Введение
- Культурный и религиозный симбиоз Руси и Золотой орды
- Преобразования, вызванные христианизацией Руси
- Письменность Древней Руси
- Образование в Древней Руси
- Фольклор Древней Руси
Литература
Реферат|История
Авторство: bugalter
Год: 2020 | Страниц: 25
Введение
Литература
Вся история Византийского царства проникнута взаимоотношениями со степным Востоком. Теми же отношениями окрашены ранние века русской истории, ее «домонгольский период» - Киевская Русь. Печенеги, Половцы, Торки, Верендеи, Черные Клобуки - все эти, по преимуществу, тюркские народы южнорусских степей входили в постоянное соприкосновение с русской цивилизацией, то враждовали и воевали с Русью, то в отдельных частях и в разных комбинациях вступали с ней в союзные и дружественные отношения.
Закономерен вопрос, насколько взаимоотношения Руси и Орды отличались от существовавших до этого? Насколько непосредственным было влияние последней на внутренние процессы, до сих пор вытекавшие из собственных условий развития? Если основания для сомнений в их катастрофичности?
Мадьяры, тюрко-болгары, хазары, торки, черные клобуки и печенеги стремительно сменяли друг друга на страницах русских летописей, то проходя грозным вихрем сквозь южнорусские степи, то осаждая русские города и разоряя окрестные деревни.
Мадьяры прошли и надолго исчезли с горизонта истории, болгары стали одним из торговых партнеров Руси, хазарское владычество рассеялось как дым, торки и черные клобуки стали вассалами киевских князей, а печенегов уничтожил очередной посланец "врат народов" - половцы. С их приходом многое изменилось. На условной границе Леса и Степи гораздо чаще можно было увидеть колею от торговых повозок, чем следы конных отрядов[1]. О глубине проникновения, симбиозе культур свидетельствуют и стены собора в Юрьеве-Польском, запечатлевшие рядом с ликами святых узкоглазых степных воинов в остроконечных шапках и с характерными деталями вооружения.
Русская цивилизация и культура постепенно пропитывалась началами, с одной стороны греко-восточной цивилизации и культуры, с другой - цивилизации и культуры степных кочевников, перенимая от них одежду и оружие, песнь и сказку, воинский строй и образ мыслей.
С этой точки зрения, монгольское нашествие XIII века не было чем-то принципиально новым. Это нашествие полностью захлестнуло собою русский мир, по крайней мере, восточную его половину. Этим и создана была новая основа русско-восточных отношений. Началось политическое подчинение Русской Земли Востоку - «монгольское иго».
Русская земля попала в систему мировой империи - империи монгольской[2]. При этом, в церковном отношении Русь продолжала подчиняться вселенскому патриарху, который большую часть XIII века пребывал уже не в Константинополе, а в Никее (в Малой Азии).
Подчинившись государям из дома Чингисхана, русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря. Политический размах этого мира наглядно рисуется составом великих монгольских курултаев XIII века: в этих курултаях участвовали (помимо монгольских князей, старейшин и администраторов всей средней, северной и восточной Азии) русские великие князья, грузинские и армянские цари, иконийские (сельджукские) султаны, кирманские и моссульские атабеки и прочие. К центру монгольской власти должны были тянуться люди из разных концов Материка по своим разным делам - административным, торговым и тому подобным.
Для Руси оказались открытыми дороги на Восток. Русские военные отряды ходили с татарскими царями далеко за Дон, из которого раньше половцы мешали им испить воды шеломом. «Гости Рустии» - русские купцы - были в большом числе в Орде на Северном Кавказе во время убиенья князя Михаила Ярославича Тверского (1319 г.). По всему Северному Кавказу можно было найти в это время «церкви христианские», где молились эти купцы.
Русские военные отряды участвовали также в войсках Кубилая при завоевании южного Китая во второй половине XIII века.
Монгольская империя эта вела борьбу со своими западными соседями - Литвою, Венгрией, Польшей, а эти соседи были как раз и неприятелями русского народа. Монголо-татарская волна поддержала на своем гребне оборону русского народа от латинского Запада. Когда Монгольская империя окончательно распалась, прежняя ее часть, Улус Джучиев, Золотая Орда, продолжала традиционную политику борьбы с Западом.
Как и Москва, Сарай боролся с Литвою. Исторически роль Сарая в этом направлении была не меньше. Нападая на Литву, Сарай защищал этим русскую культуру даже тогда, когда политически уже враждовал с Москвою.
В 1380 году на Куликовом поле Москва в первый раз открыто выступила против Сарая, и устояла. Устояла ли бы она в эти же годы против Литвы без монгольской помощи далеко не известно. Сильный Литовский князь Витовт расширял все больше на Восток свои владения. Большой вопрос, без вмешательства Сарая в борьбу, чем кончилось бы дело: укрепился ли бы центр русской государственности в православной Москве или в полуополяченной Вильне[3]. Сарай решил дело.
В 1399 году рать Витовта потерпела на реке Ворскле страшное поражение от Эдигея. После этого поражения Литва долго не могла оправиться; напор латинства на Восток был с тех пор подорван. Историческое значение битвы на Ворскле 1399 год не меньше, чем битвы на Ворскле же небольшим 300 лет спустя (Полтава - 1709 г.).
Битва на Ворскле 1399 года - одно из величайших событий в русской истории, хотя в этой битве восточнорусские полки не участвовали вовсе, а западнорусские участвовали на стороне Витовта.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!