Реферат|Микроэкономика

Рыночные структуры

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 23

Введение                                                                                                                                    

  1. Характеристика рыночных структур                                                                                                                                                       
  2. Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах     
  3. Поведение фирмы в рыночных структурах 

3.1. Совершенная конкуренция                                                                                                           

3.2. Монополия                                                                                                                                    

3.3. Монополистическая конкуренция                                                                                               

3.4. Олигополия                                                                                                                                  

Заключение                                                                                                                         

Используемая литература                                                                                           

Данная работа направлена на изучение структуры рынка и основ­ных правил функционирования фирмы. Предложенная проблема актуальна в рас­смотрении рыночной структуры и выявлении ее положения, факторов производ­ства, рынков продуктов и услуг, а также условий функционирования фирм.

Современная экономика носит рыночный характер. Она является наиболее гибкой и эффективной для решения основных экономических проблем. Формиро­валась рыночная система не одно столетие, так она приобрела цивилизованные формы, которые определяют экономическое положение как отдельной фирмы, так и стран в целом.

Для реализации цели курсовой работы решались следующие задачи:

- рассмотрение теоретических основ рыночных структур;

- изучение поведения фирмы,  ее целей, функций и условий функциониро­вания.

Предмет исследования - рыночная структура, а объект – особен­ности рыночной структуры.

Работа состоит из трех разделов. В первой главе описывается об­щая характеристика рыночных структур. Во второй главе рассматриваются пра­вила функционирования фирмы. В третьей главе дается информация о поведении фирмы в различных рыночных структурах.

 

  1. Характеристика рыночных структур

Джоан Робинсон (Англия) ввела термин "несовершенная конкуренция". "В реальном мире, - писала она в книге "Экономическая теория несовершенной кон­куренции", - конкуренция несовершенна... Если в действительности условиям мо­нополии мы противопоставляем условия конкуренции, то на самом деле следует сравнивать условия монополии с условиями несовершенной конкуренции".

Рынок несовершенной конкуренции включает в себя несколько моделей: чис­тая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония, двухсторонняя монополия, двухсторонняя олигополия. Рынок, где господствует один продавец, - рынок чистой монополии. Близка к нему модель дуополии (на рынке действуют две фирмы). Модель дуополии - са­мая первая. Ее разработал француз О. Курно еще в 1838 году. Рынок, где не­сколько продавцов, является олигополистическим. Рынок, где господствует один покупатель, является монопсоническим. Если на рынке сталкивается монополия продавца с монополией покупателя (монопсонией), то будет иметь место двухсто­ронняя монополия. Аналогична ей двухсторонняя олигополия. Как видим, модели рынка различаются уровнем конкуренции.

Рынок чистой конкуренции является неким реальным аналогом рынка со­вершенной конкуренции. Говорят, что рыночная структура характеризуется чис­той конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Признаки чистой конкуренции:

а) множество продавцов и покупателей, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема и не может изменить ситуацию на рынке;

б) однородность, стандартность товаров; в) отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя и преград для свободного выхода из отрасли; г) полная информированность участников рыночных отношений о со­стоянии рынка и имеющихся альтернативах.

Для описания механизма совершенной конкуренции удобно воспользоваться уже известными кривыми спроса и предложения. В условиях конкурентного рынка точка пересечения кривых спроса и предложения определяет равновесную цену товара, при которой рыночный спрос равен объему предложения на данном рынке. При этом кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет вид гори­зонтальной линии (рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса для отдельной конкурентной фирмы

Горизонтальная кривая спроса означает, что фирма может продавать любое количество продукции, не воздействуя этим на цену. Предполагается, что мощно­сти отдельной фирмы недостаточны для того, чтобы предложить такое количество продаваемых благ, которое изменило бы рыночную цену. Следовательно, конку­рентная фирма принимает цену как заданную извне. (Так, человек, выращиваю­щий картофель на своем огороде, понимает, что он не в силах повлиять на рыноч­ную цену.)

Мы предполагаем, что вне зависимости от рыночной структуры целью всех фирм является максимизация прибыли. Как мы уже видели, прибыль максимальна тогда, когда предельный доход фирмы равен предельным издержкам. Предельный доход конкурентной фирмы равен рыночной цене (MR = Р). Следовательно, кри­вая спроса для отдельной фирмы на рынке чистой конкуренции есть и кривая ее предельного дохода (MR). Задача такой фирмы состоит в том, чтобы найти такой объем выпуска продукции, при котором предельные издержки были бы равны рыночной цене продукции ( МС = Р ). В этом случае фирма получит максимум прибыли. Напомним, что речь идет о фактической прибыли. Экономическая же прибыль на рынке чистой конкуренции тяготеет к нулю.

Одна из наиболее сильных сторон чистой конкуренции состоит в том, что фирмы не только производят оптимальное количество всех товаров и с мини­мально возможными издержками, но также правильно выбирают размеры произ­водственного предприятия с целью минимизации средних издержек в долгосроч­ной перспективе. Действия стремящихся к прибыли производителей здесь ведут к такому распределению ограниченных ресурсов, которое максимизирует удовле­творение потребностей (при данном распределении доходов). Изменение в рас­пределении доходов вызовет изменения и в распределении ресурсов и приведет к наиболее полному удовлетворению потребностей покупателей. При этом остается открытым вопрос о том, удовлетворяются ли в условиях чистой конкуренции наи­лучшим образом потребности общества или нет, достигается ли максимум благо­состояния или нет. Так как удовлетворение от потребления субъективно и весьма различно, то, как нам представляется, поставленный вопрос ответа не имеет.

Рынок чистой конкуренции далеко не идеален. Его недостатки:

  1. Рынки с чистой конкуренцией не всегда обеспечивают использование наи­более эффективной производственной техники и разработку новой.
  2. Чистая конкуренция предполагает стандартизацию продукции и не обеспе­чивает достаточного диапазона потребительского выбора.
  3. В условиях чистой конкуренции каждый производитель допускает только те издержки, которые должны окупиться, и избегает побочных издержек (пере­кладывая их на общество). Не учитываются и побочные выгоды.
  4. Существенным недостатком этой рыночной структуры является также по­стоянное и более интенсивное колебание цен под воздействием изменения издер­жек, спроса и предложения.

В реальной хозяйственной практике рынок чистой конкуренции не является широко распространенным. Близки к этой модели рынки сельскохозяйственной продукции, бытовых услуг, некоторые финансовые рынки (фондовая биржа, ва­лютная биржа). Еще труднее отыскать такой рынок в современной России, но приближаются к этой модели осенние рынки овощей и фруктов.

Рынок чистой монополии - противоположность рынку чистой конкуренции. Монополия предполагает одного продавца и множество покупателей на данном рынке (мировом, национальном, местном). Признаки чистой монополии: а) един­ственный продавец удовлетворяет отраслевой спрос на 100%; б) реализуемый продукт не имеет товаров-заменителей (субститутов); в) монополист обладает ры­ночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса; г) су­ществуют значительные барьеры для вступления в отрасль как естественного, так и искусственного происхождения.

В зависимости от характера этих барьеров различаются следующие виды мо­нополий:

Естественная монополия устанавливается там, где предпосылки для конку­ренции практически отсутствуют или конкуренция экономически неэффективна, и потребности удовлетворяются одной крупной компанией. К естественным мо­нополиям относятся предприятия общественного пользования: железные дороги, электрические, газовые компании, предприятия водоснабжения, связи, кабельного телевидения и другие предприятия общественного пользования. Только крупные размеры предприятий позволяют здесь минимизировать издержки, а конкуренция была бы разорительной для общества. Негативные же последствия монополиза­ции здесь нейтрализуются государственным контролем, который фирма вынуж­дена принять за полученную привилегию.

Хотя в современных условиях нет таких барьеров, которые нельзя обойти, а следовательно, "чистая монополия" есть скорее абстракция. Тем не менее так на­зываемая предпринимательская монополия, объединяющая монополии сырьевые, основанные на обладании лицензиями, на нечестной конкуренции, явно нарушает действия объективных законов рынка и потому нежелательна.

Однако и чистая монополия не может до беспредельности повышать цены. Ее власть не абсолютна. Рассмотрим, как устанавливается цена в условиях чистой монополии. Прежде всего отметим, что самое важное различие просматривается в форме кривой спроса на продукцию монополиста. Поскольку фирма-монополист является единственным производителем товара, ее кривая спроса есть и кривая отраслевого спроса. В отличие от чистой конкуренции, где кривая спроса для фирмы горизонтальна, кривая спроса фирмы-монополиста имеет "классический" падающий характер (рис. 2).

Рис. 2. Максимизация прибыли фирмой в условиях чистой монополии

Фирма максимизирует прибыль, когда предельные издержки равны предель­ным доходам (MR = МС), что соответствует объему выпуска монополией и цене спроса Р Кривая спроса (Д) является и кривой среднего дохода фирмы (Д = AR). При любой другой цене, отличной от , монополист получит меньший объем прибыли.

Нисходящая кривая спроса вызывает следующие последствия: чистая моно­полия может увеличить объем продаж, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Монополисты, начиная с максимальной цепы за пер­вую проданную единицу товара, понижают цену каждой последующей единицы. Отсюда следует, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход для каждого уровня выпуска, кроме первого).

Для монополии так же, как и для совершенной конкуренции, главным прин­ципом является максимизация прибыли фирмы. Стремясь к этой цели, монопо­лист будет использовать то же правило, что и конкурентная фирма: фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Фирма, оказавшаяся монополистом (единственным продавцом), может по своему выбору определять значение двух параметров: объема выпуска и цепы. Максимизация дохода заставит фирму-монополиста производить меньше продук­ции, создавая небольшой дефицит товара, и продавать его но более высокой цене сравнительно с условиями совершенной конкуренции. Отсюда следует важное различие между конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монополь­ной властью цена превышает предельные издержки (Р > МС). Однако, установив слишком высокую цену, фирма может понести убытки, если спрос на данный то­вар высокоэластичеп по отношению к цене. Выручка может не покрыть общие из­держки. Разница между ценой и предельными издержками есть показатель моно­польной власти. Более точно коэффициент монопольной власти измеряется с по­мощью показателя монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера изменяется в пределах от 0 до 1. Он тем выше, чем ниже эластичность спроса на продукцию фирмы.

Зависимость между эластичностью спроса на продукцию фирмы (Ed) и вели­чиной монопольной власти (L) выражается отношением:

Данный способ определения монопольной власти американский экономист Абба Лернер предложил в 1934 году.

Обобщим недостатки и достоинства функционирования рынка в условиях монополии. Для оценки положительных и отрицательных качеств монополии ис­пользуют понятие экономической эффективности, под которой понимают способ­ность избегать ненужной траты ресурсов. При этом различают производственную эффективность и эффективность распределения ресурсов. Производственная эф­фективность подразумевает, что при любом объеме производства товар должен производиться с наименьшими затратами. Эффективность распределения ресур­сов достигается тогда, когда цена каждого товара равна его предельным издерж­кам.

С точки зрения производственной эффективности ни монополистический, ни совершенно конкурентный рынок не имеют преимуществ, ибо любая максимизи­рующая свою прибыль фирма стремится выполнить условия производственной эффективности. Но эффективность распределения ресурсов у совершенно конку­рентного рынка выше, чем у монопольного, поскольку при монополии цена то­вара превосходит его предельные издержки, и монополист производит товаров всегда меньше, чем при совершенной конкуренции. Это ограничение объема про­изводства вызывает нерациональное использование ресурсов. Монополизация также способствует увеличению неравенства в доходах. Могут возникнуть и до­полнительные общественные издержки монопольной власти. Фирма может затра­чивать огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы удер­жать монопольную власть. Это может быть связано с расходами, направленными па получение и сохранение монопольной привилегии, предоставляемой государ­ством, а также с созданием неиспользуемых дополнительных производственных мощностей с тем, чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок.

1 Вapламова А. Конкуренция и монополия: РИСК. - 2006.

2 Гpeбенников П.И., Леусский А.И. Тарасевич Л.С. Микpoэкономика: СПБУЭФ, 2004.

3 Емцoв Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М.: «наука» – 2005.

4 Коуз Р.Г. Приpoда фирмы. Теория фирмы. Спб., 2009.

6 Максимова В. Ф. Микроэкономика: маркет ДС, 2008.

7 Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы: Издательский центр “ЭЛЬФА”, 2007.

8 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Норма-Инфра, 2004.

9 Пиндайк Т., Рубифельд Д.: Микроэкономика: экономика, дело, 2005.

10 Сaмуэльсон П. Микроэкономика М: Норма - Инфра 2006.

11 Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 2003.

12 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика.- М., 2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское