Введение
- Особенности Византийской цивилизации
- Причины падения Византии
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Теория государства и права (ТГиП)
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 18
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Историки не раз описывали многочисленные культурные, политические, религиозные, экономические и географические факторы, которые позволили первоначально незначительному Московскому княжеству стать в XIV веке центром русского государства. Роль, которую играла в этом процессе умиравшая Византийская империя, может расцениваться как один из важнейших моментов влияния Византии на историю Европы, «Собирание русских земель» вокруг Москвы, соперничество между Москвой и Тверью, вмешательство Золотой Орды, войны с Литвой.
Роль Византии в формировании российского государства достаточно высока. Государство Византия просуществовало с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византия занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви.
Византия отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества. В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя.
Но в Византии общественное развитие принимало специфические формы, имело свой неповторимый колорит.
Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись в течение тысячелетнего существования империи. Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка.
Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, - Древняя Греция и Восток.
Хронологически византиноведческие исследования ученых России охватывали все периоды существования Византии. Наибольший вклад в изучение истории Византии внесли Н.Н. Мурзакевич (политика Византии и Генуи в Крыму), А.П. Зернин (деятельность императоров Василия Македонянина, Константина Багрянородного и патриарха Фотия), Н.А. Лавровский (изучение русско-византийских договоров); В.С. Иконников (проблема культурного, конфессионального, политикоправового влияния Византии на Русь); епископ Порфирий (Успенский) (история афонских монастырей).
Византийской цивилизации был присущ принцип симфонии церкви и государства, основы которого еще в III-IV вв. были сформулированы Евсевием Кссарийским. В отличие от Запада византийский император считался главой церкви. Императорские постановления, касающиеся церковных дел, приравнивались к актам канонического права. Политическая история Византии, известная своими бесконечными войнами, дворцовыми переворотами и смутами, включала в себя и конфликты императоров с церковными иерархами. На Западе считалось, что духовная жизнь общества входит в компетенцию церкви, а прерогативой правителей являются государственные дела. Для Византии подобное противопоставление не было характерным, а соответствующее противоречие снималось на уровне специфической для восточного христианства целостной картины мира, включающего космос, природу, человеческую жизнь в их приобщении (метексис, идеи энергии, синергии) к божественной благодати. Целостность византийской картины мира и ее не только метафизически-мистическая интерпретация, но и роль, придаваемая категориям божественной энергии и синергии, как известно, повлияли впоследствии на идею всеединства русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв.
В плане правовых и социальных отношений для византийской цивилизации характерен континуитет римских правопорядков, отсутствие феодальной доктрины вассалитета, иерархической структуры собственности, ее условного характера. Доминировало право полной безусловной собственности на землю, восходившее к римским правовым принципам (на практике собственность далеко не всегда была полной и безусловной). Политико-правовая доктрина испытала не только сильное античное влияние, но и впитала элементы иудаизма. Действительно, византийцы называли себя римлянами (ромеями), избранным народом, противопоставляли себя варварам.
Для государственного самосознания византийского социума, проблема которого лишь косвенно затрагивалась в литературе, была характерна неприязнь к латинянам, образ «себя» и «других». В отличие от Запада византийское самосознание до XIII в. не может быть названо этническим, оно по своему содержанию отражало самоидентификацию государства и города, прежде всего Константинополя.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!