Одним из направлений социально-культурной деятельности является туризм. Туризм как общественно значимое явление оказался в поле зрения человека в последние десятилетия ХХ века. Путешествия стали доступнее, расширилась география туристских направлений, открылись непознанные ранее гуманитарные ресурсы туристской деятельности. Туризм стал фактором социально-культурного развития личности.
Многообразие элементов культуры, традиций, обычаев, образов жизни, ландшафтов является убедительным мотивом формирования туристского интереса, поскольку способно удовлетворить многообразие потребностей. Предоставляя человеку возможность удовлетворять его стремление совершенствовать свое образование, познавать незнакомые местности, туризм одновременно способствует сохранению культурной идентичности региона, возрождению народных традиций.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала. Предметом туристской деятельности являются природные, исторические и социально-культурные факторы – все, что способно удовлетворить духовные потребности туристов в нравственно-эстетическом совершенствовании, содействовать отдыху, восстановлению и развитию физических сил. С точки зрения содержания и востребованности в ресурсах туризма можно выделить несколько ведущих направлений: экономическое, социально-культурное, курортологическое, спортивно-оздоровительное.
Организация туристско-рекреационных ресурсов предполагает выявление, диагностику, определение параметров эксплуатации, экологию объектов туризма. Ключевым моментом в этом отношении является технология и методика туристской деятельности.
В настоящее время широкое распространение получил самодеятельный туризм. Он занимает важное место в системе физического, патриотического, нравственного, культурного воспитания. В коллективах физкультуры и спортивных клубах, домах творчества и в учебных заведениях создаются туристские клубы, любительские туристские объединения, проводятся различные туристские мероприятия: походы, путешествия, слеты, соревнования и др. Туристские походы и путешествия являются важным средством социально-культурного воспитания молодежи
Как показывает практика последних лет, туризм во всем мире, да и у нас в России, занимает значительное место в жизни современного общества. Не случайно растет число экономических, культурологических и педагогических исследований данного вида деятельности. Но, несмотря на многоплановый характер изучения, еще недостаточно систематизирована проблема теоретико-методологического обоснования социально-культурного воздействия туризма на социализацию и развитие личности.
Следует отметить, что одна из главных предпосылок возникновения и распространения туризма заключена в культуре. Взаимосвязь культуры и туризма получила свое обоснование тогда, когда встал вопрос о программе современной туристской деятельности. Туристская деятельность является как бы внешней, а культура – внутренней стороной этой взаимосвязи.
Туристская деятельность, как уже было сказано выше, является одной из форм работы молодежных клубов и любительских объединений. Для ее совершенствования необходима разработка специализированных методик, в нашем случае – это туристские методики. Они способствуют более четкой и целенаправленной организации туристкой деятельности, определяют ее структуру, методы и формы.
Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы нашей работы – «Совершенствование социально-культурной деятельности средствами туристских методик».
Нами была проанализирована литература по теме исследования. Было установлено, что вопросами организации туристкой деятельности, вопросами разработки туристских методик занимались следующие авторы: К. Курилов, В.Б. Сапрунова, Э.А. Макаревич, Н.В. Бушманова, З.А. Малькова, А.А. Остапец, Б.Ф Кудинов и др. Анализ литературы по теме исследования показал, что вопрос использования методик в туристкой деятельности разработан недостаточно полно.
Анализ литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: каковы условия совершенствования социально-культурной деятельности средствами туристских методик.
Решение поставленной проблемы составило цель нашей работы. Объект исследования – социально-культурная деятельность. Предметом исследования явился процесс разработки и применения на практике туристских методик.
Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Дать общую характеристику социально-культурной деятельности.
- Рассмотреть одно из направлений социально-культурной деятельности – организацию молодежного досуга, показать особенности клубной деятельности.
- Раскрыть значение методик в социально-культурной деятельности (на примере туристкой деятельности).
- Показать эффективность использования туристских методик в деятельности молодежных туристических клубов.
Методологической базой исследования явились основы организации досуговой деятельности молодежи, основы организации самодеятельного туризма.
В работе была выдвинута следующая гипотеза: одним из средств повышения эффективности социально-культурной деятельности, средств ее совершенствования являются туристские методики, так как они определяют и направляют одно из направлений этой деятельности.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Социально-культурная деятельность в сфере молодежного
досуга
- Общее представление о социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга.[1]
Такая деятельность включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Работникам социально-культурной сферы приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и многих других сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности в сфере досуга.
Важность социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях, то есть удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.
Социально-культурная деятельность имеет ряд особенностей, а именно:
- осуществляется в свободное время;
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью участников деятельности;
-характеризуется многообразием видов и форм, а также различными направлениями;
- располагает большим количеством институтов (социально-культурными институтами являются клубы, музеи, библиотеки, туристические центы и т.п.).
Социально-культурную деятельность отличают от других видов деятельности следующие ее черты:
-гуманистический характер (забота о развитии и реализации интересов каждого человека и общества в целом);
-культурологический характер;
-развивающий характер (направленность работы на развитие всех сторон личности).
Исходя из вышесказанного, можно определить основные функции социально-культурной деятельности:
1) развивающая функция;
2) информационно-просветительская функция;
3) культурно-творческая функция
4) рекреационно-оздоровительная функция.
Социально-культурная деятельности регулируется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры, (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности. Например:
Ст. 8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
[1] Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект пресс, 1997, с. 38.