Своеобразие проблемы частей речи состоит в том, что этой категорией пользуются все: и лингвисты-теоретики, и языковеды-практики, и учителя, и ученики. И все же время от времени вопрос об обучении частям речи, как и всякий другой существенный, но нерешенный вопрос, возникает. Нетрудно заметить, что обсуждение его возобновляется с новой силой на каких-либо ключевых, переломных этапах развития науки о языке, связанных обычно с суровой необходимостью уточнения, а иногда и радикального пересмотра ряда научных понятий и теоретических обобщений.
Идея функционального подхода к изучению языка была впервые сформулирована представителями Пражского лингвистического кружка. Однако она имеет глубокие традиции и в отечественном языкознании (К.С. Аксаков, И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградов, И.И. Мещанинов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.).
И сегодня при проведении исследований сложных языковых систем методами функционального подхода часто важно знать внутреннее их содержание, внутренние связи системы. В этом случае языковед более широко (точнее, более детально) представляет систему, но в рамках этого представления он по-прежнему интересуется лишь функциональными свойствами и связями подсистем. Тем самым сохраняется возможность использовать прежний арсенал методов функционального подхода.
Другая особенность функционального подхода состоит в его комплексности. Действительно, рассматривая языковую систему со стороны функций и отвлекаясь от ее «внутреннего» содержания, которое, как правило, исключительно разнородно по составу и природе свойств и протекающих процессов, мы как бы целиком охватываем это разнообразие в его итоговом выражении — поведении системы. Функция — это совокупность порождающих ее процессов в итоговом виде.
Комплексность функционального подхода послужила причиной его широкого распространения при изучении различных языковых явлений. В процессе развития научного знания методология функционального подхода претерпевает определенные изменения. С появлением новых задач расширяется его предметная область. Арсенал его методов непрерывно пополняется, но основная суть остается прежней — он проводится с позиции внешнего аспекта языковой системы.