Введение
- Общая характеристика и форма договора аренды
транспортных средств
1.1. Понятие договора аренды транспортных средств с экипажем
и его форма
1.2. Договор аренды транспортного средства без экипажа
- Обязанности по договору аренды транспортных средств
2.1. Обязанности арендодателя и арендатора по договору аренды транспортных средств с экипажем
2.2. Обязанность сторон транспортного средства без предоставления
услуг по управлению и технической эксплуатации
- Условия ответственности сторон при заключении договора
аренды транспортных средств
3.1. Страхование транспортного средства
3.2. Ответственность арендодателя и арендатора
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира).
Актуальность темы работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Договор аренды транспортного средства" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Аренда транспортных средств - один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств который подразделяется на: а) договор аренды транспортных средств (фрахтования на время) с экипажем, по которому арендодатель предоставляет его арендатору во временное владение и пользование за плату и при этом оказывает своими силами услуги по управлению им и технической эксплуатации; б) аналогичный договор, но без экипажа и предоставления дополнительных услуг (ст. 632, 642 ГК РФ).
Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Говоря о критериях обособления транспортных правоотношений (обязательств, договоров), обычно ссылаются на опосредование ими перемещения грузов либо совершение операций, тесно связанных с ним и обеспечивающих такое перемещение. А. Н. Романович, не ограничиваясь столь общей характеристикой особенностей транспортных правоотношений, называет четыре основных присущих им признака. По ее мнению, одной из сторон этих правоотношений всегда выступает транспортная организация; они складываются по поводу эксплуатации транспортных средств и путей сообщения; предметом их является деятельность по оказанию услуг; они выражают отношения, направленные на выполнение основной транспортной функции или непосредственно содействующие ее осуществлению. Первые три признака характеризуются автором как общие, поскольку могут быть свойственны не только транспортным, но и иным правоотношениям с участием органов транспорта, а четвертый - как специальный, ибо он присущ исключительно транспортному правоотношению.
Цель работы – изучить особенности договора аренды транспортных средств.
Задачи:
- изучить понятие и признаки договора аренды транспортных средств,
- рассмотреть условия заключения и форму договора аренды транспортных средств,
- выявить обязанности арендодателя и арендатора,
- выявить особенности страхования транспортных средств,
- рассмотреть ответственности сторон по договору аренды транспортных средств.
Объект исследования – транспортные средства.
Предмет исследования – условия заключения, права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств.
- Общая характеристика и форма договора аренды транспортных средств
1.1. Понятие договора аренды транспортных средств
с экипажем и его форма
Транспорт - важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д.
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК).
Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте - автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.[1]
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
В абз. 1 ст. 632 ГК РФ дано определение договора аренды транспортного средства с экипажем. Эта статья помещена в § 3 под заголовком "Аренда транспортных средств". Однако никаких общих правил, касающихся аренды транспортных средств как таковых, ГК не устанавливает, сразу же разделяя § 3 на два подпараграфа - аренду транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без такого предоставления. Причем термины "аренда с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации" и "аренда с экипажем" рассматриваются как синонимы.
Договор аренды транспортного средства с экипажем также признан тождественным договору фрахтования на время (тайм-чартеру). Последний термин используется главным образом в торговом мореплавании, где противопоставляется обычному договору фрахтования, т.е. договору перевозки. Фрахтование на время означает, что транспортное средство передается на определенный срок без фиксации конкретного груза, который подлежит перевозке на нем. Цель фрахтования на время - передать транспортное средство во владение и пользование, а не перевезти какой-либо груз.[2]
[1] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. «Единая транспортная система». –М.; Транспорт, 2002. С. 45.
[2] Гражданское право: Учебник /Под ред. С.П. Гришаева – М.: "Юристъ", 2009. С. 114.