Реферат|Теория государства и права (ТГиП)

Византия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 18

Введение

  1. Особенности Византийской цивилизации
  2. Причины падения Византии

Заключение                                                                                              

Список использованной литературы                                                     

Историки не раз описывали многочисленные культурные, политические, религиозные, экономические и географические факторы, которые позволили первоначально незначительному Московскому княжеству стать в XIV веке центром русского государства. Роль, которую играла в этом процессе умиравшая Византийская империя, может расцениваться как один из важнейших моментов влияния Византии на историю Европы, «Собирание русских земель» вокруг Москвы, соперничество между Москвой и Тверью, вмешательство Золотой Орды, войны с Литвой.

Роль Византии в формировании российского государства достаточно высока. Государство Византия просуществовало с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византия занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви.

Византия отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества. В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя.

Но в Византии общественное развитие принимало специфические формы, имело свой неповторимый колорит.

Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись в течение тысячелетнего существования империи. Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка.

Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, - Древняя Греция и Восток.

Хронологически византиноведческие исследования ученых России охватывали все периоды существования Византии. Наибольший вклад в изучение истории Византии внесли Н.Н. Мурзакевич (политика Византии и Генуи в Крыму), А.П. Зернин (деятельность императоров Василия Македонянина, Константина Багрянородного и патриарха Фотия), Н.А. Лавровский (изучение русско-византийских договоров); В.С. Иконников (проблема культурного, конфессионального, политикоправового влияния Византии на Русь); епископ Порфирий (Успенский) (история афонских монастырей).

 

  1. Особенности Византийской цивилизации

Византийской цивилизации был присущ принцип симфонии церкви и государства, основы которого еще в III-IV вв. были сформулированы Евсевием Кссарийским. В отличие от Запада византийский император счи­тался главой церкви. Императорские постановления, касающиеся церков­ных дел, приравнивались к актам канонического права. Политическая ис­тория Византии, известная своими бесконечными войнами, дворцовыми переворотами и смутами, включала в себя и конфликты императоров с церковными иерархами. На Западе считалось, что духовная жизнь обще­ства входит в компетенцию церкви, а прерогативой правителей являются государственные дела. Для Византии подобное противопоставление не бы­ло характерным, а соответствующее противоречие снималось на уровне специфической для восточного христианства целостной картины мира, включающего космос, природу, человеческую жизнь в их приобщении (метексис, идеи энергии, синергии) к божественной благодати. Целостность византийской картины мира и ее не только метафизически-мистическая интерпретация, но и роль, придаваемая категориям божественной энергии и синергии, как известно, повлияли впоследствии на идею всеединства русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.

В плане правовых и социальных отношений для византийской цивилизации характерен континуитет римских правопорядков, отсутствие феодальной доктрины вассалитета, иерархической структуры собственно­сти, ее условного характера. Доминировало право полной безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам (на практике собственность далеко не всегда была полной и безусловной). Политико-правовая доктрина испытала не только сильное античное вли­яние, но и впитала элементы иудаизма. Действительно, византийцы на­зывали себя римлянами (ромеями), избранным народом, противопоста­вляли себя варварам.

Для государственного самосознания византийского социума, проблема которого лишь косвенно затрагивалась в литературе, была характерна неприязнь к латинянам, образ «себя» и «других». В отличие от Запада византийское самосознание до XIII в. не может быть названо этническим, оно по своему содержанию отражало самоидентификацию государства и города, прежде всего Константинополя.

  1. Бородина А.В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. - М.: Чистые пруды, 2006. - 30 с.
  2. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 512 с.
  3. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. - СПб.: Алетейя, 1998. - 583 с.
  4. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-начало XII в.) / РАН, Ин-т славяноведения. - Науч. изд. - СПб.: Алетейя, 2000. - 398 с.
  5. Литаврин Г.Г. Византия и славяне: (Сборник статей). 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 2001. - 606 с.
  6. Мейендорф И. Византия и Московская Русь / Пер. с англ., под ред. Н.Б. Артамоновой. - Париж: Ymca-Press, 1990. - 442 с.
  7. Носовский Г.В. Новая хронология Руси: Русь. Англия, Византия, Рим. - М.: РИМИС, 2004. - 432 с.
  8. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц . - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Наука, 1999. – 668 с.
  9. Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / пер. с англ. Е.Ф. Левиной. - М.: Центрполиграф, 2003. - 204 с.
  10. Скржинская Е.Ч. Русь, Италия и Византия в Средневековье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 288 с.
  11. Успенский Ф.И. История Византийской империи: Период Македонской династии (867-1057). - М.: Мысль, 1997. - 527 с.
  12. Успенский Ф.И. История Византийской империи VI-IX вв. - М.: Мысль, 1996. - 827 с.
  13. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV вв. Восточный вопрос. - М.: Мысль, 1997. - 831 с.
  14. Хвостова К.В. Особенности Византийской цивилизации / РАН, Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2005. - 197 с.
  15. Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия: Сборник ст. - Париж: Ymca-Press, 1989. - 296 с.
  16. Котляр Н. Тмуторокань - княжество, остров или город?: О противостоянии Руси и Византии в Крыму в XI в. // История: науч.-метод. газ. для учителей истории и обществоведения. - 2008. - № 2 (16-31 янв.). - С. 8-14.
  17. Сендеров В. Имперское византийское наследство и идея «Третьего Рима»: [влияние концепции «Москва - Третий рим» на рус. государственность] // Посев. - 2007. - № 1. - С. 17-24.
  18. Тихон (Шевкунов) А. Гибель Византии // Рус. Дом. - 2008. - № 5. - С. 18-21.
  19. Тойнби А.Дж. Византийское наследие России // Альма Матер (Вестн. высш. шк.). - 1996. - N 2. - С. 32-35.
  20. Хвостова К. Византийская цивилизация // Вопр. истории. - 1995. - N 9. - С. 32-48.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское