Феномен мировоззрения вызывает постоянный интерес ученых, об этом свидетельствует и количество работ, посвященных этой проблеме, и их тематическое разнообразие[1]. В указанных исследованиях можно найти ответы на несколько ключевых вопросов. В них представлены новые научные знания о феномене мировоззрения, а именно: прослежена эволюция смыслов понятия «мировоззрения», показан теоретико-методологический потенциал и практические функции мировоззрения; выявлены особенности мировоззрения в современном обществе и факторы, влияющие на формирование мировоззрения, в частности, показаны изменения мировоззренческих ориентиров личности в условиях глобализации общества; изучен религиозный аспект мировоззрения в современной России; определена роль образования в воспроизводстве и конструировании мировоззрения молодежи; введены и обоснованы принципы «мировоззренческой парадигмы образования». Исследователями сделан важный вывод о том, что на современном этапе мирового развития образование приобретает приоритетный характер по отношению к другим сферам деятельности общества в вопросе формирования мировоззрения подрастающего поколения.
Особо значимой для нашего исследования является докторская диссертация М.П. Арутюнян «Мировоззрение: онтологический и методологический подходы», поскольку в ней дается философское обоснование мировоззренческой парадигмы образования. В исследовании охарактеризованы проблемы социальной онтологии в проекции современной мировоззренческой ситуации, «характеризующейся понятиями мировоззренческого «безвременья», в которой проявляется фрагментарность взглядов человека на мир, утрата целеориентиров жизни, расплывчатый характер ценностей человека и его идеалов»[2].
На основании изложенного, под мировоззрением мы будем понимать систему человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженную в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Мировоззрение есть субъективная реальность, посредством которой человек ориентируется в мире, строит свое отношение к происходящим событиям и свое поведение. В мировоззрении выделяют социально-политические, научно-теоретические, философские, религиозные, нравственные, эстетические, правовые, экологические взгляды. Вместе с тем, в мировоззрении как системе самых общих представлений об окружающей действительности один из элементов может быть доминирующим.
С нашей точки зрения, в современной науке имеются достаточные теоретические основания для построения модели мировоззренческого подхода и к экологическому мировоззрению.
Изучению философских и методологических аспектов экосоциального бытия современного человечества посвятили свои труды Г.Д. Азроянц, Б.Г. Ананьев, Т.А. Волобуева, Э.В. Гирусов, С.Д. Дерябо, С.Б. Лавров, И.Д. Лаптев, А.А. Макареня, Н.Н. Моисеев, Е.В. Никонорова, Н.Ф. Реймерс, А.В. Сахно, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов, А.Д. Урсул, О.Н. Яницкий и др.
Культурологическое рассмотрение экологических проблем проводится в трудах, раскрывающих содержание экологии как особой научной дисциплины (М.И. Будыки, И.П. Герасимова, Н.Н. Киселева, И.Д. Лаптева, Ю. Одума, Э. Пианки, М. Раца. Ч.Элтона и др.).
Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры (философские, экономические, правовые, этические, научно-технические, культурно-исторические и др.), содержатся в работах А.М. Галеевой, Ю.Ю. Галкина, Д.З. Измайлова, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, Е.В. Никоноровой, М.Ю. Солдаткиной, И.А. Сосуловой, М.Д. Зверева, Ю.П. Ожегова, А.В. Яблокова и др.
Сущность сформированного экологического мировоззрения большинством учёных[3] рассматривается как отражение развитости материальной и духовной сферы жизни общества и каждого человека. Формирование экологической культуры личности предполагает развитие стремлений к улучшению качеств жизни посредством изменения внутренних установок, ценностей и отношений к себе, обществу и природе, развитие экологически значимых стереотипов поведения, умений оценить свои действия в окружающей среде не только с позиций своего благополучия, но и с позиций экологической гармонии между природой и человеком.