Курсовая работа|Социология

Курсовая Влияние средств массовой информации на социализацию подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2022 | Страниц: 29

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты исследования СМИ как фактора социализации подростков

1.1 Понятие и функции средств массовой информации

1.2 Особенности влияния СМИ на социализацию подростков

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния СМИ на социализацию подростков на примере старшей возрастной группы

2.1 База и методы исследования 

2.2 Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования связана с тем, что средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они обращаются к личности и ее социальным ролям – как к гражданину, представителю социума в целом. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.

Средства массовой информации формируют представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. О возрастающей роли печати, радио, телевидения, интернет технологиях в общественной жизни страны свидетельствуют их количественное увеличение, распространенность и доступность массовой информации.

Появление Интернета и глобального виртуального пространства обусловило возможность мгновенного распространения информации для самой широкой аудитории без территориального и финансового ограничения. Такая трансформация способствует реализации социальных функций СМИ, их способности связывать численно большие и рассредоточенные группы людей, интегрировать их в социальные общности.

Молодежь – наиболее восприимчивая к современным технологиям категория населения. Большинство современных молодых людей с трудом могут себе представить жизнь вне виртуальной среды. Постепенно Интернет в жизни людей вытесняет остальные источники информации.

С учетом этих особенностей можно сказать, что основным источником информации об окружающей действительности, о социальных экономических и политических событиях в обществе является Интернет и сетевые средства массовой информации. Являясь связью между молодым человеком и обществом, Интернет-СМИ становятся важным и при этом мало изученным агентом социализации молодежи.

В процессе нашего исследования были проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, социальной философии, социологии, журналистики и других социально-гуманитарных наук.

Проблемы, связанные с социализацией молодежи, изучали Е.П. Белинская, С.Н. Гавров, Т.Н. Горяева, Т. Емчура, В.В. Орлова, Л.К. Фортова, С. Л. Таланова.

Роль СМИ в современном обществе, функции СМИ, социальное влияние СМИ исследованы в трудах Д. Брайнта, П. Бурдье, А.А. Гаврилова, М.М. Гридчина, С.С. Гришковой, Д. А. Гуржия, Л.У. Киямовой, Л.С. Саламгереевой, Ф.Р. Хаптаева.

Методы исследования: анализ и синтез литературы,

Объект исследования - молодежь Грайворонского района как социально-демографическая группа.

Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию подростков.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования СМИ как фактора социализации подростков

1.1 Понятие и функции средств массовой информации

Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) – это разветвленная сеть учреждений, занимающихся сбором, обработкой, распространением информации. Средства массовой информации эффективно влияют на различные общности людей, на формирование общепринятых вкусов, общественного настроения и социально-психологических установок.

В арсенале СМИ существует целая система приемов, направленных на манипуляцию мнением молодого поколения. Роль СМИ в информационно-просветительской работе в контексте освещения молодежной проблематики обусловлена сложными процессами и динамичными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

Поскольку эффективность влияния массмедиа на формирование поведения молодого поколения, учитывая современные условия, представляет особый объект интереса различных ученых, то необходимо изучение средств достижения этого воздействия, а также донесения с помощью масс-медиа определенных информационных сообщений к людям разных возрастов.

Средства массовой информации или как их еще называют масс-медиа, являются одним из социальных институтов, которые в той или иной степени выполняют заказ общества и отдельных социальных групп в отношении определенного воздействия на население в целом, в том числе и на отдельные возрастные и социальные категории.

«Массовая коммуникация» (англ. – Mass media) – систематическое распространение информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и осуществления идеологических, политических, экономических и организационных воздействий на позицию, мнения и поведение людей.

Современного человека можно назвать «медиазависимым» в понимании его привязанности к идущей из вне информации, это, прежде всего, касается молодого поколения. Ситуация общественной нестабильности, кризисные процессы, охватывают как сферу материального, так и духовного, задают многовекторность жизненных ориентиров молодежи, обостряют проблему определения ценностного основания жизни.

Наиболее четко эта проблема определяется в подростковом и юношеском возрасте.

Системный анализ научной литературы показывает, что сегодня продолжается новый этап расширения и укрепления позиций средств массовой информации и, прежде всего, телевидения и интернета. В связи с компьютеризацией российского общества актуальной стала проблема патологического использования сети Интернет – интернетзависимость.

Как отмечает И.Ю. Глинская, зависимость от Интернета (другое название – киберадикция) распространяется в России чрезвычайно быстрыми темпами. Это объясняется тем, что по сравнению с другими видами зависимости, формирование которых продолжается в течение длительного времени, Интернет-зависимость происходит в очень короткий срок, в течение одного месяца.

Другими негативными последствиями влияния масс-медиа на социализацию молодежи, вызванных, например, влиянием сцен насилия в СМИ являются изменение в восприятии окружающего мира (он рассматривается как враждебный и страшный), восприятие насилия подростками как легитимного способа решения конфликтов, копирование насильственных шаблонов поведения, возникновение реакции десенсибилизации и тому подобное.

СМИ способствуют формированию и трансляции гендерных стереотипов. Анализ сообщений российских печатных СМИ показал, что в среднем количество упоминаний о мужчинах в 6 раз превышает количество упоминаний о женщинах. Цитируют, ссылаются, берут интервью по значащим проблемам современности в 85% случаев именно у мужчин. На национальном телевидении женщинам посвящено 20% всех сюжетов, в которых освещаются только вопросы здоровья, планирования семьи, заботы о детях и бытовых проблем. Появление женщин в кадре составляют примерно 27% всех случаев, мужчин - 73%.

Значительное влияние на становление личности подростков оказывают откровенно сексуальные материалы в СМИ. Большинство детей впервые получают представление о сексуальном поведении с помощью именно СМИ, в первую очередь телевидения и Интернет, и это происходит задолго до того, как они становятся физически, социально и эмоционально зрелыми в данном смысле.

  1. Баранов, О. А. Экран становится другом [Текст] / О. А. Баранов. – М. : Просвещение, 2011. – 96 с.
  2. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность [Текст] / М. М. Бахтин. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2014. – 167 с.
  3. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская. – М. : Проспект, 2011. – 294 с.
  4. Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации [Текст] / В.М. Березин. – М. : РУНД, 2012. – 183 с.
  5. Бондаренко, Е. А. Состояние медиаобразования в мире [Текст] / Е. А. Бондаренко. – М. : Медиаобразование. – 2012. – №3. – С. 88-98.
  6. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация [Текст] / В. Ю. Борев. – М. : Наука, 2015. – 304с.
  7. Борисова, Л. Г., Социология личности [Текст] / Л. Г. Борисова, – М. : Генезис, 2013. – 427 с.
  8. Власкина, Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио [Текст] / Г. Я. Власкина. – М. : Научный мир, 2014. – 152 с.
  9. Глинская, И. Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание [Текст] / И. Ю. Глинская. – М. : Современные образовательные технологии, 2012. – 160 с.
  10. Горяева, Т. Н. Социализация молодежи [Текст] / Т. Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2015. – №2. – С. 37-44.
  11. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г. В. Грачев // Медиаобразование. – 2011. – №9. – С.51-62.
  12. Грушина, А. А. Влияние СМИ на личность подростка / А. А. Грушина, М. В. Данилова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/189/47856/ (дата обращения: 12.06.2022).
  13. Гура, В. В. Информационная культура как педагогическая цель медиаобразования в информационно-образовательной среде [Текст] / В. В. Гура. – СПб. : Инфра, 2015. – 148 с. Данилова Елена Александровна Влияние СМИ на социализацию молодежи // Наука. Общество. Государство. 2017. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-sotsializatsiyu-molodezhi (дата обращения: 12.06.2022).
  14. Домозетов, Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности [Текст] / Х. Домозетов // Философская и социологическая мысль. – 2012. – № 4. – С. 61-68.
  15. Задоркина Светлана Владимировна Роль средств массовой информации и коммуникации в формировании профессиональной социализации учащейся молодежи // Власть. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-informatsii-i-kommunikatsii-v-formirovanii-professionalnoy-sotsializatsii-uchascheysya-molodezhi (дата обращения: 12.06.2022).
  16. Зейтунян Марина Александровна Проблема социализации молодежи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-molodezhi-v-informatsionnom-obschestve-teoreticheskoe-osmyslenie (дата обращения: 12.06.2022).
  17. Зубок Ю.А. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Россия реформирующаяся. - 2017. - № 15. - С. 12-48.
  18. Караев, А. М. Социализация молодежи: методологические аспекты исследования [Текст] / А. М. Караев // Гуманитарные и социальноэкономические науки. – 2015. – №3 – С. 124-128.
  19. Карпова Маргарита Константиновна, Евдокимов Владимир Игоревич Роль сми в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи // Наука. Общество. Государство. 2019. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-transformatsii-sotsiokulturnyh-tsennostey-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 12.06.2022).
  20. Комарова, Н.С. Роль СМИ в социализации молодежи в современном обществе [Текст] / Н.С. Комарова // Вестник уральского института экономики, управления и права. – 2011. - № 1. - С. 44.
  21. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 119-115.
  22. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ (Курс лекций) / В.С. Комаровский. - Воронеж: ВГУ, 2003. - 114 с.
  23. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. Пособие / В.Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 519 с.
  24. Назаров, Б.Н. Массовая коммуникация и общество [Текст] / Б.Н. Назаров. – М.: Либроком, 2014.
  25. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т.В. Науменко. – М.: Кнорус, 2019.
  26. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 106–108.
  27. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 103–108.
  28. Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи [Текст]: дис. … к-та соц. наук / Т.С. Петченко. – Ставрополь, 2007.
  29. Рюхов, П. Телевидение для детей как средство социализации личности [Текст] / П. Рюхов. – М. : КНОРУС, 2011. – 310 с.
  30. Слонова, А. Н. Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка [Текст] / А. Н. Слонова. – М. : ЮНПРЕСС, 2014. – 210 с.
  31. Собкин В.С. Информационная среда и проблемы социализации подростков / В.С. Собкин, Ю.М. Евстегнеева //Социология и общество. Тезисы Первого Всеросс. со-циол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб. : Скифия, 2000.- С. 170-172.
  32. Шариков, А. В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников [Текст] / А. В. Шариков. – М. : Педагогика, 2014. – 138 с.
  33. Шакеева, Ч. А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи [Текст] / Ч. А. Шакеева. – М. : Педагогика, 2013. – 146 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское