Реферат|История

Реферат Древнерусская цивилизация

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 25

Введение

  1. Культурный и религиозный симбиоз Руси и Золотой орды
  2. Преобразования, вызванные христианизацией Руси
  3. Письменность Древней Руси
  4. Образование в Древней Руси
  5. Фольклор Древней Руси

Литература

Вся история Византийского царства проникнута взаимоотношениями со степным Востоком. Теми же отношениями окрашены ранние века русской истории, ее «домонгольский период» - Киевская Русь. Печенеги, Половцы, Торки, Верендеи, Черные Клобуки - все эти, по преимуществу, тюркские народы южнорусских степей входили в постоянное соприкосновение с русской цивилизацией, то враждовали и воевали с Русью, то в отдельных частях и в разных комбинациях вступали с ней в союзные и дружественные отношения.

Закономерен вопрос, насколько взаимоотношения Руси и Орды отличались от существовавших до этого? Насколько непосредственным было влияние последней на внутренние процессы, до сих пор вытекавшие из собственных условий развития? Если основания для сомнений в их катастрофичности?

Мадьяры, тюрко-болгары, хазары, торки, черные клобуки и печенеги стремительно сменяли друг друга на страницах русских летописей, то проходя грозным вихрем сквозь южнорусские степи, то осаждая русские города и разоряя окрестные деревни.

Мадьяры прошли и надолго исчезли с горизонта истории, болгары стали одним из торговых партнеров Руси, хазарское владычество рассеялось как дым, торки и черные клобуки стали вассалами киевских князей, а печенегов уничтожил очередной посланец "врат народов" - половцы. С их приходом многое изменилось. На условной границе Леса и Степи гораздо чаще можно было увидеть колею от торговых повозок, чем следы конных отрядов[1]. О глубине проникновения, симбиозе культур свидетельствуют и стены собора в Юрьеве-Польском, запечатлевшие рядом с ликами святых узкоглазых степных воинов в остроконечных шапках и с характерными деталями вооружения.

Русская цивилизация и культура постепенно пропитывалась началами, с одной стороны греко-восточной цивилизации и культуры, с другой - цивилизации и культуры степных кочевников, перенимая от них одежду и оружие, песнь и сказку, воинский строй и образ мыслей.

С этой точки зрения, монгольское нашествие XIII века не было чем-то принципиально новым. Это нашествие полностью захлестнуло собою русский мир, по крайней мере, восточную его половину. Этим и создана была новая основа русско-восточных отношений. Началось политическое подчинение Русской Земли Востоку - «монгольское иго».

Русская земля попала в систему мировой империи - империи монгольской[2]. При этом, в церковном отношении Русь продолжала подчиняться вселенскому патриарху, который большую часть XIII века пребывал уже не в Константинополе, а в Никее (в Малой Азии).

Подчинившись государям из дома Чингисхана, русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. Политический размах этого мира наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев XIII века: в этих курултаях участвовали (помимо монгольских князей, старейшин и администраторов всей средней, северной и восточной Азии) русские великие князья, грузинские и армянские цари, иконийские (сельджукские) султаны, кирманские и моссульские атабеки и прочие. К центру монгольской власти должны были тянуться люди из разных концов Материка по своим разным делам - административным, торговым и тому подобным.

Для Руси оказались открытыми дороги на Восток. Русские военные отряды ходили с татарскими царями далеко за Дон, из которого раньше половцы мешали им испить воды шеломом. «Гости Рустии» - русские купцы - были в большом числе в Орде на Северном Кавказе во время убиенья князя Михаила Ярославича Тверского (1319 г.). По всему Северному Кавказу можно было найти в это время «церкви христианские», где молились эти купцы.

Русские военные отряды участвовали также в войсках Кубилая при завоевании южного Китая во второй половине XIII века.

Монгольская империя эта вела борьбу со своими западными соседями - Литвою, Венгрией, Польшей, а эти соседи были как раз и неприятелями русского народа. Монголо-татарская волна поддержала на своем гребне оборону русского народа от латинского Запада. Когда Монгольская империя окончательно распалась, прежняя ее часть, Улус Джучиев, Золотая Орда, продолжала традиционную политику борьбы с Западом.

Как и Москва, Сарай боролся с Литвою. Исторически роль Сарая в этом направлении была не меньше. Нападая на Литву, Сарай защищал этим русскую культуру даже тогда, когда политически уже враждовал с Москвою.

В 1380 году на Куликовом поле Москва в первый раз открыто выступила против Сарая, и устояла. Устояла ли бы она в эти же годы против Литвы без монгольской помощи далеко не известно. Сильный Литовский князь Витовт расширял все больше на Восток свои владения. Большой вопрос, без вмешательства Сарая в борьбу, чем кончилось бы дело: укрепился ли бы центр русской государственности в православной Москве или в полуополяченной Вильне[3]. Сарай решил дело.

В 1399 году рать Витовта потерпела на реке Ворскле страшное поражение от Эдигея. После этого поражения Литва долго не могла оправиться; напор латинства на Восток был с тех пор подорван. Историческое значение битвы на Ворскле 1399 год не меньше, чем битвы на Ворскле же небольшим 300 лет спустя (Полтава - 1709 г.).

Битва на Ворскле 1399 года - одно из величайших событий в русской истории, хотя в этой битве восточнорусские полки не участвовали вовсе, а западнорусские участвовали на стороне Витовта.

  1. Аверьянов К.А. Где был митрополит Киприан в 1380 году? // Вопросы истории, № 2, 2008
  2. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. М., 1889. Т.1. Сочинения исторические.
  3. Болтин И.Н. Примечания на историю древния и нынешняя России господина Леклерка. Спб., 1788, Т.2.
  4. Борисов Н.С. Отечественная историография о влиянии татаро-монгольского нашествия на русскую культуры. Вып.V. – М.: Финистъ, 2006.
  5. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории. // Евразийский временник. Книга V. - Париж, 1927 // www.uvec.sgu.ru/education/vernadsky/
  6. Гаель А.Г, Гумилев Л.Н. Разновозрастные почвы на степных песках Дона и передвижение народов за исторический период.// ИАН. Сер. география. № 1. 1961.
  7. Григорьев В.В. Россия и Азия. Спб., 1876.
  8. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. – М.: Дело, 2001.
  9. Зуев М.Н. История России. – М.: Образование, 2007
  10. Иоанн. Князь Федор. – Ярославль.: ТипЯр, 2000.
  11. Кавелин К.Д. Сочинения. Т.1. СПб., 1897.
  12. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. – М.: Дело, 2005
  13. Каргалов В.В. Последствия монголо-татарского нашествия для сельских местностей Северо-Восточной Руси.// ВИ. 1965, № 3.
  14. Кизилов Ю.А. Земли и княжества Северо-Восточной Руси в эпоху феодальной раздробленности. Ульяновск. 1982.
  15. Кирьянова Н.А. Сельскохозяйственные культуры и системы земледелия в лесной зоне Руси XI-XV веков. М., 1994.
  16. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М.: Дело, 2007.
  17. Кобрин В.Б., Юрганов А.А. Становление деспотизма в средневековой Руси. // История СССР. 1981. № 4.
  18. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т.2. Спб., 1865.
  19. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников ( XIII - пер. четв. XIV В.).// Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн X - н. XX вв.
  20. Кучкин В.А. Повести О Михаиле Тверском. – М.: Истор, 2004.
  21. Кучкин В.А. Формирование княжеств Северо-Восточной Руси в послемонгольский период.// Вопросы Географии. 2000, № 83.
  22. Лимонов Ю.А. Сочинения Серапиона Владимирского как источник по истории общественной мысли Руси второй половины XIII века.// Восточная Европа в древности и средневековье. Тезисы докладов.
  23. Любавский М.К. Возвышение Москвы./ Москва в ее прошлом и настоящем. Вып. 1. М., 1909.
  24. Мугуревич Э. Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв. Рига., 1965.
  25. Насонов А.Н. Из истории псковского летописания.// ИЗ. Вып. 18. 1946.
  26. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.-Л., 1970.
  27. Никольская Т.Н. Земля Вятичей: к истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., 1981.
  28. Петухов Е.В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века. СПб., 1888, прилож. II.
  29. Полевой Н. История русского народа. Т. IV. – М.: Жизнь, 2003
  30. Прохоров Г.М. Кодикологический анализ Лаврентьевской летописи, // Вспомогательные исторические дисциплины. Л.: Нева, 2002.
  31. Седов В.В. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли (VIII-XV вв.). // МИА, 1960, № 96.
  32. Татищев В.Н. История Российская. Т.1. – М.: Дело, 2007
  33. Тизенгаузен. В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. М., 1884. Т. II. М., 1941.
  34. Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв. М., 1955.
  35. Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. – М.: Финист, 2008
  36. Щербатов М. История Российская от древнейших времен. Т.3. – М.: Финист, 2001.
  37. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья в северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. Т.I-II. СПб., 1891.
  38. Янин В.Л. К вопросу о золотоордынском выходе из Новгорода. // 600-летие Куликовской битвы: Тезисы докладов. М., 1980.
  39. Graham F.R. The Arches and the Steppe or the Empires of Scythia: A History of Russia and Tartary. London., 1860.
  40. Vernadsky G. The Mongols and Russia. New Haven., 1951.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат История
2012 год 14 стр.
Реферат Наука и постмодернизм
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское