Реферат|Литература

Мифологическое описание природы на примере горы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 23

Введение. 

  1. Мифологический образ горы в литературной традиции.
  2. Современная трактовка художественного образа горы в литературе. 

Заключение. 

Список источников и литературы.

Горы, недосягаемые вершины и неприступные скалы  традиционно  влекли людей своей поразительной мощью, величественным спокойствием  и несокрушимостью. Они  выступали в качестве олицетворения неизменности и постоянства законов природы,  ее красоты и вечности, ведь горы остаются неподвижными и неизменными  на протяжении тысячелетий. Изменялись окружающие их ландшафты, возникали и уходили в прошлое целые цивилизации, но  горы были неизменны в своем великолепии. Вместе с другими священными местами (озерами, лесами,  рекам, и т.д.) горы всегда пользовались особым почитанием. [1]

В современной литературе мифологема горы – явление достаточно частое. Правда, в большей степени, использование мифологем, в том числе и мифологемы горы, характерно для таких направлений, как магический реализм, фэнтези, философский роман, а также для национальной поэзии и прозы.  Говоря о понятии мифологема, необходимо отметить, что под этим термином принято понимать «сознательно заимствованное в мифологии понятие (образ, мотив), перенесенное в мир современной художественной культуры». В этом определении  центральным  является  указание  на  сознательность  использования  писателем мифа в своем  творчестве. В противовес  этому под архетипом понимается бессознательное для писателя проявление мифа в его произведениях. Иными словами, многие современные авторы сознательно используют в своих произведениях символы, имеющие многозначную семантику, восходящую к мифологической картине мира. Одним из таких символов является образ Горы.  Цель данной работы – рассмотреть символику (семиотику) образа горы в современной литературе, опираясь на мифологическое содержание данного символа.

 

1. Мифологический образ горы в литературной традиции

Извечная мифологема Горы в качестве особой связи между Землей и Небом  в мировой литературе часто  трактуется  как метафора жизни между высокими, недосягаемыми  идеалами  и обреченностью человеческого существования  на земной и горький удел.[2]

В мифологических  представлениях древних людей  значение одного из  важнейших конструктивных элементов – опор космоса,  принадлежало   так называемой «мировой горе»,  именовавшейся Меру в мифических преданиях  древней Индии, Хара Березайти - у иранцев, Олимпом   - у  древних греков, Куньлунь у китайцев, Сумеру у народов Центральной и Восточной Азии.

Согласно древнеиранской космологии,  первой в процессе сотворении мира  возникла гора Хара Березайти, из которой выросли  все остальные горы мира, соединенные  с нею подземными корнями. Сияющие золотом  вершины Хара Березайти  - это место обитания  богов и ангелов. Здесь  раскинулось волшебное озеро, которое имело  золотые берега и дно, а вода в нем была необычайно чиста. 

На  скрытых за облаками  вершинах Хара Березайти  не бывает зноя или холодных ветров; здесь никогда не появляются  дэвы и не бывает создаваемых  ими болезней и скверны; здесь не бывает ночи или тьмы. На вершине этой горы расположена райская обитель,   доступ в которую открыт только для праведных героев. Вход в эту гору укрыт высоко в горах, в местах,  неприступных для обычных смертных.[3]

[1] Филимонова Е.Н. Образ гор в традиционных представлениях некоторых народов Дальнего Востока // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. -  М.: МАКС Пресс, 2007. -  Вып. 35. -  148 с. С. 4-21

[2] Ряузова, Е. А.     Образ гор в художественной литературе Магриба [Текст] / Е. А. Ряузова // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 10 (675). - С. 77.

[3] Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. «От Скифии до Индии». М., Мысль, 1983, С. 53-55.

  1. Айтматов Ч.Т. Собрание произведений в трех томах. - Алматы,2008.- Т.3, кн.1.-528 с.
  2. Айтматов Ч.Т. Когда падают горы (вечная невеста): Роман // Простор.-2008.-№7.-с.17-61; №8.-с.3-48; №9.-с.3-30.
  3. Аминьев З. «Образ» «Мировой горы» в эпосе «Куз-Курпяч» // Актуальные вопросы башкирского эпосоведения. Выпуск I. Уфа. «Гилем». 2003. С.143-148.
  4. Анжиганова, Л. В. Традиционное мировоззрение хакасов / Л. В. Анжиганова. — Абакан, 1997. С. 39
  5. Башкирское народное творчество. Эпос. Уфа.1987.
  6. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. «От Скифии до Индии». М., Мысль, 1983
  7. Вагапова Л.Н. Национальная символика в современной татарской литературе в Башкортостане. // Вопросы науки: Историко-культурное, архитектурное, природное и этно-фольклорное наследие: прошлое и настоящее»: сборник статей по материалам Международной научно-38 практической конференции (5 сентября 2014 г. Воронеж). Воронеж, 2014, № 2(8). С. 112-119.
  8. Гонгадзе Анна Александровна. Синтез культур в творчестве Рудольфо Анайи : Трилогия о людях Ацтлана : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2003.- 176 с.: ил.
  9. Евсюков В.В. «Мифы о вселенной». Новосибирск, 1988. С.160-161.
  10. Ишанова А.К. Суфийские мотивы и образы в современной мировой литературеhttp://www.enu.kz/repository/repository2014/Sufiiskie-motivy%20.pdf
  11. Матуева, А. Б. Образ горы в поэзии Д. Улзытуева / А. Б. Матуева. // Мир науки, культуры, образования №4(23) [Текст] : научный журнал / ред. А. В. Петров. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2010. - 300 с.- С .52-54.
  12. Памук О. Черная книга. // Иностранная литература, 1999, № 6.- С.36- 166
  13. Ринчино, Л.Л. Архаические истоки культа священных гор у монгольских народов // VI Международный конгресс монголоведов. - М., 1992.
  14. Ряузова, Е. А. Образ гор в художественной литературе Магриба [Текст] / Е. А. Ряузова // Азия и Африка сегодня. - 2013. - № 10 (675).
  15. Улзытуев, Д. А. Ая Ганга: Стихотворения. - Улан-Удэ, 1961.
  16. Улзытуев, Д. А. Напев: Стихотворения. - М., 1983.
  17. Филимонова Е.Н. Образ гор в традиционных представлениях некоторых народов Дальнего Востока // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - Вып. 35. -  148 с. С. 4-21
  18. Чаптыкова Ю.И. Мифологизм прозы И.М. Костякова //Мир науки, культуры и образования. – 2009 - № 1, - С. 92-95
  19. Чернец Л.В.. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и учителей средней школы. М.: Высшая школа: Академия, 1997. 337 с. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Литература
2012 год 7 стр.
Реферат на тему: «Достоевский»

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское