ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования СМИ как фактора социализации подростков
1.1 Понятие и функции средств массовой информации
1.2 Особенности влияния СМИ на социализацию подростков
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния СМИ на социализацию подростков на примере старшей возрастной группы
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования связана с тем, что средства массовой информации играют большую роль в жизни каждого человека. Они обращаются к личности и ее социальным ролям – как к гражданину, представителю социума в целом. Содержание средств массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.
Средства массовой информации формируют представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе. О возрастающей роли печати, радио, телевидения, интернет технологиях в общественной жизни страны свидетельствуют их количественное увеличение, распространенность и доступность массовой информации.
Появление Интернета и глобального виртуального пространства обусловило возможность мгновенного распространения информации для самой широкой аудитории без территориального и финансового ограничения. Такая трансформация способствует реализации социальных функций СМИ, их способности связывать численно большие и рассредоточенные группы людей, интегрировать их в социальные общности.
Молодежь – наиболее восприимчивая к современным технологиям категория населения. Большинство современных молодых людей с трудом могут себе представить жизнь вне виртуальной среды. Постепенно Интернет в жизни людей вытесняет остальные источники информации.
С учетом этих особенностей можно сказать, что основным источником информации об окружающей действительности, о социальных экономических и политических событиях в обществе является Интернет и сетевые средства массовой информации. Являясь связью между молодым человеком и обществом, Интернет-СМИ становятся важным и при этом мало изученным агентом социализации молодежи.
В процессе нашего исследования были проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, социальной философии, социологии, журналистики и других социально-гуманитарных наук.
Проблемы, связанные с социализацией молодежи, изучали Е.П. Белинская, С.Н. Гавров, Т.Н. Горяева, Т. Емчура, В.В. Орлова, Л.К. Фортова, С. Л. Таланова.
Роль СМИ в современном обществе, функции СМИ, социальное влияние СМИ исследованы в трудах Д. Брайнта, П. Бурдье, А.А. Гаврилова, М.М. Гридчина, С.С. Гришковой, Д. А. Гуржия, Л.У. Киямовой, Л.С. Саламгереевой, Ф.Р. Хаптаева.
Методы исследования: анализ и синтез литературы,
Объект исследования - молодежь Грайворонского района как социально-демографическая группа.
Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию подростков.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования СМИ как фактора социализации подростков
1.1 Понятие и функции средств массовой информации
Средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) – это разветвленная сеть учреждений, занимающихся сбором, обработкой, распространением информации. Средства массовой информации эффективно влияют на различные общности людей, на формирование общепринятых вкусов, общественного настроения и социально-психологических установок.
В арсенале СМИ существует целая система приемов, направленных на манипуляцию мнением молодого поколения. Роль СМИ в информационно-просветительской работе в контексте освещения молодежной проблематики обусловлена сложными процессами и динамичными изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.
Поскольку эффективность влияния массмедиа на формирование поведения молодого поколения, учитывая современные условия, представляет особый объект интереса различных ученых, то необходимо изучение средств достижения этого воздействия, а также донесения с помощью масс-медиа определенных информационных сообщений к людям разных возрастов.
Средства массовой информации или как их еще называют масс-медиа, являются одним из социальных институтов, которые в той или иной степени выполняют заказ общества и отдельных социальных групп в отношении определенного воздействия на население в целом, в том числе и на отдельные возрастные и социальные категории.
«Массовая коммуникация» (англ. – Mass media) – систематическое распространение информации с помощью технических средств (через прессу, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и осуществления идеологических, политических, экономических и организационных воздействий на позицию, мнения и поведение людей.
Современного человека можно назвать «медиазависимым» в понимании его привязанности к идущей из вне информации, это, прежде всего, касается молодого поколения. Ситуация общественной нестабильности, кризисные процессы, охватывают как сферу материального, так и духовного, задают многовекторность жизненных ориентиров молодежи, обостряют проблему определения ценностного основания жизни.
Наиболее четко эта проблема определяется в подростковом и юношеском возрасте.
Системный анализ научной литературы показывает, что сегодня продолжается новый этап расширения и укрепления позиций средств массовой информации и, прежде всего, телевидения и интернета. В связи с компьютеризацией российского общества актуальной стала проблема патологического использования сети Интернет – интернетзависимость.
Как отмечает И.Ю. Глинская, зависимость от Интернета (другое название – киберадикция) распространяется в России чрезвычайно быстрыми темпами. Это объясняется тем, что по сравнению с другими видами зависимости, формирование которых продолжается в течение длительного времени, Интернет-зависимость происходит в очень короткий срок, в течение одного месяца.
Другими негативными последствиями влияния масс-медиа на социализацию молодежи, вызванных, например, влиянием сцен насилия в СМИ являются изменение в восприятии окружающего мира (он рассматривается как враждебный и страшный), восприятие насилия подростками как легитимного способа решения конфликтов, копирование насильственных шаблонов поведения, возникновение реакции десенсибилизации и тому подобное.
СМИ способствуют формированию и трансляции гендерных стереотипов. Анализ сообщений российских печатных СМИ показал, что в среднем количество упоминаний о мужчинах в 6 раз превышает количество упоминаний о женщинах. Цитируют, ссылаются, берут интервью по значащим проблемам современности в 85% случаев именно у мужчин. На национальном телевидении женщинам посвящено 20% всех сюжетов, в которых освещаются только вопросы здоровья, планирования семьи, заботы о детях и бытовых проблем. Появление женщин в кадре составляют примерно 27% всех случаев, мужчин - 73%.
Значительное влияние на становление личности подростков оказывают откровенно сексуальные материалы в СМИ. Большинство детей впервые получают представление о сексуальном поведении с помощью именно СМИ, в первую очередь телевидения и Интернет, и это происходит задолго до того, как они становятся физически, социально и эмоционально зрелыми в данном смысле.