятной визуальной среды как на стадии разработки проекта для строящихся зданий, так и применимые для эковстраивания в существующую застройку.
Естественно, визуальная среда современных городов все больше отдаляется от естественной природной среды, все больше находится в противоречии с законами эстетического восприятия. Качество визуальной среды ухудшается применением новых строительных материалов в градостроительстве, без учета существующей застройки; повышением высотного уровня застройки; нарушением масштабности зданий и окружающего ландшафта; уменьшением площадей озелененных пространств; уменьшением размеров общественных пространств. Все это только повышает актуальность исследования указанных проблем.
1 Основные аспекты содержания современной городской среды в научных исследованиях
Широко известно, что природные объекты, такие как деревья или водные поверхности, оказывают положительное влияние на здоровье человека, однако в отечественной практике это редко учитывается при проектировании жилой среды и объектов здравоохранения. В то время как различные физиологические показатели, принятые для использования в экспериментах, показали преимущества наблюдения за природными объектами. В этом систематическом обзоре рассмотрены текущие рецензируемые статьи, касающиеся физиологических эффектов визуальной стимуляции от элементов или изображений природы. Исследования, в которых использовались реальные природные стимулы, показали, что визуальный контакт с растениями оказывал положительное влияние на мозговую и вегетативную нервную деятельность. Накопление научных доказательств физиологической релаксации, связанной с созерцанием элементов природы, было бы полезно для профилактической медицины.
В течение примерно 6–7 миллионов лет люди эволюционировали в естественной среде, физиологические функции человеческого организма развивались в ответ на воздействие окружающей среды. Именно поэтому мы предпочитаем видеть природные компоненты в нашей среде обитания. Индустриализация, а затем урбанизация и значительно изменила среду, в которой мы живем. Однако городская среда, на долю которой приходится всего 0,01 % жилой среды в истории человечества, остается непривычной для нашего вида. При этом все больше людей переезжает в города и в 2014 году более половины населения планеты проживало в городах, а к 2050 году в городах будут жить 69 % населения[1].
Как отмечает М.В. Пучков[2], с конца 20 века восстановительное воздействие природных ландшафтов и отдельных компонентов природы в городской среде постепенно привлекает внимание в областях экологической психологии и общественного здравоохранения. Психологи широко обсужают эстетические и эмоциональные реакции на внешнюю среду и предпочтение городских ландшафтов с природными компонентами тем, в которых они отсутствуют. В 1984 году Ульрих сообщает[3], что хирургические пациенты, которые были распределены в палаты с окнами, выходящими на природные пейзажи, имели более короткое пребывание в больнице и имели меньше негативных последствий для здоровья, чем пациенты в палатах с окнами, выходящими на кирпичную стену здания. Последующие исследования показывают, как наш мозг положительно реагирует на деревья, растения, листву и даже просто на зеленый цвет.
К. Хан показал[4], что восстанавливающее влияние окружающей среды включает эмоциональные, физиологические и когнитивные аспекты, а также предполагаемое поведение в окружающей среде. В этой работе обобщаются две теории, которые обеспечивают объяснительные парадигмы преимуществ наблюдения за природой для здоровья и восстановления, а затем представляют результаты исследований, в которых была проверена достоверность этих теорий. Также рассматриваются исследования в нескольких конкретных областях: влияние просмотра природных объектов на насилие, виды изображений (например, плакаты), виды из окон и виды вдоль дорог.
Существует два основных направления исследований, дополняющих друг друга, но действующих с разных теоретических точек зрения. Р. Ульрих предложил психоэволюционный подход[5], в котором положительные эмоциональные и физиологические эффекты от общения с природой имеют преимущества для выживания. Его исследования легли в основу научно-обоснованного проектирования или проектирования на основе фактических данных (еvidence-based design или EBD) – процесса проектирования архитектурных объектов и среды на основе научных исследований для достижения наилучших возможных результатов. Дизайн, основанный на доказательствах, особенно важен в доказательной медицине, где исследования показали, что дизайн среды может влиять на результаты лечения пациентов.
Еще одно объяснение восстановительного эффекта природных компонентов в окружающей нас среде принадлежит Стивену и Рэйчел Каплан[6], чья теория восстановления внимания предполагает, что воздействие природы восстанавливает от усталости после длительной умственной работы.
Роджер Ульрих утверждает[7], что контакт с природой помогает оправиться от всех форм стресса, а не только от усталости внимания. Характеристики окружающей среды обеспечивают сигнал раннего предупреждения о безопасности и выживании, который вызывает положительные эмоциональные реакции. Ключевые элементы восстановительного ландшафта: достаточная площадь ровной поверхности земли, значительная пространственная открытость, наличие рисунка или структуры, изогнутые линии обзора и наличие воды.
В отличие от когнитивных механизмов Каплана, Ульрих утверждает, что реакция на природу основана на аффекте, то есть эмоциях, а не на мысли. Ульрих считает, что мы чувствуем это раньше, чем успеваем подумать об этом. Исследование мимических реакций на эмоциональные триггеры показывает, что реакции происходят гораздо быстрее, чем могли бы осознать процесс. Например, Димберг обнаружил, что испытуемые, подвергшиеся воздействию 30-миллисекундного изображения счастливого, нейтрального или сердитого лица, полностью бессознательно отвечали тем же выражением лица[8].
Каплан основывает свою теорию восстановления внимания на понимании идеи о том, что некоторые вещи требуют усилий, чтобы сосредоточиться на них перед лицом отвлекающих факторов – студенты, готовящиеся к экзаменам, являются хорошим примером. Направленное внимание требует усилий для достижения сосредоточенности, находится под добровольным контролем и контролирует отвлекающие факторы. Длительная работа приводит к умственному истощению, которое может быть устранено прогулкой в парке или другой расслабляющей деятельностью, которая восстанавливает человека. Каплан различает прогулку в парке, которая требует небольших умственных усилий, от очень интенсивной деятельности, такой как игра в шахматы. Первое дает возможность для размышлений, что является восстановительным, в то время как второе требует полного сосредоточения внимания на рассматриваемом вопросе
Каплан считает, что естественные условия, которые эстетически приятны, являются восстановительной средой, которая без усилий удерживает внимание. Другими компонентами восстановительной среды являются:
- нахождение вдали от умственной деятельности и от повседневной среды;
- совместимость между «окружающей средой и своими целями, и склонностями»;
- интересные объекты, которые без усилий удерживают внимание.
В контексте природных ландшафтов природные условия отвечают всем требованиям восстановительной среды: они предоставляют совместимую возможность находиться вдали от своей обычной среды, в новой обстановке со многими привлекающими внимание объектами.
На основе вышесказанного, мы можем заключить, что разница между моделями Ульриха и Каплана, помимо того, что первая основана на аффекте, а вторая – на познании, заключается в том, что Ульрих фокусируется на «эмоциональных, психических и физиологических компонентах реакции на раздражающие или угрожающие стимулы», тогда как интерес Каплана связан с дефицитом внимания, который возникает в результате усталости, связанной с повседневной деятельностью. Ульрих считает, что природа способствует восстановлению от всех форм стресса, а не только от усталости внимания. Обе теории, однако, основаны на восстановительных эффектах природы, имеющих врожденную эволюционную основу. Т. Хартиг считает[9], что теории дополняют друг друга в отношении предшествующего состояния, из которого человек восстанавливается, в частности стресса. Оба подхода и исследования, проведенные для их проверки, подтверждают положительное влияние природы, которая обеспечивает людям психологическое здоровье и восстановление.