Курсовая работа|Экономический анализ

Аудит персонала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 46

Введение   

ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита персонала   

1.1. Значение и задачи аудита персонала, его виды и методы

1.2. Мотивационный аудит как особый вид аудита

ГЛАВА 2. Анализ состояния и эффективности использования аудита персонала в ОАО «-»   

2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «-»

2.2. Анализ текущего состояния аудита и управления персоналом в ОАО «-

2.3. Предложения по совершенствование использования персонала      

Заключение         

Литература

Новые подходы к управлению кадрами ориентируются не только на реше­ние текущих вопросов, оперативные изменения в расстановке кадров, но и на формирование мотивации работников, основанной на долговременных производ­ственно-хозяйственных отношениях, на планировании повышения качества тру­довой жизни работника и коллектива в целом как одной из главных задач повы­шения конкурентоспособности предприятия и как возможности своего развития.

Эффективное управление персоналом позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Во многом повышение эффективности управления персоналом зависит от грамотной оценки их сегодняшнего состояния, подробного анализа тенденций и составления прогнозов на будущее.

Успешная деятельность любой организации, будь то государственное пред­приятие, учреждение или частная коммерчески фирма, не мыслима без анализа трудовых показателей, который позволяет более точно оценить технико-экономи­ческий потенциал; определить резервы более эффективного использования персо­нала предприятия, улучшения организации, условий труда и его оплаты; найти пути нормализации социально-трудовых отношений в коллективе и т.д.

Данная проблема слабо проработана и в литературе представ­лена разработ­ками лишь ряда специалистов: Колосовой Р.П., Кулинцева И.И  Кибанова А.Л. и др.

Вместе с тем, существует объективная необходимость в де­тальной разра­ботке механизма проведения аудита персонала. Этот механизм должен отличаться комплексностью и взаимосвя­занностью всех составляющих его элементов, стро­иться с учетом требований, предъявляемых рынком к деятельности предприятия в сфере труда. Подобная «экспертиза» позволит объективно оценить деятельность учреждения или предприятия в области организации трудового процесса и убе­диться во взаимном соот­ветствии этой деятельности и стратегии развития фирмы, регла­ментации трудовых отношений и законов, правил, инструкций и методик, их определяющих. По результатам аудиторской про­верки могут быть определены направления для установления, изменения и совершенствования стандартов, оп­ределяющих организацию трудового процесса и формирование социально тру­до­вых отношений в организации (например, правил внутреннего распорядка, долж­ностных инструкций, квалификационных ха­рактеристик и т.д.).

Аудит может способствовать кадровым пе­рестановкам, улучшающим каче­ственный состав работающих, продвижению наиболее перспективных сотрудни­ков и развитию их творческой активности, а также позволит повысить роль служб по управлению персоналом, сблизить их деятельность с целями организации, за­острить их внимание на наиболее важных вопросах. Аудит персонала позволяет убедиться, что трудовой потенциал используется полностью и эффективно, а ор­ганизация и условия труда соответствуют требованиям законодательства. Таким образом, аудит персонала представляет собой предприни­мательскую деятельность по осуществлению независимых вне­ведомственных проверок экономических субъектов в сфере тру­да и трудовых отношений.

Основная его цель - оценка деятельности экономического субъекта в сфере труда и трудовых отношений, установление со­ответствия применяемых экономи­ческим субъектом форм и ме­тодов организации трудовой деятельности и трудо­вых отноше­ний законодательным и правовым актам, действующим в Российской Федерации, а также выработка на основании резуль­татов проверок предложений по оптимизации организации тру­довой деятельности и трудовых отношений, осуществляемых экономическим субъектом. Достижению этой цели должны спо­собствовать особенности (требования) ведения аудиторской дея­тельности: незави­симость и объективность при проведении про­верок; конфиденциальность; про­фессионализм; компетентность и добросовестность аудитора; использование ме­тодов анализа трудовых показателей; применение новых информационных техно­логий; умение принимать рациональные решения по дан­ным аудиторской про­верки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответствен­ность аудитора за послед­ствия его рекомендаций и заключений по результатам аудитор­ских проверок.

Объектом аудита персонала является состояние трудовой сферы экономиче­ского субъекта, а предметом - трудовой коллектив, его деятельность; организация, нормирование, условия и охрана труда персонала; соблюдение прав и обязанно­стей работ­ников всех уровней, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Таким образом, аудит персонала занимает центральное место в управлении персоналом, что и объясняет актуальность выбранной темы работы.

Цель настоящей работы – проведение аудита состояния и эффективности использования персонала фирмы и разработка предложений по совершенствова­нию использования персонала в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • исследованы теоретические и методические вопросы аудита персонала предприятия;
  • проведен аудит состояния и эффективности использования персонала в ОАО «-»;
  • разработаны предложения по совершенствованию использования персо­нала предприятия.

Объектом исследования служит система управления персоналом закрытого акционерного общества «-».

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита персонала

1.1. Значение и задачи аудита персонала, его виды и методы

Аудит персонала занимает особое место в рамках управлен­ческого аудита. Являясь системным, он несопоставим с диагно­стикой отдельных сторон деятель­ности организации. Отражая интегрирующую роль управления персоналом, аудит персонала исследует вопросы: управления организацией в целом (подкон­троль­ные высшему уровню управления организацией); линейно­го управления подчи­ненными организационными функциями (трудовыми коллективами) в разрезе его объектов и функцио­нальной (технической) работы организационных функций (в том, числе подразделения по управлению персоналом). Уровни управленческого аудита, взаимосвязанные с аудитом персонала, могут соответственно быть на­званы аудитом управления органи­зацией, аудитом линейного управления и ауди­том организаци­онных функций (аудит организационной функции «управление персоналом») (см. рис. 1.1)[1].

      

 

 

 

 

 

                             Рис. 1.1 - Виды аудита персонала

Аудит персонала может применяться в качестве метода, оп­ределяющего эффективность системы принятия управленческих решений и контроля эффек­тивности системы управления персо­налом. С последней целью целесообразно ре­гулярно осуществ­лять внутренний аудит персонала. Сотрудники и руководство службы управления персоналом фирмы не могут быть уверены, что все делают правильно. Случа­ются технические ошибки, устаревает политика управления. Про­водя самооценку, отдел зачастую обнаруживает проблемы преж­де, чем они станут серьезными. Глубокие исследования методов и процедур управления пер­соналом могут открыть новые возмож­ности службы управления персоналом спо­собствовать удовлетво­рению общественных, организационных, функциональных и пер­сональных целей организации. Если эта оценка выполнена должным обра­зом, то она приведет к усилению взаимной под­держки службы управления персо­налом и линейных менеджеров.

Объектами аудита в этом случае являются персонал, принципы организации его работы, управления и деятельно­сти, т.е. результаты работы.

Аудит протекает в виде анализа системы социально-трудовых показателей, оценивает деятельность службы управления чело­веческими ресурсами организа­ции и может охватывать отдель­ные подразделения или компанию в целом. По­средством обрат­ной связи линейные менеджеры и специалисты по управлению персоналом получают представление о функционировании чело­веческих ресурсов и выявляют, насколько хорошо менеджеры выполняют свои обязанности по управлению персоналом.

Какую пользу дает организации проведение аудита персона­ла? Аудит дает представление линейным менеджерам о вкладе их подразделений в успех фирмы, формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов службы УП, по­могает прояс­нить роль службы управления персоналом, что приводит к большей стабильности внутри фирмы. Наиболее важно, что он раскрывает проблемы и га­рантирует согласие с многообразием законов. Этим объясняется увеличение инте­реса к аудиту персо­нала во многих странах в последние годы.

Возможности аудита персонала простираются далеко за пре­делы деятельно­сти одной только службы управления персона­лом. Она работает не в изоляции. Ее успех зависит и от того, как хорошо выполнены программы другими подразделе­ниями орга­низации. В качестве примера рассмотрим случай из практики одного завода, выпускающего электротехническое оборудование - как линейные менед­жеры снизили эффективность процесса оценки исполнения.

Аудит персонала позволяет систематизировать и интегриро­вать в систему управления организацией сложное многообразие работ по управлению персона­лом, что предопределяет эффек­тивность осуществляемой оптимизации управле­ния персоналом.

Аудит персонала формирует стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, влияет на эффек­тивность управления организацией в целом. Это позволяет орга­низации быть лидером в своей области деятельности в любых ситуационных условиях и способствует построению «сильной организа­ции», готовой к изменениям во внешней среде и обла­дающей возможностью адаптироваться к этим изменениям с пользой для себя. Обострение необходимо­сти в аудите персонала возникает в условиях ужесточения конкурентной борьбы, когда от эффективности управления персоналом начинает зависеть выживание организации на рынке.

Методами аудита персонала являются стандартные процедуры экспертного консультирования:

  • установочные и экспертные интервью;
  • анализ документов;
  • сбор данных;
  • формализованное описание процедур;
  • построение схем и моделирование бизнес-процессов и клю­чевых функ­ций.

Данные методы базируются на технологии структурного ана­лиза и проекти­рования (Structured Analysis and Design Techniques -SADT)[2].

В ходе аудита персонала используются следующие ин­струменты сбора ин­формации.

  1. Наблюдения. Посещение служебных помещений, наблюде­ние людей в работе и изучение их взглядов, проблем и предло­жений дают наиболее важную для управленческого аудита ин­формацию о том, как организация работает на практике, как она живет, каково ее развитие и каковы в ней человеческие взаимо­отношения. Наблюдают за процедурами, операциями, процесса­ми и характером социализации (коллективного общения). На­пример, наблюдение за собраниями работников позволяет выявлять групповые процессы и формы поведения. К мето­дам активного (прямого) наблюдения относятся: фотография рабочего дня; хро­нометраж; метод моментных наблюдений; самофотография и др.
  2. Специальные записи - ведутся по просьбе аудитора в тече­ние определен­ного времени в соответствии с его требованиями.
  3. Специальные отчеты делаются по просьбе аудитора от­дельными ото­бранными им специалистами по определенным ас­пектам проблемы, включая их видение ее решения.
  4. Беседа (интервью). При аудите персонала беседа наиболее применяемый инструмент сбора информации. Интер­вьюирование применяется для получения информации, необхо­димой при анализе рабочего процесса, выяснении суждений ра­ботников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет, исправляет или опровергает пре­дыдущие, раскрывает побочные явления и неожиданные взаимо­связи, влияния или ограничения. Беседой можно управлять. При этом гибкость, присущая живой беседе, при достаточной квали­фикации интервьюера, определяет полезность интервью, как ви­да аудиторского обследования. Однако высокая стоимость ис­пользования из-за больших затрат времени, определяющая узкий охват исследуемой совокупности, и кажущаяся субъективность интервьюирования, а также неточность информации при нали­чии заинтересованности в исследуемом вопросе у опрашиваемо­го, ограничивают масштабы применения интервьюирования и требуют при планировании сбора информации определить, какие факты следует получить в ходе бесед, от кого, ко­гда, где и как.
  5. Вопросники (использование анкет) - позволяют получить ограниченное количество фактов от большого числа лиц или от людей, находящихся на боль­шом расстоянии друг от друга. Анкетирование требует четкого определения ис­следуемой темы и формулировки простых, точных, недвусмысленных вопросов. Желательно получать ответы «да» или «нет» или числовое значение. Применение вопросников и обзоров разновидность интервьюирования. Их использование объ­ясняется относитель­ной дешевизной по сравнению с личной беседой (интервью), а также более широким охватом опрашиваемых. Вопросник может служить под­готовительной стадией к личному интервью. Если мероприятия по использованию определенного вида опроса осуществляются периодически и в сопоставимом виде, существует возможность исследования динамики состояния ор­ганизации.
  6. Встречи для сбора данных предполагают организацию ау­дитором специ­альных обсуждений, цель которых получение ин­формации по рассматриваемой проблеме.
  7. Обзоры отношений служащих. При выполнении некоторых заданий, на­пример, при необходимости изменений условий ра­боты и занятости, могут ис­пользоваться исследования отноше­ний служащих, дающих информацию, как люди относятся к су­ществующему положению дел и как могут отреагировать на возможные изменения.
  8. Оценки служащих. Аудитор может использовать оценки клиента относи­тельно: фактов, знакомых клиенту; аспектов текущей ситуации, изучение которых не требует большой точности; аспектов текущей ситуации, изучение которых по­средством наблюдения и измерения дорогостоящи, а вероятность не­достоверной оценки незначительна.

Использование оценок служащих требует их проверки и вни­мания к воз­можной погрешности. Суждения персонала будут достовернее, если они не имеют прямого отношения к изучаемо­му вопросу. В целом оценки проверяют на досто­верность на ос­нове опыта (известные величины объема, количества или стоимости за недавний период времени) и путем сопоставления с ин­формацией об идентич­ных событиях.

  1. Аудиторский эксперимент применяется для получения информации о по­следствиях того или иного управленческого воздействия, приводящего к измене­ниям состояния системы си­туационных условий. При осуществлении аудитор­ского экспе­римента существует проблема обеспечения его «чистоты», что осо­бенно тяжело сделать в сфере управления персоналом. Так, чистота эксперимента может быть нарушена изменением рабоче­го окружения персонала и даже разгово­рами между участвую­щими в эксперименте и не участвующими (примером может быть Хоторнский эксперимент). Возможность осуществления аудиторского экс­перимента - идеальная ситуация, позволяю­щая произвести сравнение эксперимен­тальной и контрольной совокупностей при формировании рекомендаций аудитора о требующихся изменениях. Реализация возможностей аудитор­ского экспери­мента может повлечь побочные эффекты. Так, осуществление эксперимента мо­жет привести к неудовлетворен­ности персонала, не ставшего его участником. В то же время у участников эксперимента может сложиться чувство, что ими ма­нипу­лируют.
  1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельно­сти предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. – 285 с.
  2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/Под ред. В.Н. Стра­жева.– Минск: Высшая школа, 2011. – 144 с.
  3. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Нико­нова. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Экзамен, 2012.
  4. Аудит операций с денежными средствами на счетах в банках: Практ. посо­бие /Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  5. Аудит. Практикум /Под ред. проф. В. И. Подольского. - М.: ЮНИ­ТИ-ДАНА, 2011.
  6. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Подольского. 3-е изд., пере­раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
  7. Баканов М.И., ШереметА.Д. Теория экономического анализа.– М.: Финансы и статистика, 2012.
  8. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных про­ектов,- М.: ЮНИТИ, 2012. – 236 с.
  9. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предпри­ятия: Практическое пособие. - М. Издательство «ПРИОР», 2011. – 228 с.
  • Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: “Дело”, 2010. – 114 с.
  • Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти для принятия управленческих решений СПБ» Издательский Торговый Дом «Герда», 2011 - 520 с.
  • Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положе­ния об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО «Издатель­ство «Экономика», НОРМА, – 118 с.
  • Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, – 428 с.
  • Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-прак­тика. - М.: "Дело ЛТД", 1994. - 320с.
  • Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А. Финансово-инвестиционный анализ и ау­дит коммерческих организаций.– Воронеж: ВГУ, 2011 - 384 с.
  • Гражданский кодекс РФ (части I, II).
  • ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприя­тия. М.: Эконо­мика, 2010. – 114 с.
  • Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Изда­тельство «Дело и сервис», 2011. – 276 с.
  • Ефимова О.В. Финансовый анализ.– М.: Бухгалтерский учет, 2011.– 247 с.
  • Карлин Т.Р. Анализ финансовых отчетов: учебник M. : ИНФРА - M, – 361 с.
  • Кибанов А., Захаров Д. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 1993.
  • Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.– М.: Финансы и стати­стика, 2012. – 255 с.
  • Ковалев В.В. Финансовый анализ.– М.: Финансы и статистика, 2001. – 329 с.
  • Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предпри­ятий. Учебник.– М.: Перспектива, 2000. – 364 с.
  • Ковалев В.В., Патров В.B. Как читать баланс. - M.: Финансы и статистка, 2011. – 422 с.
  • Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. ИНФРА - M, 2001. - 240 с.
  • Кретина М.Н. Финансовое состояние предприятия.– М.: ДиС, 1997. - 176 с.
  • Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций.– М.: Финансы. ЮНИТИ, 1998. - 263 с.
  • Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономиче­ской деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 366 с.
  • Макарова Л.Г. К вопросу о составлении аудиторского заключения "Аудитор­ские ведомости", N 4, 2012.
  • Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. – 287 с.
  • Налоговой кодекс РФ (части I, II).
  • Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка.– М.: Выс­шая школа, 2010. – 349 с.
  • Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, – 262 с.
  • Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. – 347 с.
  • Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996. – 543 с.
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н
  • Потрубач Н.Н., Формирование и развитие механизма управления производст­вом в условиях перехода к рынку - Сарат. Ун-т: 1993. – 295 с.
  • Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Авт. коммент. и сост. Е.М. Гутцайт. – М.: Соврем. экономика и право: Юрайт-М, 2012. С 78..
  • Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. С франц. под ред. Л.П. Белых. - M.: Аудит, ЮНИТИ, 2011. – 244 с.
  • Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИН­ФРА-М, 2012. – 247 с.
  • Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 2011. – 367 с.
  • Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготови­тельный курс. - M.: СИРИН, 2011, 215 с.
  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
  • Финансы предприятий: Учебник / Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.: Под ред.проф. Н.В, Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 357 с.
  • Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, – 387 с.
  • Четпыркин ЕМ. Финансовый анализ производственных инвести­ций.- М.: Дело, 1998. – 245 с.
  • Шеремет А.Д. Аудит: Учеб. / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. С. 79.
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансово­го ана­лиза.- М.: ИНФРА-М, 2011. – 385 с.
  • Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового ана­лиза предприятия. - M.: ЮНИГЛОБ совместно с ИПО «МП», 2010. - 422 с.
  • Ширкина Е.И. Аудиторская проверка внутренних расчетных операций "Бух­галтерский учет", N 21, 2000.
  • Шувалова И. Рынок ведущих аудиторско-консалтинговых групп России: I по­лугодие 2000 г. / И. Шувалова // Аудитор. – 2000. – № 10. – С. 3–12.
  • Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи. Учеб­ное посо­бие/Под ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета.– М.: Фи­нансы и статистика, 2001. - 462 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономический анализ
2013 год 44 стр.
Аудит учета расходов и доходов вспомогательного производства
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское