Введение
1. Теоретический аспект исследования шоппинга как социально-психологического явления
1.1. Специфика современного потребительского поведения
1.2. Шоппинг как специфический вид потребительского поведения
2. Теоретические основы возникновения и развития шопоголизма
2.1. Структурно-содержательные характеристики феномена шопоголизма и механизмы его возникновения
2.2. Социально-психологические характеристики зависимых от шоппинга
3. Социологическое исследование шоппинга как социально-психологического явления
3.1. Программа исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
В психологии известен феномен, распространяющийся на многие сферы жизнедеятельности, согласно которому большинство принимаемых человеком решений обусловливается актуальным эмоциональным состоянием. Данная закономерность распространяется на ситуацию шопинга: при условии поглощения эмоциональной составляющей рациональным мышлением многие аддикты могли бы развить способность к саморегуляции и, соответственно, к избежанию необоснованного покупательского соблазна. И хотя на сегодняшний день не существует точно установленных статистических данных числа лиц, страдающих шоппингоманией, количество жертв шоппинг-синдрома увеличивается с каждым годом во всем мире (особенно в европейских странах, США, России).
Явление «магазинной зависимости» – дефиниция, принятая в немецкой психиатрии – характеризуется приобретением ненужных аддикту вещей и получении удовольствия не столько от результата совершенной покупки, сколько от процесса, итогом которого неизбежно являются переживание досады и разочарования.
Иллюстративным примером к описываемому явлению может служить героиня романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка. В действительности женщины в большей степени, чем мужчины подвержены стремлению к приобретениям ненужных вещей на уровне аддиктивной зависимости.
Шоппинг-аддикция к покупкам – только недавно стала обращать на себя серьезное внимание профессионалов в области социологии и психологии, а также привела к постепенному изменению преобладающе юмористического отношения к ней широких слоев популяции в регионах современной и постсовременной культуры. Накапливаются неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что шоппинг-аддикция вызывает значительные отрицательные последствия не только в экономической области, но и является источником нарушений эмоционального, психологического и личностного уровня.
Цель данной работы – изучить шопинг как социально-психологическое явление.
Объект исследования – шопинг.
Предмет исследования – шопинг-зависимое поведение.
Задачи:
1. Рассмотреть специфику современного потребительского поведения.
2. Изучить шоппинг как специфический вид потребительского поведения
3. Проанализировать структурно-содержательные характеристики феномена шопоголизма и механизмы его возникновения
4. Выявить социально-психологические характеристики зависимых от шоппинга.
5. Провести исследование, направленное на изучение зависимсоит от шопинга.
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. С.110
2. Бызов Л. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социс. 2000. № 3. C. 40-42.
3. Вапнярская О.И. Тенденции современного потребления в России // Сервис в России и за рубежом. 2009. Т. 5. № 15. С. 54-59.
4. Давыдова Н., Седова Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социс. 2004. № 3. С.41-49.
5. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Проблемы возникновения и развития шопоголизма // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 2-3. С. 63-77.
6. Зверева В.В. Телевизионная реклама: пространство виртуального шоппинга // Искусство кино. 2004. № 7. С.32-34.
7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Шпикс Т. Психодинамические механизмы аддикций в постсовременной культуре. – Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co., 2011. – 188 с.
8. Статт Д. Психология потребителя. СПб.: Питер, 2013. С55-83.
9. Тарасенко Е.А. Шоппинг как специфический вид потребительского поведения: поиск удовольствия или «храмы» нового времени // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2007. № 2-3. С. 215-225.
10. Тюленев А.И. Шопинг как инновационная форма массового потребительского предпринимательства // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1. С. 360-364.
11. Шестакова Н.С. Личностные факторы специфических форм потребительского поведения // Сборник научных трудов Sworld. 2010. №4 (декабрь). С.15-19.
12. Шоппинг – любимейшее хобби американок [Электронный ресурс] Режим доступа: http://subscribe.ru/archive/culture.people.abroad/200211/19111632.html.
13. Keller M. Needs, Desires and the Experience of Scarcity//Journal of Consumer Culture. 2005. Vol. 5 (1). P. 65-85.
14. Kohut H. How Does Analysis Cure? – Chicago: University of Chicago Press, 1984. – 240 р.
15. Kohut H. The Restoration of the Self. – New York: International Universities Press, 1977. – 345 р.