Нередко слова объявлений, размещенных на информационных стендах, в сети Интернет, начинаются с фразы: «ушел из дома и по настоящее время не вернулся…». С этой фразой сталкиваются лица, чьи родственники, друзья либо просто знакомые оказались в списках тех, кто пропал без вести. Подобная ситуация может случиться в каждой семье, независимо от ее социального статуса, состава, внутрисемейных отношений.
К сожалению, не все из пропавших граждан возвращаются на свое постоянное место жительство и теряются из поля зрения близких родственников. В то же время длительное отсутствие гражданина несет за собой определенные последствия не только самих «исчезнувших» граждан, но и членов их семей, иных близких родственников и третьих лиц. Появляются определенные проблемы, требующие решения: вопрос определения судьбы имущества пропавшего гражданина, материального обеспечения лиц, находящихся на его иждивении, определение статуса супруга пропавшего лица. Именно эти обстоятельства, вызванные юридической неопределенностью правового статуса таких граждан, являются причиной введения в современное гражданское право таких институтов как признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим. В рамках данного исследования нами будут рассмотрены особенности последнего.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в связи с объявлением гражданина умершим.
Предметом исследования являются нормы гражданского и гражданско-процессуального права, регулирующие объявление гражданина умершим, а также практика их применения; воззрения исследователей в данной сфере.
Цель исследования заключается во всестороннем теоретико-правовом анализе гражданско-правового института объявления гражданина умершим.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
- раскрыть историю становления и развитие института объявления гражданина умершим;
- определить понятие и основания объявления гражданина умершим по действующему законодательству;
- проанализировать порядок объявления гражданина умершим;
- исследовать правовые последствия объявления гражданина умершим;
- установить последствия явки гражданина, объявленного умершим.
Методологическая основа исследования представлена: всеобщим (диалектическим) методом, методами формальной логики (описание, анализ, синтез), формально-юридическим методом, сравнительно-правовым методом и иными методами научного познания.
Теоретическую основу исследования составили научные работы отечественных правоведов, среди которых: Р.В. Ихсанов, Л.И. Кулицкая, Ю.А. Лихачева, С.П. Портянкина, Н.А. Цыбизова, А.Н. Шайдуллина, О.С. Шумакова и др.
Нормативно-правовая основа исследования представлена Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), а также рядом других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере. Эмпирическая основа исследования представлена материалами судебной практики.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Общие положения об институте объявления гражданина умершим
1.1 Становление и развитие института объявления гражданина умершим
Статус человека, безвестно отсутствующий на протяжении длительного периода времени занимает больше внимание в правовой доктрине. Данные случаи часто встречались на практике особенно в периоды военных действий, частых эпидемий, что приводило к гибели многих жителей. Вплоть до XIX века исчезнувшие граждане именовались безвестно отсутствующими. Становление института признания безвестно отсутствующим или объявления умершим прошло в России несколько этапов. Условно можно разделить следующим образом эволюцию развития данного института:
- дореволюционный этап до 1917 года;
- советский этап до 1995 года;
- современный этап[1].
Институт безвестного отсутствия в гражданском праве Российской империи регулировался материальными и процессуальными правовыми нормами, которые находились в таких источниках, как Свод законов Российской империи, где безвестное отсутствие устанавливалось в семейных правоотношениях для супругов.
В дореволюционном законодательстве не предусматривались нормы касающиеся института признания гражданина умершим. Гражданина могли признать безвестно отсутствующим в случае, когда он покинул свою семью и имущество, от него не было никаких новостей. Считалось, что такой гражданин вероятнее всего мертв. В данной ситуации любой заинтересованный наследник, кредитор, чины прокурорского надзора были вправе обратиться в суд для публикации о безвестно-отсутствующем и о принятии мер к охране его имущества[2].
Первый раз термин безвестного отсутствия был официально закреплен в Своде законов Российской Империи о состояниях 1899 года (Том IX). Согласно которому под категорию безвестно отсутствующих попадали лица, по отлучке которых из места их проживания не было получено сведений о месте их нахождения на протяжении 10 лет. Под данную категорию попадали те, кто уехал за границу и остался там жить без особого разрешения на протяжении более 5 лет. Закон Российской империи также указывает на такой случай. Опека над имуществом таких лиц утверждается губернским начальством по просьбе наследников или по собственной инициативе[3].
17 июня 1918 года был выпущен отдельный Декрет СНК РСФСР «О праве получения содержания из имущества лиц, объявленных отсутствующими, и о судебном признании пропавших умершими», в основании которого был заложен принцип охраны интересов личности. В указанном документе содержалось положение, в соответствии с которым лицо признавалось отсутствующим при: безвестном отсутствии и при безвестной пропажи гражданина на войне или при обстоятельствах, которые могли способствовать летальному случаю. Объявить лицо безвестно отсутствующим можно было в случаи, когда суд принимал соответствующее заявление и размещения объявлений о пропавшем в газетах в котором проживало лицо.