Введение
- Интернет-аналоги качественных методов социологии
- Виртуальное участвующее наблюдение
- Биография в режиме реального времени
- Виртуальная телефония для глубокого интервью
- Виртуальное внешнее наблюдение
Заключение
Литература
Реферат|Социология
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 41
Введение
Заключение
Литература
Цель моего исследования – установить это, т.е. проверить возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии, одним из которых является глубокое интервью.
Для достижения этой цели предстоит разрешить следующие задачи:
– во-первых, найти “аналоги” – трансформировать методы в виртуальные, подобрав Интернет-программы и технологии, подходящие для проведения исследований этими методами;
– во-вторых, проверить, остаются ли методы при этом качественными;
– в-третьих, выявить глубинные особенности, делающие их качественными. Например: какая особенность метода фокус-групп лежит в основе того, что группа из 10 человек воссоздает мнение общества лучше, чем опрошенная путем анкетирования его значительная часть?
После пользовательского анализа виртуального поля общения мне стало казаться, что основные качественные методы социологии: метод фокус-групп, участвующее наблюдение, биографический метод, глубокое интервью, внешнее наблюдение – в Интернет могут осуществляться посредством чата, форума, он-лайн дневника, skype, социальных сайтов соответственно.
Для проверки того, остаются ли эти методы при трансформации в виртуальные аналоги качественными, в ходе исследования будет проведено 2 экспертных интервью и 2 эксперимента – мини-исследования, пилотирущих методы.
Первым экспертом выступит профессиональный модератор фокус-групп, который может компетентно определить степень сохранения особенностей своего метода при переводе его в Интернет-формат.
Виртуальное участвующее наблюдение будет представлять собой наблюдение за участниками форума изнутри. Эксперимент будет состоять в попытке, зарегистрировавшись на форуме и общаясь там, получить сведения по интересующему вопросу, а затем понять, достоверны ли они, сравнив их с результатами уже проведенного традиционным способом исследования на эту тему.
Второе экспертное интервью будет взято у постоянного пользователя программы skype для того, чтобы он выделил достоинства и недостатки, способствующие и мешающие общению по этому Интернет-каналу связи. Тогда можно будет сравнить их с теми достоинствами, которыми должна обладать программа для успешного проведения в ней глубокого интервью.
Внешнее наблюдение в Интернет будет проходить на одном из социальном сайтов – “ВКонтакте.ру”. Предполагается, что это будет наблюдение за страницей человека без ведома последнего с тем, чтобы проверить, большое ли количество информации можно с нее считать – может ли ее быть достаточно для достижения цели того или иного исследования.
Помимо пилотажей и мнений экспертов в основу рассмотрения возможности полноценной трансформации качественных методов в Интернет лягут теория и научный задел. Л.А. Козлова и Н.Я.Мазлумянова занимаются исследованиями в Интернет. Классиком в использовании виртуальных технологий для проведения социологических исследований считается Б.З. Докторов. Кроме того, Б.З.Докторов не раз анализировал содержание виртуального пространства. Например, уже 10 лет назад была опубликована статья Бориса Зусмановича “Социология на российском Интернете: в начале долгого пути”, содержащая результаты изучения сайтов социологических организаций, проектов и журналов.
В целом, любой источник информации об использовании Интернет-аналогов качественных методов в социологических или маркетинговых исследованиях ценен для этой работы.
Обращение к теории – к литературе и публицистике, посвященной качественным методам, разделяющей качественную и количественную социологию, необходимо для разрешения одной из поставленных задач – выявления глубинных особенностей методов, делающих их качественными.
В современных условиях все ускоряющегося ритма жизни, когда респондентам трудно найти время для встречи с исследователем; возможности разъездов и миграции, когда респондент в любой момент может, например, быть срочно и надолго отправлен в командировку на другой конец планеты или когда переехал участник панельного исследования (респондент, которого опрашивают с какой-то определенной периодичностью); глобализации процессов и явлений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества, когда экономический кризис захватывает почти весь мир, а значит, беседовать о нем можно не только с представителями своего государства – было бы очень удобно использовать Интернет-технологии для социологических исследований. Данная работа направлена на рассмотрение возможности положительного результата.
Во-первых, на то, что представленные здесь трансформированные методы при пилотажных исследованиях дадут не менее обширные сведения, чем их реальные оригиналы. Во-вторых, на то, что эксперты подтвердят наличие достоинств виртуальных методов, которое необходимо для их полноценного использования; определят высокую степень сохранения особенностей методов при их трансформации.
В целом, ожидаемый результат данной работы таков: виртуальные методы выдержат проверку, т.е. станет очевидным то, что ими можно пользоваться при проведении исследований, требующем качественных методов социологии. Возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии будет показана.
ПРОБЛЕМАТИКА РАБОТЫ
Первый, который приходит в голову, метод социологии, имеющий виртуальный аналог, – это, конечно, стандартизированное анкетирование. С помощью подсказанного И.И. Травиным “невыключаемого” наблюдения можно отметить, что вопросы с вариантами ответов “висят” на очень многих сайтах: от просьбы оценить по заданной шкале купленный товар или скачанную информацию до он-лайн опросов на тематических сайтах.
Таким образом, пользователь не только может быть специально приглашен поучаствовать в он-лайн опросе, он может случайно увидеть анкету на каком-либо сайте. Для социологического исследования это означает, что оно будет нерепрезентативным, потому что такая выборочная совокупность, как Интернет-аудитория, совсем не репрезентирует генеральную – население. По крайней мере, в России. Очевидно, например, что процент пенсионеров среди россиян значительно превышает процент людей пенсионного возраста среди пользователей Рунета. В таком случае, стоит приглашать принять участие в опросе представителей заранее составленной выборки. Для маркетингового исследования то, что респондент сам “находит” анкету, хорошо. Как правило, люди сознательно посещают интересующие их определенные сайты, т.е. они составляют целевую аудиторию, на которую рассчитан товар или услуга, предложенная на сайте.
А.Иванов отмечает следующие характеристики виртуального опроса: “Интернет-анкетирование является чрезвычайно удобным, недорогим и быстрым способом проведения исследований, позволяющим в короткие сроки опросить большую, географически обширную аудиторию, обработать и представить данные для отчета.”[1]
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!