Курсовая работа|Социология

Курсовая Социально-психологический портрет студенческой группы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи.

Глава Характеристика социального портрета современного студента

Глава 3. Компонентный состав  портрета студенческой группы

Заключение

Литература

В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.

Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.

В настоящее время большую значимость приобрело чувство личной ответственности за свою судьбу, карьеру, жизненный успех и профессиональную успешность. Долгое время естественные для каждого вступающего в самостоятельную жизнь человека проблемы - отношение к учебе, интерес и мотивы для получения образования, выбор будущей профессии, карьерные планы - были не сугубо личными проблемами индивида, а в гораздо большей степени, чем это необходимо, выражали интересы общегосударственные.

Проблема настоящего времени - это проблема адекватного соотношения личных интересов и общественных ценностей развития. Общество не есть некая качественно особая субстанция, оно - производное, сложение миллионов «Я», единственных и неповторимых личностей. Следовательно, актуальной задачей воспитания и обучения студентов становится замена «монолога» на «диалог». Диалоговое мышление и способность достигать конструктивный компромисс - это жизненно важные условия формирования полноценного члена гражданского общества, с одной стороны, и профессионала-специалиста в своей практической деятельности, с другой.

Как показывают социологические опросы студенческой молодежи, многие хотели бы стать успешными предпринимателями, хотя статистические данные показывают, что не более 4% трудоспособных становятся удачливыми бизнесменами, состоятельными людьми, не задумываясь о том, что небывало короткие по времени способы и средства обогащения видимо предполагают и наличие новых для нас, в связи с установлением рыночных отношений, личностных качеств, ранее, в условиях административно-командной системы, ненужных. К таким качествам относятся: высокий уровень интеллектуальной активности, творческий подход к решению задач, умение гибко перестраиваться в меняющихся условиях, развитие способности адекватного и полного познания себя и других, уверенность в себе - знание своих слабых и сильных сторон как человека и как руководителя, умение эффективно взаимодействовать с людьми. Практика и различные эмпирические данные свидетельствуют, что у молодых людей, в частности студенческой молодежи, часто отсутствует в сознании представление о другом человеке - партнере по общению или совместной деятельности, о его личности, об отношении «этого другого ко мне». Это говорит об отношении к другому как объекту, а не как субъекту, об отсутствии важной способности - «посмотреть на ситуацию глазами другого человека». Другими словами, к человеку выдвигаются новые требования в области финансов, предпринимательства, менеджмента - новых для нашего общества видов деятельности, предъявляющие новые стандарты к инициативности, психологической устойчивости и компетентности в общении. Но усиление псевдо-рыночной ориентации молодежи, иллюзорные представления о том, что можно быстро добиться материального благополучия без глубоких специальных знаний, социального опыта, самопознания себя, самодисциплины, повышения уровня духовной культуры, да и элементарной культуры - достаточно стойки в молодежной среде, в определенной степени распространены и в студенческих рядах.

 

Глава 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи.

Молодежь – это молодое, подрастающее поколение [Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М., 1958, с. 398]; молодые люди; юноши, девушки [Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2000, с. 552].

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжи­тельности жизни людей, расширении границ молодежного возраста. В разных условиях естественно различны и границы возраста, считающегося молодежным. Принято, что границы рассматриваемого контингента находятся в основном в диапа­зоне от 15 до 30 лет. «В среднем в 15 лет молодой человек фи­зиологически перестает быть ребенком и становится подрост­ком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в сози­дательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном пла­не: продолжить учебу в средней школе или, например, посту­пить в профтехучилище или техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих обучение и поступающих на работу» [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, c. 36].

Обычно к 30-ти годам человек достигает, как правило, про­фессиональной зрелости, завершается формирование его се­мьи, и он занимает более-менее стабильное положение в об­ществе.

Период социального созревания молодежи в последние де­сятилетия удлинялся. Несмотря на то, что современная моло­дежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше, чем на Запа­де. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока соци­альной зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и со­ставляла  у нас 30-35 лет. [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.36].

Удлинение сроков адаптации молодежи объяснялось следу­ющими главными причинами. Во-первых, увеличением пери­ода получения образования: школа, техникум, высшее учеб­ное заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягива­ло сроки адаптации молодежи в обществе, порождало инфан­тильность и иждивенчество.

Таким образом, возрастные границы молодости - лишь от­носительный, приблизительный ориентир, поскольку в каж­дом конкретном случае могут быть различные отклонения [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.37]. Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события в жиз­ни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу, обзаводится семьей. Происходит процесс социа­лизации молодого человека - социальной адаптации (или, на­против, интегративного включения в общество). Для многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы.

Студенчество (от лат. studens – усердно занимающийся;  англ. - studentship; нем.  - studentenschaft; фран. - e`tudiants) - учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы  [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М.,  1998. с. 225].

Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 544].

Проблемы студенческой молодежи достаточно широко освещены в отечественной литературе. Педагогические аспекты в деятельности вузов рассматриваются в исследованиях  В.Л. Абушенко, Т.П. Богдановой, А.Г. Быстрицко-го, Н.Ф. Головатого, Е.В. Затуловской, В. М. Капицына, В.Т. Лисовского,    О.А. Раковской,  М.Ю. Рощина, Г.С. Степанова,  В.А. Титова, Н.М. Трофимова, и других.

  1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.
  2. Голощапова Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка // Маркетинг образования: проблемы и перспективы Тез. докл. семинара. 2008.
  3. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
  4. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
  5. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское