В последние годы банковский сектор развивался в условиях нестабильности и дефицита ликвидности на финансовых рынках. Поэтому наиболее насущными задачами являются: разработка мер и создание условий, направленных на выявление внутренних резервов развития коммерческих банков на новом качественном уровне, сокращение административно-хозяйственных расходов, повышение эффективности их функционирования. Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к организации системы планирования в коммерческих банках.
Планирование – это важнейшая составляющая эффективной деятельности коммерческого банка. В условиях обостряющейся конкуренции построение системы планирования на основе взаимосвязанных бизнес-процессов способствует не только сохранению достигнутых позиций, но и заметному увеличению доли рынка.
Планирование выступает одним из центральных элементов системы управления коммерческим банком. От качества организации процесса планирования во многом зависит эффективность функционирования банка в целом.
1. Содержание и функции планирования. Принципы организации планирования в коммерческом банке
Теория управления выделяет следующие основные функции менеджмента: постановка целей и планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, которые образуют замкнутый управленческий цикл.
Планирование занимает в этом ряду особое место не только из-за того, что является первым этапом данного цикла, но также и потому, что определяет методологию и технологию всех остальных процессов менеджмента.
В экономической литературе можно встретить следующие подходы к определению понятия планирования (таблица 1).
Таблица 1.
Подходы к определению понятия планирование
Автор
|
Определение
|
Ильин А.И.
|
Планирование – это процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением[1]
|
Кудрявцев Е.М.
|
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения[2]
|
Поздняков В.Я., Кукушкин С.Н., Васильев Е.С.
|
Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем[3]
|
Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А.
|
Планирование на предприятии - процесс разработки и установления руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу[4]
|
Обобщив все вышеизложенное можно дать следующее определение понятию планирование - это процесс разработки и контроля системы планирования, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию стратегии и тактики на определенный период времени.
[1] Ильин А.И. Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 17.
[2] Кудрявцев Е.М. Организация планирование и управление предприятием: учебник для вузов. – М.: АВС, 2011. – С. 9.
[3] Поздняков В.Я., Кукушкин С.Н., Васильев Е.С. Планирование деятельности на предприятии: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2012. – С. 13.
[4] Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Внутрифирменное планирование: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 43.