Введение
Глава 1. Особенности отечественной индустрии венчурного капитала
Глава 2. Механизмы реализации венчурных проектов и стратегии «выхода» капитала из бизнеса
Глава 3. Государственное регулирование сферы инновационного предпринимательства
Заключение
Список литературы
Высокотехнологичные сегменты экономики (ИТ, биотехнологии, нанотехнологии, медицина и др.) отличаются быстрой сменой конъюнктуры рынка, меняющимся составом компаний-лидеров, высокой потребностью в инвестициях на начальных стадиях развития проекта. Поэтому они и являются основным сосредоточением венчурных проектов, и туда идут большие потоки венчурного капитала и инвестиций бизнес-ангелов.
Для прямых и венчурных инвестиций характерны инвестиционные цепочки: на разных этапах к финансированию компании подключаются все более крупные инвесторы (различные раунды инвестирования), а ее предынвестиционная стоимость при этом возрастает.
Рост объемов стартовых инвестиций привел к объединению капиталов инвесторов, стандартизации формы совместного инвестирования, созданию инфраструктуры, вовлечению в эту сферу крупных институциональных инвесторов – банков, страховых компаний, пенсионных фондов, корпораций. Результатом этого процесса стало рождение венчурной индустрии в современном понимании сначала в США, а затем в Европе.
В данной работе рассмотри венчурную деятельность в России.
- Особенности отечественной индустрии венчурного капитала
В России на протяжении более семидесяти лет отсутствовало понятие «частной собственности». Это, безусловно, накладывает отпечаток не только на темпы развития экономики, но и на менталитет российских предпринимателей, что проявляется в кри-минализованности экономики, мошенничестве в экономической сфере, невысокой деловой этике, а также в недостатке специального образования у значительной части управленцев.
Появившийся в России венчурный бизнес (как и бизнес вообще) принял искаженные формы. С одной стороны, появились независимые наукоёмкие предприятия*, действительно влияющие на НТО, с другой стороны, сохранились исследовательские лаборатории, не оказывающие на НТП влияния, так как выделяемые государством средства (по программам целевого финансирования) «размазываются» тонким слоем по проектам, ни один из которых не реализуется до конца.
Появились также компании, назвать которые можно лишь «псевдовенчурными». Цель таких компаний была - привлечение средств инвесторов с помощью публичного (через средства массовой информации) или единичного обмана. Предлагая инвестору грамотно составленный бизнес-план и показывая активную деятельность, «псевдовенчуры» получили значительные средства в развитие своих проектов, однако, впоследствии оставили инвесторам «пустые» балансы и активы, которые невозможно реализовать. К таким «компаниям» из наиболее известных можно отнести «Телемаркет», «Росзолото»,[1] исключая откровенно мошеннические «Тибет», «Властелина» и прочие.[2] Петербургская компания «Крейт», которая привлекла более трёхсот тысяч долларов из американского фонда поддержки наукоёмкого бизнеса Caresbac, а также сотни тысяч долларов у частных вкладчиков, в конце 2005 года также пополнила список «псевдовенчуров».[3] Крах большинства таких компаний пришёлся на середину 2005 года, и с тех пор не появилось ни одного достаточно известного публичного проекта, что говорит о нежелании большинства инвесторов рисковать своими средствами в такой ситуации.
И хотя период роста и становления финансового рынка прошел в России менее болезненно, чем в некоторых странах бывшей Восточной Европы, по своим последствиям он привел к схожей ситуации.
Можно выделить несколько причин этого:
- искаженная структура цены;
- низкая платежеспособность населения;
- недостаточная государственная поддержка любых форм бизнеса;
- высокий налоговый пресс;
- непродуктивная инвестиционная среда;
- недостаточная образованность населения и деловых кругов в вопросах инвестиций;
- высокий уровень экономической преступности;
- различное экономическое состояние регионов;
- плохо проработанная правовая база;
- долларизация экономики;
- слабая защищенность интеллектуальной собственности.
Перечисленные факторы явились также причиной того, что серьезные инвесторы предпочитают хранить свои капиталы за рубежом, используя лишь их незначительную часть для проведения операций в России. По итогам социологического опроса, проведённого фирмой «ИнтерКвест» в январе 2006 года, не более 2% потенциальных инвесторов было готово вложить капитал в высокотехнологическую компанию. В реальности сейчас даже в акции компаний традиционной экономики россиянами вкладывается (в относительных цифрах) в четыре раза меньше средств, чем немцами, которые являются наиболее консервативными инвесторами.
Однако, несмотря на препятствия, в том числе периодически возникающие финансовые кризисы, рисковые инвестиции в России, следуя мировой практике, осуществляются как официальными, так и неофициальными инвесторами. Институциональные инвесторы представлены венчурными фондами и инвестиционными компаниями, «невидимая» часть инвесторов представлена частными венчурными капиталистами, а также полулегальными компаниями, общий объем операций которых в российской экономике составляет по разным оценкам от 23% до 40-50% от ВВП.[4]
Как и в первые годы работы, реальные сделки для указанных фондов крайне редки: за 2009 год РТФ не профинансировал ни одного проекта, а в 2006 году фондом принято к финансированию всего несколько проектов.[5]
В относительных цифрах (в среднем) только 3% от числа рассматриваемых фондами проектов признаётся перспективными для финансирования.[6] В Российском технологическом фонде финансируется проектов ещё меньше - около 1%. И лишь TUSRIF отбирает до 6% всех предложенных проектов.
Таблица. Некоторые показатели деятельности венчурных фондов в Санкт-Петербурге (данные на 2006 год)
[1] Гришанков Д., Шмаров А. Инвестиции//Коммерсант №34, 1994 г. С.31.
[2] Гришанков Д., Шмаров А. Венчурный бизнес//Коммерсант №29,1994 г. С.34.
[3] Коник Л. Caresbac инвестирует подпольно/Деловой Петербург, 24 ноября 1995 г., с.7
[4] Гребенников ВТ., Ерзнкян Б.А., Львов Д.С. Институциональные аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата, М., 1998 г. С.24.
[5] Кисилев К. Деньги для дела//Деловой Петербург №35, 2000 г. С.20.
[6] Нестеров Ф. Новости компанийУ/Коммерсант Дэйли, №69,1997г. С.12-а.