Курсовая работа|Бюджетное право

Бюджетно-правовая ответственность

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общая характеристика бюджетно-правовой ответственности в системе юридической ответственности

       1.1. Понятие, основные черты бюджетно-правовой ответственности

       1.2. Меры бюджетно-правовой ответственности

Глава 2. Основные проблемы определения и реализации бюджетно-правовой ответственности

      2.1. Соотношение бюджетной и административной ответственности

      2.2. Основные проблемы  ответственности, возникающие в связи с реформированием бюджетных отношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вопросы ответственности занимают не последнее место в ряду актуальных проблем современного финансового права. Особое звучание они приобретают в связи с реализацией намеченных в бюджетной сфере реформ. Так, Концепцией реформирования бюджет­ного процесса в РФ определяется, что переход к сис­теме формирования бюджета на основе целей и пла­нируемых результатов государственной политики предполагает помимо прочих мер расширение само­стоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств.

Вопрос о существовании особенной бюджетно-­правовой ответственности является дискуссион­ным. Если вести рассуждение сначала, то необходи­мо заметить, что существует огромное количество исследований  и мнений по вопросу о природе юри­дической ответственности вообще и допущению отраслевых видов юридической ответственности в науке административного права и в теории права. Тем более существуют противоположные мнения по поводу наличия финансово-правовой ответ­ственности по поводу выделения. в рамках такой ответственности бюджетно-правовой, налогово­-правовой и других подвидов финансовой ответ­ственности[1].

Законодательство об ответственности за нарушения норм бюджетного законодательства, с одной стороны, после принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) является достаточно подробным, с другой стороны - не отличается необходимой конкретностью и непротиворечивостью[2].

Большой вклад в исследование правовых проблем бюджетно-правовой ответственности внесли такие авторы как: К.С. Бельский, В.С. Белых, В.В. Бесчеревных, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, А.З. Дадашев, А.В. Демин, Т.С. Ермакова, И.А. Журавлева, М.В. Карасева, А.П. Ковалев, Ю.А. Крохина, М.А. Крылова, В.А. Лебедев, В.А. Парыгина, Е.А. Ровинский, В.М. Родионова, А.П. Сергеев, О.В. Соколова, А.А. Тедеев, Н.И. Химичева, А.И. Худяков, С.Д. Цыпкин, Д.Г. Черник, Н.Д. Эриашвили и др.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства и судебной практики комплексно исследовать актуальные проблемы связанные с определением, реализацией  ответственности за нарушение бюджетного законодательства.  

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: уточнить понятие и основные признаки бюджетно-правовой ответственности; проанализировать меры бюджетно-правовой ответственности; исследовать соотношение бюджетно-правовой и административной ответственности; сформулировать актуальные проблемы реализации бюджетно-правовой ответственности.

Объектом исследования выступает институт бюджетно-правовой ответственности. Предметом исследования являются нормы финансового законодательства, регулирующие вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика. 

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика бюджетно-правовой ответственности в системе юридической ответственности

1.1. Понятие, основные черты бюджетно-правовой ответственности

Четкое и однозначное определение понятия «ответственность» является чрезвычайно важным для правоприменительной практики. Отсутствие четкости в определение данных понятий способствует, с одной стороны, злоупотреблениям со стороны органов государственной власти, а с другой - стойкому нежеланию населения соблюдать установленные законом правила

Что же касается определения понятий «бюджетная ответственность», то  специфика посяга­тельств на нормальное функционирование бюджетных пра­воотношений обусловлена тем, что бюджет согласно эко­номической, политической и юридической сущности выступа­ет основным средством материального обеспечения жизне­деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний и любой сбой в бюджетных правоотношениях приводит к недостаточному финансированию государственных пол­номочий, слабому материальному обеспечению публичных задач и подрывает общественную безопасность[3].

Бюджетный кодекс РФ (далее по тексту - БК РФ) не содержит дефиниций понятия «бюджетная ответствен­ность». Вместо этого в Бюджетный кодекс введено понятие «нарушения бюджетного законодательства».

Ответственность за нарушения бюджетного законо­дательства РФ обладает рядом общих признаков, харак­терных для любого вида юридической ответственности: является механизмом охраны правопорядка; наступает за нарушение правовых норм; состоит в применении к нарушителю правопорядка; мер государственного принуждения; наступает на основе правовых норм; заключается в применении санкций и связана с отри­цательными последствиями морального либо материаль­ного характера, которые нарушитель должен претерпеть в результате совершения противоправных действий; реализуется в соответствующих процессуальных формах.

Но в то же время ответственность за нарушения бюджетного законодательства обладает и рядом специ­фических черт:

  1. Основанием ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых норм, установ­ленных БК РФ, в отношении: 1) порядка составления или рассмотрения проектов; 2) бюджетов всех уровней; 3) утверждения бюджетов всех уровней; 4) контроля за исполнением бюджетов всех уровней.
  2. Наступление ответственности за нарушения бюджет­ного законодательства урегулировано нормами бюджет­ного права (ч. 4 БК РФ), нормами административного права (ст. 15.14, 15.15, 15.16 КоАП), нормами уголовного права(ст. 289 БК РФ и соответствующими статьями УК РФ).
  3. Ответственность состоит в применении к нарушите­лю мер воздействия в соответствии с БК РФ, УК РФ и КоАП РФ.
  4. Субъектами ответственности являются лица, связан­ные с составлением, рассмотрением, утверждением, испол­нением и контролем за исполнением бюджетов всех уров­ней бюджетной системы РФ.
  5. К ответственности за нарушение бюджетного зако­нодательства данные субъекты могут быть привлечены органами казначейства (ст. 285 БК РФ), руководителями органов, исполняющих бюджет (ст. 284), другими органа­ми, ответственными за исполнение федерального бюджета (ст. 23.7. КоАП РФ), судом в случае наличия признаков со­става преступления в деянии, нарушающем бюджетное законодательство.

            Данные обстоятельства, в особенности отсутствие уголовных и административных санкций за многие виды нарушений бюджетного законодательства, позволяют некоторым исследователям сделать вывод о наличии особых бюджетных правонарушений и соответствующей им бюджетно-правовой ответственности[4].

Учитывая изложенное выше, можно сде­лать следующие выводы:

Во-первых, в ст. 289 БК РФ и в ст. 290 БК РФ разграни­чивается понятие административной, уголовной и бюджет­ной ответственности за нарушения бюджетного законода­тельства. Это дает основание полагать, что бюджетная ответственность в узком смысле является самостоятельным видом правовой ответственности, обособленной от инсти­тутов ответственности, существующих в рамках других от­раслей права.

Во-вторых, далеко не за все нарушения бюджетного законодательства наступает именно или только «бюджет­ная ответственность», То есть ответственность, наступающая за бюджетное правонарушение, мера ответственности за которое предусмотрена именно Бюджетным кодексом, а кроме того, не все нарушения бюджетного законодатель­ства отнесены к компетенции финансовых органов (казна­чейства и т.п.). Вследствие этого ответственность за нару­шение бюджетного законодательства является разноот­раслевым видом ответственности. Так, например, такое нарушение бюджетного законодательства, как нецелевое использование бюджетных средств может повлечь за со­бой три разных вида юридической ответственности (адми­нистративную - в виде штрафа, бюджетную - в виде изъя­тия в бесспорном порядке бюджетных средств, используе­мых не по целевому назначению, а также уголовное нака­зание при наличии состава преступления)[5].

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2117.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2007 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2007). // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета.2007. № 135.
  4. Инструкция Минфина РФ «О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ»: утв. Приказом от 26 апреля 2007 г. N 35н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 30.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2007 N 12-П // Вестник КС РФ. 2007. №4.
  6. Арсланбекова А.З. Характеристика санкций, применяемых за нарушение бюджетного законодательства // Юрист. 2007. №3.
  7. Архипенко, Т.В. Соотношение административной и бюджетной ответственности// Финансовое право. 2007. №4. с.28-31.
  8. Батыров, С.Е. Проблемы применения и перспективы развития ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Финансовое право. 2007. N 2.
  9. Гейхман, О.М. Бюджетно-правовая ответственность в системе юридической ответственности //Финансовое право. 2007. №5. с. 13-17.
  10. Другова, Ю.В. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2007. N 3.
  11. Емельянов, Е.С. Бюджетное правонарушение и бюджетно-правовая ответственность: понятия и основные черты //Финансовое право. 2007. №2. с.23-26.
  12. Емельянова, Е.С. Ответственность кредитной организации за нарушение бюджетного законодательства //Финансовое право. 2007. №2. с.26-29.
  13. Комягин, Д.Л. Правовая природа бюджетных средств: деньги, обязательства или информация? //Финансы. 2007. №8. с.23-27.
  14. Комягин, Д.Л. Бюджетно-правовая ответственность как подвид финансово правовой ответственности: виды, классификация и особенности // Финансовое право. 2007. №10. с.2-8.
  15. Маркелов, Ф.В. ответственное использование бюджетных средств как позитивная составляющая бюджетно-правовой ответственности // Финансовое право. 2007. №4. с.18-21.
  16. Омелехина Н.В. Бюджетное право Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2007.
  17. Разгильдиева, М.Б. Основные тенденции реформирования бюджетных отношений и проблемы ответственности //Финансовое право. 2007. №7. с.23-25.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское