Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия правоохранительных органов
1.1. Понятие и признаки организации взаимодействия
1.2. Сущность и основные задачи взаимодействия правоохранительных органов
Глава 2. Пример организация взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами
2.1. Организация взаимодействия в ходе планирования действий органов
внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах
2.2. Организация взаимодействия между элементами группировки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, участвующих
в специальной операции, на различных этапах ее проведения
Список использованной литературы
В практической деятельности правоохранительных органов до настоящего времени отсутствуют четко сформулированные нормативные правовые акты и научно-методические рекомендации, направленные на совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел с иными правоохранительными органами. Это приводит к значительному снижению эффективности деятельности в сфере противодействия преступности, ставит под сомнение соблюдение принципа неотвратимости наказания.
Вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов исследуют ученые, однако пока не удалось выработать единый научно-практический подход по основным вопросам.
Не разрешен целый комплекс задач, связанных с совершенствованием государственной стратегии и тактики борьбы с преступностью, поиском новых форм организации взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
Объективная необходимость организации взаимодействия обусловлена и тем, что при своеобразном разделении функций и разграничении объема работы по их реализации между различными органами, занимающимися вопросами борьбы с преступностью, не каждый из них имеет все необходимые для выполнения этих задач возможности, силы и средства.
Потребность в согласованности определяется еще и тем, что каждый правоохранительный орган, действуя в интересах решения общей задачи, в то же время обладает относительной самостоятельностью, характерными свойствами, отличающимися как от свойств целого, так и от свойств, присущих другим составным частям, поскольку выполняет поставленные задачи специфическими средствами и методами.
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия
правоохранительных органов
1.1. Понятие и признаки организации взаимодействия
Существующая зависимость решения задач, стоящих перед одним правоохранительным органом, от деятельности другого является объективным условием возникновения связей между ними, что, в свою очередь, можно считать одним из условий установления взаимодействия. Плотность связей, диапазон контактов между правоохранительными органами определяются прежде всего характером выполняемых ими функций и взаимной обусловленностью целей деятельности.
Это вовсе не означает, что, выполняя свои задачи, органы внутренних дел, равно как и другие правоохранительные органы, обязательно должны привлекать силы и средства других правоохранительных органов. Об организации взаимодействия речь идет в тех случаях, когда в целях своевременного и эффективного решения задач, стоящих перед конкретным правоохранительным органом, становится объективно необходимым использование сил, средств и методов деятельности других правоохранительных органов.
Обоснованность и необходимость организации взаимодействия обусловили ряд следующих причин:
1) наличие множества общих целей и задач правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики;
2) необходимость комплексного подхода к сбору, анализу и оценке информации о криминогенной обстановке в сфере экономики, поскольку ни один из правоохранительных органов не обладает ею в достаточном объеме по ряду причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономике и т.д.);
3) ограниченность государственного контроля за состоянием и результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях укрепления экономической независимости и их самостоятельности;
4) общность объекта, на который направлено взаимодействие при предупреждении и пресечении правонарушений, т.е. проведение проверок, оперативно-розыскных мероприятий, профилактических и иных мероприятий, осуществляемых различными органами и службами в отношении одних и тех же субъектов хозяйственной деятельности;
5) возможность успешного использования в борьбе с правонарушениями оперативно-розыскных сил, средств и методов работы правоохранительных органов на единой законодательной основе.
Анализ различных работ, изучающих организацию взаимодействия, позволил выделить наиболее общие признаки данного явления.
Прежде всего необходимо отметить, что организация взаимодействия – это согласованная деятельность различных субъектов, осуществляющих совместные действия[1].
Согласованность как основной признак организации взаимодействия объединяет совместные действия в систему. Выступая в значении некоторого качества или состояния, согласованность предполагает ряд соответствующих действий, в результате которых достигается данное качество. Прежде всего это согласование совместных действий различных субъектов по целям, месту и времени их осуществления.
В качестве другого признака организации взаимодействия следует выделить его многосубъектностъ, предполагающую участие как минимум двух сторон в совместных согласованных действиях. Причем каждую из этих сторон могут представлять несколько участников.
Следующим признаком организации взаимодействия является объединенность (скооперированность) усилий субъектов, определяющая отношения сотрудничества между ними. Последнее обусловлено общностью целей и интересов взаимодействующих сторон, а также производных от них задач и средств их решения. При односторонней направленности действий организация взаимодействия невозможна. Отметим, что организация взаимодействия предполагает партнерский характер сотрудничества, равенство сторон, их независимость друг от друга в субординационном отношении. Кроме того, необходимо наличие встречных предложений к инициатору организации взаимодействия.
Последний признак организации взаимодействия – это его законность, определяемая рамками взаимодействия и используемыми при этом формами, методами, силами и средствами.
[1] Геворкян К.С. Некоторые вопросы взаимодействия органов внутренних дел // Органы внутренних дел как часть системы исполнительной власти, осуществляющей борьбу с преступностью. – М., 1996.
Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1983. С. 6.