Курсовая работа|Банковское дело

Система внутреннего контроля в банке

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 49

Введение

Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля

1.1. Понятие внутрибанковского контроля

1.2. Принципы и элементы внутрибанковского контроля

1.3. Основные направления и виды внутреннего контроля

Глава 2. Практика организации внутрибанковского контроля

2.1. Основные положения организации системы внутреннего контроля в банке

2.2. Основные направления повышения эффективности оценки качества внутреннего контроля банков

Заключение

Список литературы

Система эффективных мер внутреннего контроля является важнейшей составной частью банковского менеджмента. Она служит основой для бесперебойного функционирования кредитных организаций. Система действенных мер внутреннего контроля может способствовать

выполнению целей и задач кредитной организации, достижению банком долгосрочных ориентиров прибыльности и поддержанию достоверной финансовой и административной отчетности. Такая система может также обеспечивать соблюдение банком действующего законодательства и нормативных актов, разработанной банком политики, внутренних планов и процедур, а также снижать риск непредвиденных потерь или нанесения ущерба репутации банка.

Недостатки в организации банковского менеджмента являются основными факторами дестабилизации положения отечественных банков. Это зафиксировано в рекомендациях многих международных организаций, в частности в Базельских соглашениях. В наших условиях вопросы совершенствования банковского менеджмента особенно остры, поскольку неустойчивость финансового и денежного рынков в России в сочетании со слабым управлением коммерческими банками могут создать такую ситуацию, которая способна поколебать финансовую устойчивость всего народного хозяйства.

До недавнего времени банки уделяли недостаточное внимание вопросам повышения качества управления своей деятельностью, принятию мер по ограничению рисков и защите от них, что объяснялось как особенно благоприятными условиями развития банков - высокими процен­тными ставками, слабой конкуренцией между банками, так и недостаточной компетентностью сотрудников банков, наплывом в банки большого числа профессионально неподготовленных кадров. Эти недостатки сразу проявились при первых признаках стабилизации денежного рынка усложнением для банков условий их деятельности, возникновением необходимости освоения и внедрения новых банковских продуктов, изменения методов работы.

В современных условиях российским банкам было бы не лишним направить свою деятельность на качественное улучшение системы банковского контроля, позволив тем самым, обеспечить безопасность и надежность банковской системы в целом, создающую банкам условия для эффективного выполнения ими роли финансовых посредников и сохраняющую доверие к ним со стороны инвесторов, кредиторов, населения. Следует от чисто формальных действий перейти к реальной оценке финансового положения банка в целом и его рисков в частности, в том числе на основе проверок на местах и документарного надзора, а также на основе полного включения службы внутрибанковского контроля в процесс кредитования.

Повышение качества контроля - непременное условие создания эффективной системы контроля и регулирования. Стоит задача поднять в ближайшие годы все составляющие банковской системы контроля до хорошего международного уровня. Это обеспечит стабильность и надежность банковской системы.

Цель данной работы - исследование организации внутрибанковского контроля.

Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, принципы и основные направления внутрибанковского контроля;
  • проанализировать действующую практику организации внутрибанковского контроля;
  • исследовать основные направления совершенствования организации внутреннего контроля кредитных организаций.

 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВНУТРИБАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ

                        1.1. Понятие внутрибанковского контроля

Контроль представляет собой управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:

  • контроль за выполнением работ, намеченных планом;
  • меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

В функцию контроля входит сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие от­клонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа[1].

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами.

Современные масштабы деятельности корпораций вызывают необходимость создания сложных систем внутреннего контроля. Не являются исключением и кредитные организации.

Коммерческие банки представляют собой сложные организации, деятельность которых носит многоцелевой характер и сопряжена с высокими рисками. Кроме того, необходимость оперативно реагировать на поступающую информацию из внешних источников и собственных аналитических служб требует высокого качества управления. Поэтому од­ним из направлений работы в данной области является организация четкой системы внутреннего контроля за различными сферами деятельности банка.

Контроль в деятельности любой организации является фундаментальным элементом процесса управления, поскольку ни пла­нирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данном банке. Наряду с этим одной из важнейших причин необходимости осуществления контроля является то обстоятельство, что в деятельности любой организа­ции присутствуют риски и ошибки, поэтому она должна обладать способностью вовремя фиксировать, минимизировать и исправлять их до того, как они начнут препятствовать достижению целей организации.

Центральный банк России своими нормативными документами не может ограничить все риски в деятельности коммерческого банка и, очевидно, не должен этого делать. Снижение или минимизация рисков в деятельности коммерческого банка является неотъемлемым условием его успешной работы, что, как показывает практика, достигается, у хорошо управляемого банка в определенной мере, функционированием адекватно организованной системы внутреннего контроля. Таким образом, в банковской сфере внутренний контроль является частью системы управления банком.

Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятель­ности». «О рынке ценных бумаг».

Наличие законодательной базы - практическая деятельность по осуществлению контроля за рисками банковских операций способствовали осознанию российскими банками необходимости создания системы внутреннего контроля. Однако коммерческие банки не имели четких ориентиров для формирования внутреннего контроля, так же, как соответ­ствующие подразделения Центрального банка РФ не располагали нормативно закрепленными критериями для оценки эффективности существующей системы внутреннего контроля. Все это предопределило принятие Центральным банком РФ 28 августа 2006 г. Положения «Об организации внутреннего контроля в банках». Названным Положением были определены цели и задачи внутреннего контроля, функции, права и обязанности службы внутреннего контроля, требования, предъявляемые к ее сотрудникам, подходы к оценке Банком России состояния внутреннего контроля в коммерческих банках.

В соответствии с Положением основной целью внутреннего контроля является защита интересов банка, его акционеров и клиентов пу­тем обеспечения контроля за соблюдением всеми сотрудниками законодательства и иных нормативных актов и стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, а также урегулирование конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка. Со­ответственно этому основной задачей внутреннего контроля можно считать минимизацию рисков банковской деятельности, обеспечение надлежащего уровня надежности и устойчивости банка.

Для выполнения внутренним контролем поставленных целей и задач необходимо создать адекватную систему контроля.

По определению одних авторов - система внутреннего контроля представляет собой «все процедуры и политику компании, направленные на предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажений информации, которые могут возникнуть в бухгалтерской информации». В аудиторских стандартах Института дипломированных бухгалтеров Ирландии дано следующее определение СВК. «Система внутреннего контроля - это целостная система контроля как финансового, так и прочего, установленного менеджментом компании для обеспечения деятельности предприятия в упорядоченной и эффективной форме, соблюдения политики руководства, сохранности активов и максимальной степени полноты и точности учетной информации».

По мнению общества дипломированных бухгалтеров (США) - «внутренний контроль заключается в планах компании и методах их координации, а также мерах, принятых самой компанией для защиты своих активов, проверки достоверности отчетных данных, обеспечения эффективности работы, соблюдения управленческой политики».

Российские стандарты аудиторской деятельности характеризуют систему внутреннего контроля и определяют ее как «совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации бухгалтерского учета; предотвращения ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации».

Приведенные определения, несмотря на использование разных терминов, однозначно указывают на то, что внутренний контроль представляет собой прежде всего систему, создаваемую руководством для того, чтобы:

1) осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно;

  • обеспечить соблюдение политики руководства;
  • обеспечить сохранность активов (имущества);

4) обеспечить качественное документирование совершаемых операций.

Из приведенных определений также следует, что в системе внутреннего контроля должны присутствовать несколько составляющих:

Административный контроль, который базируется на планах организации работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и другого доступа к активам, ответственности за реализацию целей и задач, поставленных банком.

  1. Закон Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-1 «О Банках и банковской деятельности» (Изменения, внесенные Федеральным законом от 15.02.2010 N 11-ФЗ, вступили в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.02.2010).
  2. Положение ЦБ РФ от 28.08.2006 г. № 509 в ред. Указаний ЦБ РФ от 30.11.98 №427-У от 01.02.99 №493-У «Об организации внутреннего контроля в банках»//Бюллетень ЦБ РФ, 2000.
  3. 3.      Положение о службе внутреннего контроля в КБ ООО «Арт-Банк».
    Утверждено Постановлением Правления КБ ООО «Арт-Банк» от
    8.02.2008г.
  4. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2006 г. № 242-П в ред. Указаний ЦБ
    РФ от 30.11.2008 № 1521-У « Об организации внутреннего контроля
    в кредитных организациях и банковских группах»
  5. Письмо ЦБ РФ от 10 июля 2001 г. №87-Т « О рекомендациях
    Базельского комитета по банковскому надзору»
  6. Акимова А.Н. Проблемы организации внутреннего контроля в
    банках //Аудитор. 2008. №5. С.39-41.
  7. Антипова О.Н. Внутренний контроль в коммерческом банке
    (наглядные материалы). М.: ЦПП ЦБ РФ, 2002. 20 с.
  8. Антипова О.Н. Роль аудита и инспектирования в системе
    банковского надзора //Аудитор. 2008. №4. С. 12-13.
  9. Банковское дело: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и
    статистика, 2006. 576 с.
  10. Бачу Ф. Планирование внутреннего аудита или рейтинг филиалов с
    разветвленной сетью //Банковские услуги. 2006. №1. С.28-31.
  11. Гордиенко А.В. Внутренний контроль в банках //Деньги и кредит.
    № 7. С.23-26.
  12. Графова Г. К вопросу об организации внутреннего контроля в банках
    //Аудитор. 2006. №4. С.48-50.
  13. Грязнова А.Г., Барнгольц СБ. Банковский аудит и его роль в
    снижении банковских рисков// Деньги и кредит. 2001. №10. С. 14-17.
  14. Гусева.Т., Дракина М. Создание правового механизма
    противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
    преступным путем//Международные банковские операции. 2008.
    №4.С 128-129.
  15. Егоров С.З. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления
    //Деньги и кредит. 2001. №4. С.7-9.
  16. Ермаков С. А. Работа коммерческого банка по кредитованию
    заемщиков. М.: Компания «Алее», 2002. 180 с.
  17. Жарковская Е.А. Банковское дело. М.: «Омега-Л», 2008 г. 440 с.
  18. Замиусская Е.Р. Внутренний аудит банка. М: «Экспертное бюро-М»,
    160 с.
  19. Коробов Ю.И. Банковский маркетинг. М.: Издат. Центр СГЭА, 2006.
    226 с.
  20. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в коммерческом банке. М.:
    Финансы и статистика, 2006. 648 с.
  21. Корнешов А. Банковский аудит. Требования послекризисного этапа
    //Банковское дело. 2000. №3. С.7-9.
  22. Ларичев В.Д. Предупреждение работниками банка мошенничества и
    иных злоупотреблений, связанных с выдачей ссуд //Деньги и кредит.
    №3. С.44-46.
  23. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория
    и практика. М.: ДеКа, 2006. 432 с.
  24. Миловидов В.Д. Современное банковское дело: Опыт США. М.:
    Изд-воМГУ, 1992г. 217 с.
  25. Москвин В.А. Внутренний контроль в банках: анализ вводимой
    системы //Деньги и кредит. 2006. №10. С. 12-15.
  26. Образцов М.В. Проблемы надзора за деятельностью кредитных
    организаций на финансовых рынках //Деньги и кредит. 2008. №10.
    С.24-26.
  27. Общие основы функционирования систем внутреннего контроля в
    кредитных организациях (Базельский комитет по банковскому
    надзору. Базель) //Бизнес и банки. 2002. №№14.
    С.12-18.
  28. Ольхова Р.Г. Система внутреннего контроля коммерческого банка
    //Бизнес и банки. 2006. №31. С.4-5.
  29. Парамонова Т.В. О повышении качества надзора за кредитными
    организациями //Деньги и кредит. 2008. №10. С.4-8.
  30. Пашковский В. Совершенствование внутреннего аудита - важное
    условие улучшения качества управления банками //Аудитор. 2008.
    №6. С.12-15.
  31. Петров М.В. Вопросы формирования системы внутреннего контроля
    в кредитных организациях //Деньги и кредит. 2006. №1. С.28-31.
  32. Поездник А.И. Некоторые вопросы организации внутреннего
    контроля в коммерческом банке //Деньги и кредит. 2008. №4. С.22-
  33. Севрук В. Банковские риски. М.: Дело, 2006. 68 с.
  34. Туманова В.Т. Внутренний контроль в кредитных организациях -
    участниках финансовых рынков (учебно-наглядные материалы). М.:
    ЦПП ЦБ РФ, 2006.37 с.
  35. Ширинская З.Г. Бухгалтерский учет и операционная техника в
    банках. М.: ДеКа, 2001. 385 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Банковское дело
2015 год 38 стр.
Курсовая Банковское страхование
diplomstud
Курсовая работа Банковское дело
2012 год 54 стр.
Курсовая Управление ликвидностью банка
diplomstud
Курсовая работа Банковское дело
2012 год 25 стр.
Курсовая Обеспечение устойчивости банков
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское