Курсовая работа|Экономическая теория

Социальная защита населения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 39

Введение

  1. Понятие и сущность системы социальной защиты населения

1.1. Сущность социальной защиты населения

1.2. Характеристика социальной политики России

  1. Формы, виды и принципы социальной защиты населения в России

2.1. Социальное страхование основа социальной защиты населения

2.2. Особенности и проблемы функционирования фондов медицинского и социального страхования

2.3. Пенсионная реформа в России

2.4. Финансовые аспекты социальной защиты

2.5. Социальная сфера и борьба с бедностью

Заключение

Список литературы

В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.Основная цель системы социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это медицинская задача. Любые услуги социальной защиты, так или иначе, защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. И, действительно, распределяются ли благотворительные дары, обеспечиваются ли ночлегом бомжи, пресекаются ли наркомания, алкоголизм, другие порочные наклонности, ведется ли доставка дров, лекарств, пенсий, проявляется ли простое участие и интерес к судьбе защищаемых людей – все это прямо или косвенно касается здоровья и жизни подопечных людей. И вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, то есть среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, то есть речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.Социальная защита основывается на следующих принципах:1.     Адресность, то есть предоставление помощи персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.2.     Доступность, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.3.     Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, другого законного представителя, органа государственной власти и т.д.4.     Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний.5.     Приоритетность предоставления социальной помощи несовершеннолетним.6.     Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам социальных учреждений при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.Переход к рыночной экономике потребовал радикальных реформ не только в области экономики, но также и в сфере социальной политики. Старая система социального обеспечения России заменяется новой системой социальной защиты населения, которая включает минимальные государственные социальные гарантии, социальное страхование и социальную помощь. Однако с переходом к рынку в сфере социальной политики РФ также начали осуществляться изменения, включая такие направления, как формирование нового социального законодательства, разработка основных направлений социальной политики в переходный период, реализация целевых социальных программ и создание новой социальной защиты населения.В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер заработной платы, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».Однако, несмотря на значительные усилия правительства России в реформировании системы социальной защиты населения, проблемы незащищенных слоев населения остаются по-прежнему не решенными. В этих условиях возрастает актуальность рассмотрения вопросов связанных с функционированием системы социальной защиты населения.Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность социальной защиты населения и ознакомиться с реформами, проводимыми в нашей стране.Задачи курсовой работы:

  1. ознакомиться с особенностями функционирования системы социальной защиты населения и социальной политики в России;
  2. рассмотреть основные виды социальной защиты населения в Российской Федерации;
  3. проанализировать проблемы социального, медицинского и пенсионного страхования как части системы социальной защиты населения.

 

1. Понятие и сущность системы социальной защиты населения

1.1. Сущность социальной защиты населения

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.

Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.

Систему социальной защиты можно рассматривать в широких и узких рамках координат жизнедеятельности общества. Организация Объединенных Наций дает широкое определение сферы социальной защиты населения: «комплекс, стратегий и программ государственного и частного секторов, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения, людей медицинским обслуживанием и жильем».[1]

Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы:

  • традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);
  • совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги);
  • социальное страхование (добровольное, обязательное, государственное).

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещением ущерба на основе коллективной солидарности. Финансирование социального страхования производится из внебюджетных фондов. Более подробно остановимся на первых двух элементах социальной защиты населения.

Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства.

Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время наше государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.[2]

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник для вузов – М.: Дело и сервис, 2001. – 448с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд. компания Лада, 2003. - 678с.
  3. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. - 88с.
  4. Березин, И. Рыночные механизмы в современной российской экономике // Вопросы экономики, 2001. - №11.
  5. Бочкарева В.К., Мигранова Л.А., Социальная защита населения в России: финансовые аспекты реформирования // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 10 (203).
  6. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
  7. Видяпин В.И., Добрынин Г.П., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714с.
  8. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. - М.: НОРМА, 2002. - 384с.
  9. Иохин В. Я. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2003. – 496с.
  10. Киселева Е.А., Сафрончук М.В. Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия // Научные доклады, выпуск № 105. - М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2000. - 136с.
  11. Курс рыночной экономики / Под ред. проф. Г. И. Рузавина, - М.: Банки и биржи, 2002.- 318с.
  12. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 272с.
  13. Рейзберг Б.А. Основы экономики: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 597с.
  14. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вопросы экономики, – 2004. - №.4.
  15. Экономика. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 439с.
  16. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 609с.
  17. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой и Т.В. Чепелевой. - М.: Юнити, 2002 – 641с.
  18. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В.Д. Камаева. – 9-изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.: ил.
  19. Экономическая теория: учебник. Н.И.Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко и др.; / Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: БРГУ, 2002. – 611с.
  20. Шавишвили Д.Ф., Страховые и нестраховые формы социальной защиты населения в социальном государстве // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. -№ 5 (225).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2010 год 29 стр.
Курсовая Уровень жизни и социальная политика государства
Курсовая работа Экономическая теория
2009 год 25 стр.
Курсовая Доходы населения и их дифференциация
Курсовая работа Экономическая теория
2014 год 36 стр.
Социальная справедливость
antiplagiatpro
Курсовая работа Экономическая теория
2009 год 34 стр.
Защита контрактов
bugalter
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 35 стр.
Денежные доходы и расходы населения

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское