ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика бюджетно-правовой ответственности в системе юридической ответственности
1.1. Понятие, основные черты бюджетно-правовой ответственности
1.2. Меры бюджетно-правовой ответственности
Глава 2. Основные проблемы определения и реализации бюджетно-правовой ответственности
2.1. Соотношение бюджетной и административной ответственности
2.2. Основные проблемы ответственности, возникающие в связи с реформированием бюджетных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы ответственности занимают не последнее место в ряду актуальных проблем современного финансового права. Особое звучание они приобретают в связи с реализацией намеченных в бюджетной сфере реформ. Так, Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ определяется, что переход к системе формирования бюджета на основе целей и планируемых результатов государственной политики предполагает помимо прочих мер расширение самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств.
Вопрос о существовании особенной бюджетно-правовой ответственности является дискуссионным. Если вести рассуждение сначала, то необходимо заметить, что существует огромное количество исследований и мнений по вопросу о природе юридической ответственности вообще и допущению отраслевых видов юридической ответственности в науке административного права и в теории права. Тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответственности по поводу выделения. в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово-правовой и других подвидов финансовой ответственности[1].
Законодательство об ответственности за нарушения норм бюджетного законодательства, с одной стороны, после принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) является достаточно подробным, с другой стороны - не отличается необходимой конкретностью и непротиворечивостью[2].
Большой вклад в исследование правовых проблем бюджетно-правовой ответственности внесли такие авторы как: К.С. Бельский, В.С. Белых, В.В. Бесчеревных, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, А.З. Дадашев, А.В. Демин, Т.С. Ермакова, И.А. Журавлева, М.В. Карасева, А.П. Ковалев, Ю.А. Крохина, М.А. Крылова, В.А. Лебедев, В.А. Парыгина, Е.А. Ровинский, В.М. Родионова, А.П. Сергеев, О.В. Соколова, А.А. Тедеев, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, С.Д. Цыпкин, Д.Г. Черник, Н.Д. Эриашвили и др.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства и судебной практики комплексно исследовать актуальные проблемы связанные с определением, реализацией ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: уточнить понятие и основные признаки бюджетно-правовой ответственности; проанализировать меры бюджетно-правовой ответственности; исследовать соотношение бюджетно-правовой и административной ответственности; сформулировать актуальные проблемы реализации бюджетно-правовой ответственности.
Объектом исследования выступает институт бюджетно-правовой ответственности. Предметом исследования являются нормы финансового законодательства, регулирующие вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика бюджетно-правовой ответственности в системе юридической ответственности
1.1. Понятие, основные черты бюджетно-правовой ответственности
Четкое и однозначное определение понятия «ответственность» является чрезвычайно важным для правоприменительной практики. Отсутствие четкости в определение данных понятий способствует, с одной стороны, злоупотреблениям со стороны органов государственной власти, а с другой - стойкому нежеланию населения соблюдать установленные законом правила
Что же касается определения понятий «бюджетная ответственность», то специфика посягательств на нормальное функционирование бюджетных правоотношений обусловлена тем, что бюджет согласно экономической, политической и юридической сущности выступает основным средством материального обеспечения жизнедеятельности государства и (или) муниципальных образований и любой сбой в бюджетных правоотношениях приводит к недостаточному финансированию государственных полномочий, слабому материальному обеспечению публичных задач и подрывает общественную безопасность[3].
Бюджетный кодекс РФ (далее по тексту - БК РФ) не содержит дефиниций понятия «бюджетная ответственность». Вместо этого в Бюджетный кодекс введено понятие «нарушения бюджетного законодательства».
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства РФ обладает рядом общих признаков, характерных для любого вида юридической ответственности: является механизмом охраны правопорядка; наступает за нарушение правовых норм; состоит в применении к нарушителю правопорядка; мер государственного принуждения; наступает на основе правовых норм; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями морального либо материального характера, которые нарушитель должен претерпеть в результате совершения противоправных действий; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Но в то же время ответственность за нарушения бюджетного законодательства обладает и рядом специфических черт:
- Основанием ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, установленных БК РФ, в отношении: 1) порядка составления или рассмотрения проектов; 2) бюджетов всех уровней; 3) утверждения бюджетов всех уровней; 4) контроля за исполнением бюджетов всех уровней.
- Наступление ответственности за нарушения бюджетного законодательства урегулировано нормами бюджетного права (ч. 4 БК РФ), нормами административного права (ст. 15.14, 15.15, 15.16 КоАП), нормами уголовного права(ст. 289 БК РФ и соответствующими статьями УК РФ).
- Ответственность состоит в применении к нарушителю мер воздействия в соответствии с БК РФ, УК РФ и КоАП РФ.
- Субъектами ответственности являются лица, связанные с составлением, рассмотрением, утверждением, исполнением и контролем за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
- К ответственности за нарушение бюджетного законодательства данные субъекты могут быть привлечены органами казначейства (ст. 285 БК РФ), руководителями органов, исполняющих бюджет (ст. 284), другими органами, ответственными за исполнение федерального бюджета (ст. 23.7. КоАП РФ), судом в случае наличия признаков состава преступления в деянии, нарушающем бюджетное законодательство.
Данные обстоятельства, в особенности отсутствие уголовных и административных санкций за многие виды нарушений бюджетного законодательства, позволяют некоторым исследователям сделать вывод о наличии особых бюджетных правонарушений и соответствующей им бюджетно-правовой ответственности[4].
Учитывая изложенное выше, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в ст. 289 БК РФ и в ст. 290 БК РФ разграничивается понятие административной, уголовной и бюджетной ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Это дает основание полагать, что бюджетная ответственность в узком смысле является самостоятельным видом правовой ответственности, обособленной от институтов ответственности, существующих в рамках других отраслей права.
Во-вторых, далеко не за все нарушения бюджетного законодательства наступает именно или только «бюджетная ответственность», То есть ответственность, наступающая за бюджетное правонарушение, мера ответственности за которое предусмотрена именно Бюджетным кодексом, а кроме того, не все нарушения бюджетного законодательства отнесены к компетенции финансовых органов (казначейства и т.п.). Вследствие этого ответственность за нарушение бюджетного законодательства является разноотраслевым видом ответственности. Так, например, такое нарушение бюджетного законодательства, как нецелевое использование бюджетных средств может повлечь за собой три разных вида юридической ответственности (административную - в виде штрафа, бюджетную - в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также уголовное наказание при наличии состава преступления)[5].