Нет ничего более легкого, чем понять и из-за этого нет ничего более трудного, чем проанализировать такое известное понятие, как «общественное мнение». Оно представляется одновременно и в обыденной и научной форме, которую придали ему институты опросов, политологи и политические круги, и в каком-то роде является частью элементарных форм восприятия или непосредственных данных политического сознания. И если сегодня уже больше не дискутируют ни о его существовании, ни даже о наиболее соответствующих средствах его измерения, то это потому, что институты опросов общественного мнения за тридцать лет выработали внешне неоспоримые технику и приемы, определяющие его способом, который представляется одновременно как объективный и точный.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что на данном этапе своего развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ, это повлияло на развитие в стране свободного (вышедшее из-под влияние партий, общественных традиций и т.д.) общественного мнения. И именно сейчас оно получило свою значимость.
Наиболее важный вопрос, на который следует обратить внимание: что же собой представляет общественное мнение в России на данном этапе её развития? Как оно складывается, как определяется? Важно заметить, что изучение общественного мнения очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве «создатель» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции.
Также чрезвычайно актуальна проблема отношения общественного мнения к рекламе. Рекламные продукты – неотъемлемый признак современного общества, рыночной модели экономики и общественной жизни в целом. Она окружает нас повсюду, мы видим ее в газетах и журналах, слышим по радио, воспринимает с экранов телевизоров. И разумеется такое навязчивое привлечение внимания не может не вызывать раздражения, негативной реакции, но не у всех. Но в последнее время также практикуется выпуск так называемой «социальной рекламы», которая изготавливается и выпускается не с коммерческой целью, и к ней отношение совсем другое. Изучение реакций общественности на данное явление очень показательно для иллюстрации функционирования института общественного мнения в России.
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение процесса формирования общественного мнения в России на примере отношения к рекламе.
Объектом исследования является институт общественного мнения в России, его характерные черты, способы изучения и влияние на общественную жизнь страны.
Предметом выступает рекламный продукт как актуальное явление современной действительности и реакция на него общественного мнения.
В разработке проблемы изучения общественного мнения как социального института существуют некоторые сложности, а именно в источниках, с помощью которых была написана данная работа. Дело в том, что данная проблемы ещё не достаточно хорошо разработана. Монографии, написанные в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксиско-ленинской точки зрения. Такк же нужно заметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу. Что касается статей в журналах, они описывают практические вопросы, связанные с изучением общественного мнения, например: «Предвыборные опросы 1993 г. в России критический анализ» В. Э. Шляпентох, которые не приведут теоретических обоснований. Поэтому, снова возвращаясь к проблеме недостаточной разработанности этой проблемы, обращаю внимание на то, что полноценные источники, особенно зарубежные, по вопросу изучения общественного мнения являются труднодоступными или и вовсе отсутствуют.
Таким образом, основными задачами нашего исследования будут следующие:
- определить сущность общественного мнения, его функции, историю развития и становления;
- исследовать пути формирования общественного мнения;
- рассмотреть сущность рекламы;
- проанализировать реакцию общественного мнения на рекламные продукты;
- сделать выводы о функционировании института общественного мнения в России и его роли в общественной жизни страны.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал приведенный в ней может быть использован при изучении общественного мнения и по другим проблемам современности, а также по общим вопросам изучения общественной жизни России.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ
1.1. История зарождения института общественного мнения
Для того чтобы говорить об общественном мнении как социальном институте необходимо вначале проследить его развитие с самих его истоков. Только тогда можно будет понять значимость и сущность такого социального явления в обществе, как общественное мнения.
Общественное мнение, хотя оно и не предусмотрено как таковое ни в одной Конституции, тем не менее, тесно связано с режимами парламентарной демократии. С 1945 года Французский институт общественного мнения (ФИОМ), по инициативе Жана Стецеля, продемонстрировал свое стремление создать научное и коммерческое дело, выпустив журнал («Опросы», издававшийся с 1939 по 1978 годы), посвященный презентации и комментариям результатов исследований, которые были найдены наиболее интересными и которые таким образом были предоставлены интересующейся публике. Начиная с 1984 года Софрес принял на себя эстафету, публикуя каждый год «Состояние общественного мнения», в котором он группирует наиболее значимые с его точки зрения опросы и сопровождает их комментариями политологов, журналистов и даже политических деятелей[1]. И хотя обилие опросов, публикуемых сегодня всей совокупностью прессы, может периодически вызывать у некоторых журналистов определенное озлобление по отношению к практике, развитию которой способствовали они сами, тем не менее, единственными возражениями научного характера, которые еще возникают со стороны специалистов и потребителей этой технологии (политологи и производители опросов), отныне остаются возражения, касающиеся только деталей (плохо сконструированная выборка, сомнительный «коэффициент погрешности» и т.д.), а не самих принципов этих исследований. Эти институты (как это делается и в случае с экономическими индикаторами) неделя за неделей следят за эволюцией общественного мнения в отношении крупных проблем современности, а также за рейтингами популярности основных политических лидеров. Итак, «общественное мнение» в том виде, в каком его измеряют институты опросов, считается социальной организацией.
Сегодня в нашей стране никого не удивляют публикации, где в сопровождении слов «по мнению жителей России...» приводятся данные очередного опроса общественного мнения. Но всего лишь лет пятнадцать тому назад сама идея проведения опросов населения показалась бы немыслимой и невероятной. В советские времена не было нужды выявлять мнения людей, так как всем полагалось думать «как-надо», а тех, кто думал «не-так-как-надо» выявляли без помощи опросов и совсем не из интереса к их мнениям.
В конце 80-х годов пришли новые – «перестроечные» – времена, принесшие с собой не только «демократизацию, гласность и плюрализм», но также и разрешение тогда еще всемогущего Политбюро на изучение общественного мнения: чтобы было «как у людей», «как в приличных цивилизованных странах»[2]. Сейчас даже трудно представить, что в 1988 году сообщение о создании первой в СССР специальной опросной организации обошло с пометками «молния» практически все средства массовой информации западных стран. Но тогда это событие стало сенсацией мирового масштаба, так как оно обозначило появление в рамках советского социального порядка нового института, в корне противоречащего самим основаниям этого порядка.
Как уже отмечалось, история развития общественного мнения в России и СССР тесно связана с реальными социальными и политическими процессами, происходившими в стране. А выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в истории мировой социологии связано, по крайней мере, с тремя обстоятельствами.
1.Развитие капиталистического производства выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.
2.Развитие демократических структур, политических партий и политической борьбы, что привело к возникновению исследований политических преференций, электорального поведения населения и эффективности политического влияния с помощью пропаганды.
- Сильный импульс опросам общественного мнения придало возникновение средств массовой информации, особенно телевиденья, что, вызвало потребность в изучении интересов аудитории. Так же не мало важным фактором, является рост уровня образования и культуры населения, расширение спектра его интересов, в частности, и политических.
Предысторией развития опросов мнение в России можно назвать конец XIX начало XX столетий. Первые опросы были проведены по инициативе земств – местных органов самоуправления, созданных в 1864 г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории.
Начиная с 30-х годов прошлого века, проблематика исследований с помощью опросов, резко сужается, а к середине 30–х опросы вовсе прекращаются. Они прекращаются в том смысле, что полностью исчезают со страниц печати, но используются в той форме, которой необходимо правящей власти, т. е. Опросы расширяются как источник закрытой партийной информации. Во времена Ленина, информационные отделы парткомитетов собирали и доносили объективную информацию о политических настроениях по широкому кругу проблем производственной и бытовой жизни всех слоёв населения.