Введение
Глава 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи.
Глава Характеристика социального портрета современного студента
Глава 3. Компонентный состав портрета студенческой группы
Заключение
Литература
Курсовая работа|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 31
Введение
Глава 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи.
Глава Характеристика социального портрета современного студента
Глава 3. Компонентный состав портрета студенческой группы
Заключение
Литература
В настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных ВУЗов с целью привлечения новых студентов. В этой связи немаловажным является проведение серьезных исследований социально-типологических характеристик студентов. Важным является также изучение социального статуса родителей, оплачивающих обучение своих детей и таким образом выступающих потребителями дистанционных образовательных услуг ВУЗа.
Анализ потребителей образовательных услуг, степени их заинтересованности создает основания как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики ВУЗа, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов ВУЗа.
В настоящее время большую значимость приобрело чувство личной ответственности за свою судьбу, карьеру, жизненный успех и профессиональную успешность. Долгое время естественные для каждого вступающего в самостоятельную жизнь человека проблемы - отношение к учебе, интерес и мотивы для получения образования, выбор будущей профессии, карьерные планы - были не сугубо личными проблемами индивида, а в гораздо большей степени, чем это необходимо, выражали интересы общегосударственные.
Проблема настоящего времени - это проблема адекватного соотношения личных интересов и общественных ценностей развития. Общество не есть некая качественно особая субстанция, оно - производное, сложение миллионов «Я», единственных и неповторимых личностей. Следовательно, актуальной задачей воспитания и обучения студентов становится замена «монолога» на «диалог». Диалоговое мышление и способность достигать конструктивный компромисс - это жизненно важные условия формирования полноценного члена гражданского общества, с одной стороны, и профессионала-специалиста в своей практической деятельности, с другой.
Как показывают социологические опросы студенческой молодежи, многие хотели бы стать успешными предпринимателями, хотя статистические данные показывают, что не более 4% трудоспособных становятся удачливыми бизнесменами, состоятельными людьми, не задумываясь о том, что небывало короткие по времени способы и средства обогащения видимо предполагают и наличие новых для нас, в связи с установлением рыночных отношений, личностных качеств, ранее, в условиях административно-командной системы, ненужных. К таким качествам относятся: высокий уровень интеллектуальной активности, творческий подход к решению задач, умение гибко перестраиваться в меняющихся условиях, развитие способности адекватного и полного познания себя и других, уверенность в себе - знание своих слабых и сильных сторон как человека и как руководителя, умение эффективно взаимодействовать с людьми. Практика и различные эмпирические данные свидетельствуют, что у молодых людей, в частности студенческой молодежи, часто отсутствует в сознании представление о другом человеке - партнере по общению или совместной деятельности, о его личности, об отношении «этого другого ко мне». Это говорит об отношении к другому как объекту, а не как субъекту, об отсутствии важной способности - «посмотреть на ситуацию глазами другого человека». Другими словами, к человеку выдвигаются новые требования в области финансов, предпринимательства, менеджмента - новых для нашего общества видов деятельности, предъявляющие новые стандарты к инициативности, психологической устойчивости и компетентности в общении. Но усиление псевдо-рыночной ориентации молодежи, иллюзорные представления о том, что можно быстро добиться материального благополучия без глубоких специальных знаний, социального опыта, самопознания себя, самодисциплины, повышения уровня духовной культуры, да и элементарной культуры - достаточно стойки в молодежной среде, в определенной степени распространены и в студенческих рядах.
Глава 1. Ценностные ориентации студенческой молодежи.
Молодежь – это молодое, подрастающее поколение [Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М., 1958, с. 398]; молодые люди; юноши, девушки [Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2000, с. 552].
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста. В разных условиях естественно различны и границы возраста, считающегося молодежным. Принято, что границы рассматриваемого контингента находятся в основном в диапазоне от 15 до 30 лет. «В среднем в 15 лет молодой человек физиологически перестает быть ребенком и становится подростком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в средней школе или, например, поступить в профтехучилище или техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих обучение и поступающих на работу» [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, c. 36].
Обычно к 30-ти годам человек достигает, как правило, профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, и он занимает более-менее стабильное положение в обществе.
Период социального созревания молодежи в последние десятилетия удлинялся. Несмотря на то, что современная молодежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше, чем на Западе. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока социальной зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и составляла у нас 30-35 лет. [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.36].
Удлинение сроков адаптации молодежи объяснялось следующими главными причинами. Во-первых, увеличением периода получения образования: школа, техникум, высшее учебное заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягивало сроки адаптации молодежи в обществе, порождало инфантильность и иждивенчество.
Таким образом, возрастные границы молодости - лишь относительный, приблизительный ориентир, поскольку в каждом конкретном случае могут быть различные отклонения [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.37]. Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события в жизни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу, обзаводится семьей. Происходит процесс социализации молодого человека - социальной адаптации (или, напротив, интегративного включения в общество). Для многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы.
Студенчество (от лат. studens – усердно занимающийся; англ. - studentship; нем. - studentenschaft; фран. - e`tudiants) - учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 225].
Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 544].
Проблемы студенческой молодежи достаточно широко освещены в отечественной литературе. Педагогические аспекты в деятельности вузов рассматриваются в исследованиях В.Л. Абушенко, Т.П. Богдановой, А.Г. Быстрицко-го, Н.Ф. Головатого, Е.В. Затуловской, В. М. Капицына, В.Т. Лисовского, О.А. Раковской, М.Ю. Рощина, Г.С. Степанова, В.А. Титова, Н.М. Трофимова, и других.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!