Введение
Глава 1. Эмиссионная деятельность банка
1.1. Выпуск банками собственных ценных бумаг
1.2. Инвестиционная деятельность
Глава 2. Доверительно-договорные услуги банков
2.1. Специфика работы по договору поручения
2.2. Специфика работы по договору комиссии
2.3. Операции по доверительному управлению
Глава 3. Анализ эмиссионной деятельности банка АКБ «-»
3.1. Оценка эмиссионной деятельности Банка АКБ «-»
3.2. Вексель Банка
3.3. Эффективность выпуска банковского векселя
Заключение
Список использованной литературы
Проблема эмиссионных операций и обеспечения эффективного их влияния на развитие экономики является одной из главных в деятельности центральных банков всех стран. На сегодня для мировой практики характерны две основные модели центрального эмиссионного банка: англосаксонская и континентальная (большинство европейских стран).
Эмиссионная деятельность связана с эмиссией (выпуском) собственных ценных бумаг и их первичным размещением, а также с операциями по обеспечению реализации инвесторами прав, удостоверенных эмитированными ценными бумагами (выплата процентов и дивидендов погашение долговых ценных бумаг по наступлении срока, предоставление информации о деятельности банка-эмитента и др.).
Эмиссионные операции банка - это деятельность по выпуску банком собственных ценных бумаг. Действующее законодательство разрешает коммерческим банкам выпускать следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, производные ценные бумаги. Выпуская облигации, коммерческие банки привлекают дополнительные заемные средства. Эмитируя векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коммерческие банки выполняют одно из своих основных предназначений - аккумуляцию денежных и создание платежных средств. Целью выпуска акций является формирование уставного капитала. Уставный капитал акционерных коммерческих банков - это сумма номинальной стоимости его акций, приобретенных акционерами. Каждый коммерческий банк самостоятельно определяет величину собственных средств и их структуру исходя из принятой им стратегии развития. Если банк, подчиняясь законам конкурентной борьбы, стремится расширить круг своих клиентов, в том числе за счет крупных кредитоемких предприятий, то, естественно, собственный капитал должен увеличиваться. Привлечение дополнительного капитала акционерными банками может осуществляться путем размещения дополнительных акций. Банк может выпускать акции именные (в документарной и в бездокументарной форме) и на предъявителя. Акции на предъявителя выпускаются только в документарной форме. Могут также выпускаться обыкновенные и привилегированные акции.
Глава 1. Эмиссионная деятельность банка
1.1. Выпуск банками собственных ценных бумаг
Эмиссионные операции - это операции, предусматривающие выпуск банком собственных ценных бумаг и их первичное размещение на рынке. Кроме того, к эмиссионным относят операции, включающие конструирование эмиссии, планирование и разработку условий первичного размещения ценных бумаг, организационное сопровождение эмиссии и др., а также деятельность по обеспечению реализации инвесторами прав, эмитированными ценными бумагами (выплата дивидендов и процентов, проведение общих собраний и др.).
Для формирования и расширения уставного капитала коммерческие банки прибегают к выпуску акций (обыкновенных и привилегированных), для увеличения ресурсов - долговых ценных бумаг: облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей. Банки могут эмитировать также производные ценные бумаги (варранты, опционы и фьючерсы), которые удостоверяют право их владельца на покупку или продажу акций и облигаций.
Целями проводимых операций являются:
- формирование и увеличение капитала банка;
- привлечение средств для использования в активных операциях и инвестициях;
- участие в уставном капитале акционерного общества с целью контроля над собственностью.
Формирование уставного капитала реализуется путем выпуска акций. Банк может выпускать акции именные в документарной или бездокументарной форме и на предъявителя. Акции на предъявителя выпускаются только в документарной форме.
Кроме того, выпускаемые банком акции могут различаться по видам (обыкновенные и привилегированные), типам (голосующие и неголосующие), обмениваемости (конвертируемые и неконвертируемые), способам выплаты дохода (кумулятивные и некумулятивные) и др.
Сведения о категориях выпускаемых банком акций фиксируются в Уставе акционерного банка. Для каждой категории и типа акций должны быть указаны их номинальная стоимость, форма выпуска (документарная или бездокументарная), права, предоставляемые акциями банка каждой категории (типа), а для каждого типа привилегированных акций - размер и методика расчета дивидендов и (или) ликвидационной стоимости, очередность выплаты дивидендов и выплаты ликвидационной стоимости.
Привилегированные акции могут иметь разную номинальную стоимость. Их выпуск связан с меньшим риском, чем по обыкновенным, но и уровень дивидендов по ним ниже среднего уровня дивидендов, выплачиваемых по простым акциям. Объясняется это низким спросом на рынке на привилегированные акции, поскольку крупные инвесторы предпочитают принимать активное участие в управлении банком (что дает им владение простыми акциями). Но решить эту проблему можно выпуская в достаточном количестве конвертируемые привилегированные акции. На увеличение спроса на них может также повлиять и стабилизация экономической ситуации в стране, которая обеспечит рост спроса на надежные долгосрочные инструменты, в том числе на привилегированные акции.
Различают следующие привилегированные акции:
- конвертируемые (дают право в течение определенного периода обменять их на обыкновенные акции);
- отзывные (по истечении определенного срока могут отзываться и погашаться эмитентом);
- участвующие (дают право не только на фиксированный, но и на повышенный дивиденд);
- гарантированные (выплаты по ним гарантируются не банком, а иной компанией);
- приоритетные или с преимущественными правами (по ним имеются преимущества по сравнению с другими видами привилегированных акций в выплате дивидендов, удовлетворении претензий).
Привилегированные акции в основном выпускаются в России как мелкономинальные - для привлечения мелких инвесторов (без передачи им права голоса), материального стимулирования персонала, оформления его участия в приватизационной сделке или фиксации других имущественных интересов и связей с эмитентом физических лиц. К увеличению выпуска и доли в капитале привилегированных акций прибегают следующие банки - акционерные общества стремящиеся быстро увеличить капитал для реализации крупных проектов, предпочитающие сохранять, не размывать контрольное влияние основной группы владельцев обыкновенных акций и др. Выпуск привилегированных акций определяется на основе расчета финансовой нагрузки на прибыль, связанной с выплатой фиксированных дивидендов.
Эмиссия ценных бумаг позволяет реконструировать собственность, снизить различные риски, произвести секюритизацию задолженности, улучшить финансовое положение акционерного общества или банка и добиться оптимального управления финансовыми потоками. Эти операции осуществляются в основном на первичном рынке ценных бумаг.
Вместе с тем акции и облигации можно рассматривать не только с точки зрения формирования с их помощью уставного капитала или привлечении -заемного для пополнения собственных финансовых ресурсов, по и с точки зрения инвестиционной привлекательности и как объект инвестирования на вторичном рынке. При этом учитывая, что основная масса выпущенных в обращение акций отечественных предприятий является неликвидной, организация новых эмиссий для них представляется весьма затруднительной.
Кроме того, выпуск новых акций для привлечения дополнительных средств приводит к изменению структуры собственности акционерного общества - доля старых акционеров уменьшается, в результате чего они рискуют потерять контроль над предприятием. На тех предприятиях, контроль над которыми получили внешние стратегические инвесторы, последние также вряд ли захотят делить его с кем-либо еще.
Таким образом, если эмиссия акций и проводится, она, как правило, ограничена небольшой долей (в пределах 10-15 %) уставных капиталов акционерных обществ. Следовательно, новые эмиссии акций как инструмент привлечения финансирования будут играть незначительную роль в развитии российского бизнеса по крайней мере в ближайшее время.
Что касается выпуска облигаций как объекта инвестирования, то в настоящее время для различных категорий инвесторов наиболее привлекательными они являются для коммерческих банков. После кризиса 2011 г. банки испытывают избыточную ликвидность, если эмитент способен будет предложить приемлемый уровень риска и доходности, банковские портфели пополнят российские корпоративные облигации, в том числе еврооблигации.
Для банковских структур разрешен также выпуск долговых инструментов - депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, которые позволяют привлечь с рынка капитала значительные ресурсы.