Введение.
- Жанр деревенской прозы в русской литературе.
- Тема трансформации мировоззрения сельского жителя.
Заключение.
Список используемой литературы.
Реферат|Литература
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 12
Введение.
Заключение.
Список используемой литературы.
Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба” , “Пастух и пастушка” ) , Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни” , “Прощание с Матерой” ) , Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители” , “Любавины” , “Я пришел дать вам волю” ) и другие.
Отличие жанра деревенской прозы заключается в том, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.
В зарубежной литературе очень мало произведений подобного типа. Значительно больше их в нашей стране. Такая ситуация объясняется не только особенностями формирования государств, регионов, их национальной и экономической спецификой, но и характером, “портретом” каждого народа, населяющего данную местность. В России издревле крестьянство занимало самую главную роль в истории.
Специфика и особенности развития русской жизни в 80-е гг. ХХ в. оказали существенное влияние на судьбу русской деревни. Природообразная жизнь села оказалась в процессе брожения, ломки, перестройки. Критиком В. Курбатовым схвачена общая беда эпохи, ставшая нервом картины мира, изображенной на страницах деревенской прозы: «Правда в мире расшаталась, система ценностей изломалась. Добро со злом стали меняться местами»[1].
О раскрестьянивание страны заговорили впрямую и откровенно. «…Старая деревня с ее тысячелетней историей уходит навсегда в небытие. – Писал Ф. Абрамов. – А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша культура: ее этика, ее фольклор и литература, ее чудо-язык»[2].
Проявлением общего раскрестьянивания страны становится и негативное отношение к деревне («туберкулезный больной», которому «…нет интереса быть здоровым», находящийся на попечении государства), и активное или невольное презрение к деревенскому жителю, выраженное чаще всего «высокомерным взглядом … каким москвичи так любят одаривать всякую там деревенщину»[3]. Для героев это мучительный, болезненный момент существования, выразившийся в своеобразной реакции, по словам профессора Степанова из «Печек-лавочек» – «деревенского высокомерия». В киноповести «Печки-лавочки» Иван Расторгуев отвечает командировочному, пытающемуся снисходительно-насмешливо поучать едущего «к югу» героя: «Деревенские свои замашки надо оставлять дома... надо соответственно себя вестию... вы же не у себя в деревне».
[1]Крест бесконечный. В.Астафьев – В.Курбатов: Письма из глубины России. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. – С.295.
[2]Абрамов Ф. Чистая книга: Роман, повести, рассказы, публицистика. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 125.
[3] Белов В. Возродить в крестьянстве крестьянское... // Правда. 1988. – С.3.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!