Введение
Глава 1. Основы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
1.1. Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком
1.2. Организация кассовой работы в банке
Глава 2. Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ
2.2. Организация расчетного обслуживания клиентов, кассовой работы Сбербанка РФ. Расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»
2.3. Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов
Заключение
Список литературы
Приложения
Анализ тенденций развития российской банковской системы показывает, что предотвратить кризис было практически невозможно. Кризисные явления в явном или скрытом виде накапливались в течение последних лет и были обусловлены целым рядом факторов. Однако уроки финансового и банковского кризисов в других странах свидетельствуют, что в России последствия кризиса можно было смягчить и сделать менее концентрированными по времени. Но это неизбежно было связано с высокими политическими издержками, учитывая специфику формирования и функционирования российских банков, особенно крупнейших, составлявших основу финансовых холдингов. В первую очередь, речь идет о контроле над «олигархией», непосредственно владевшей и управлявшей банками. В последние годы политическое влияние и экономические возможности «олигархов» служили основой их исключительного положения в стране. И именно это остро ставит вопрос об ответственности “олигархии” за нынешнее состояние крупнейших банков, равно как и об их возможной роли в восстановлении российской банковской системы и экономики в целом.
Важной функцией денежно-кредитной системы является обеспечение расчетов между субъектами экономики.
Банки опосредуют связи между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: промышленностью и торговле, сельским хозяйством и населением.
В своей деятельности по кассовому обслуживанию клиентов коммерческие банки руководствуются инструктивными материалами и прочими регулирующими материалами ЦБР в пределах Закона «О банках и банковской деятельности в РФ» [3]. Центральный банк России определяет порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве, организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила перевода, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок определения, замены повреждённых банкнот и монет и их уничтожения. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 марта 2003 г.) [6] регламентирует проведение безналичных расчетов в валюте Российской Федерации и распространяется на кредитные организации - резиденты Российской Федерации и их филиалы, расположенные на территории Российской Федерации.
Кассовое обслуживание клиентов выступает необходимым элементом операций, осуществляемых банком. Это подтверждается Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 09 октября 2002 г. № 199-П. Ведение счетов клиента предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчётов. Они представляют собой различные по экономическому содержанию операции. Если совершение безналичных расчётов обусловливает непосредственное выполнение банком по поручению клиента денежных операций - списание средств с его счёта и их перечисление на счёт получателя, а также зачисление на счёт клиента перечисленных ему средств, то платежи наличными производит сам клиент. Участие банка в проведении таких расчётов ограничивается операциями «обналичивания» платёжных средств (списание средств со счёта клиента и выдача ему соответствующей суммы наличными деньгами) и их «обезналичивание» (зачисление на счёт суммы полученных от клиента денежных знаков).
Актуальность исследования является следствием того, что большая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке. Наличные расчеты применяются при реализации товаров населению, мелким оптом некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями вступают соответствующие учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты (предприятия, фирмы и др.) самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания. Многообразие кассовых операций показывает, что без данной формы банковской деятельности банк просто не сможет обойтись.
Целью настоящей работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
- проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка (порядок открытия и ведения расчетных счетов банком, организация кассовой работы в банке);
- проанализировать порядок организации расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ (охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов Сбербанка РФ, организацию кассовой работы в Сбербанке РФ, расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»;
- предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Объектом исследования выступает Сберегательный банк Российской Федерации, а предметом изучения – расчетно-кассовые операции банка.
Глава 1. Основы организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка
1.1. Порядок открытия и ведения расчетных счетов банком
Порядок открытия и круг операций, осуществляемых с расчетного или текущего счета, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования соответствующего счета (возможность овердрафта и т.д.) определяется коммерческим банком по согласованию с конкретным клиентом и закрепляется договором по расчетно-кассовому обслуживанию.[2, п. 3 ч. 1 ст. 5]
Открывать и вести банковские счета имеют право лишь те банки, которым выдана, необходимая для этих операций, лицензия. [1, п. 4, ст. 845]
Юридически банковский счет представляет собой форму соответствующего договора, который заключен между банком с одной стороны и клиентом, с другой. Договорные отношения составляют бесспорный предмет гражданско-правового регулирования, в сфере которого нормы Гражданского кодекса обладают приоритетом перед всеми другими законами. [1, п. 2 ч. ст. 3]
На основании этого, банковское законодательство, включая ведомственные акты Банка России, в этой сфере, безусловно, подчиняется общим правилам Гражданского кодекса. [2, п. ч. 1 и ч. 4 ст. 30]
В соответствии с договором банк принимает на себя ряд обязательств:
- проводить по счету клиента в пределах своей компетенции все виды банковских операций, предусмотренных действующим законодательством;
- обеспечивать сохранность всех денежных средств, поступивших на счет клиента;
- проводить операции по списанию средств со счета клиента по безналичным расчетам по его поручению;
- обеспечивать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и операциях, проводимых по его счету;
- выдавать клиенту выписки с его счета.
Банк оставляет за собой право использовать денежные средства, находящиеся на счете клиента, для собственных целей, и, следовательно, исключает возможность возврата клиенту тех же самых денежных купюр. [1, п. 2 ст. 845]
Расчетный, текущий или любой другой счет может открываться клиенту как за отдельную плату, так и бесплатно. За услуги по расчетному обслуживанию банк взимает с клиента плату в размере установленного договором фиксированного процента от суммы совершаемого платежа. Открытие расчетного счета в банке бесплатно предполагает, что последний сможет предоставлять клиенту широкий набор и других, платных, услуг, что компенсирует затраты на бесплатное проведение операций по расчетному счету.
Клиент имеет право на свободный выбор банка для расчетно-кассового обслуживания и может открывать столько счетов, сколько ему необходимо.[2, ст. 30]
На основании договора открываются:
- расчетные счета: коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя;
- текущие счета: бюджетным организациям и, как правило, филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям юридических лиц на основании их ходатайства и с указанием, какого рода операции будут производиться по этим счетам.
Расчетный счет - счет для осуществления предпринимательской деятельности, который открывается предприятиям, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением их производства, производственными и иными расходами. На этот счет зачисляется выручка. С этого счета списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости приобретаемых комплектующих и др., уплачиваются налоги. Этот счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств, время и размеры производимых операций в соответствии с действующим законодательством.