Курсовая работа|Социология

Содержание и особенности диагностики девиантного поведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Nelada

Год: 2023 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Понятие, виды, проявления девиантного поведения

1.2. Факторы и причины девиантного поведения

1.3. Проблематика девиантного поведения в социальной работе

Вывод по главе 1

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ

2.1. Виды и уровни диагностики девиантного поведения

2.2. Возможности ранней диагностики факторов риска девиатного поведения  

2.3. Рекомендации по проведению диагностики девиатного поведения

Вывод по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Актуальность. Общество постоянно уделяет особое внимание тем людям, поведение которых отклоняется от общепринятых или официально установленных социальных норм. Все науки: религия, литература, искусство, наука, философия рассматривали и оценивали ненормальное поведение. Возникновение особого научного направления - девиантологии - подчеркнуло актуальность проблемы девиантного поведения у подростков.

Под влиянием общества, в результате педагогической пренебрежения и равнодушия взрослых, иногда, наоборот, из-за чрезмерной опеки и других сопутствующих факторов формируется девиантное поведение подростков. Ведущую предпосылку девиантного поведения специалисты определяют психологические трудности, связанные с неправильным воспитанием ребенка.

В результате недавно произошедшего в обществе общесистемного кризиса растет интерес к решению проблемы девиантного поведения, в результате чего требуется более глубокое изучение не только основ девиантного поведения (характеристик, причины, формы, диагностика, динамика), но и его глобальная профилактика всеми субъектами: врачами, психологами, учителями, социальными работниками, специалистами исправительной системы.

Проблема подростковой девиации в современном российском обществе давно вышла из узкой сферы компетенции учителей и все чаще выступает как тема политических дискуссий, как средство социального давления, как предмет повседневной заботы граждан. В то же время «ограниченно-ведомственный» подход к решению проблемы еще не преодолен, и создание новых специализированных отделов не улучшает ситуацию.

Следовательно, эта проблема юношеских отклонений не только образовательная, но и социальная. Следовательно, его необходимо изучать с точки зрения комплексного подхода и в работе субъектов системы профилактики.

До недавнего времени в России достаточно надежными считались прогностические оценки, основанные на клиническом описании психических процессов, состояний, характеристик и личности в целом. Однако этот подход, показавший достаточную надежность в отношении психически больных, оказался значительно менее продуктивным по сравнению с людьми с легкими расстройствами личности.

В такой ситуации практикующий, имеющий дело с девиантной молодежью, начинает испытывать вполне понятное замешательство. С одной стороны, «антипсихиатрическая» мода, пришедшая к нам с долгим опозданием с Запада, диктует необходимость сосредоточиться на «гуманном» социологическом подходе. С другой стороны, реальные корректирующие действия требуют ориентации на «бесчеловечный» психобиологический подход.

Конечно же, здесь нет непреодолимого противоречия. Оно «снимается» применением современных методик диагностики и коррекции девиантного поведения подростков, простых в применении и не требующих для своего использования специальной психиатрической подготовки. В этих методах заложена естественная интеграция названных подходов применительно к конкретному подростку. К сожалению, эти методики практически неизвестны в нашей стране, зато широко используются и совершенствуются во многих странах, преимущественно западных, уже на протяжении нескольких десятилетий.

Теоретические предпосылки изучения девиации лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.

На сегодняшний день изучением вопросов девиантного поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.

Объектом исследования: девиантное поведение.

Предмет исследования: содержание и особенности диагностики девиантного поведения.

Цель исследования: теоретически обосновать содержания и особенностей диагностики девиантного поведения.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятия, виды проявления девиантного поведения;
  2. Рассмотреть факторы и причины проявления девиантного поведения;
  3. Рассмотреть проблемы девиантного поведения в социальной работе;
  4. Выявить основные виды и уровни диагностики девиантного поведения;
  5. Выявить возможности ранней диагностики девиантного поведения;
  6. Дать рекомендации по проведению диагностики девиантного поведения.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.

  1. Hannah-Moffat K., Maurutto P. Youth risk//Need assessment: an overview of issues and practices. Youth Justice Policy. 2003.
  2. Schwalbe C.S. Risk assessment for juvenile justice: ameta-analysis/ZLaw Human Behavior. 2007. N 31. P. 449-462.
  3. Screening and assessing mental health and substance use disorders among youth in the juvenile justice system. A resource guide for practitioners. Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention. 2004.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]/Г.М. Андреева - М.: Просвещение, 2011, - 430 с.
  5. Барышникова Н.А. «Восхождение» -программа реабилитации так называемых «трудных» [Текст]/Н.А. Барышникова - Ростов-на- Дону: Феникс, 2011, 22 с.
  6. Белкин А.С. «Трудные» подростки [Текст]/А.С. Белкин - Воспитание школьников, 2011, 221 с.
  7. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога [Текст]/С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Воронеж: Проспект, 2015, 240с.
  8. Братусь Б.С. Аномалии личности [Текст]/Б.С. Братусь - М. Просвещение, 2012 - 301 с.
  9. Васильев В. Л. Юридическая психология [Текст]/В.Л. Васильев - М. Просвещение, 2012 - 640 с.
  10. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних/по материалам США и Великобритании [Текст]/Д.В. Волков - СПб.: Речь, 2014, 190 с.
  11. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности детей и подростков [Текст]/ Б.З. Вульфов, Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина, Е.В. Селезнева - М.: Сфера, 2011, 144 с.
  12. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям [Текст]/Е.А. Горшкова - Спб.: Речь, 2013, 47с.
  13. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения [Текст]/Е.В. Змановская, 2014, 288с.
  14. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция [Текст]/М.В. Зотов - М.: Сфера, 2015, 144с.
  15. Клейберг Ю.А. Девиантология [Текст]/Ю..А. Клейберг - М. Просвещение, 2011, 412с.
  16. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами сопровождения учебно-воспитательного процесса [Текст]/Ю.А. Клейберг - М.: Сфера, 2013, 198 с.
  17. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения [Текст]/С.В. Косарецкая, С.Г. Косарецкий, Н.Ю. Синягина - М. Просвещение, 2011, 400 с.
  18. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков [Текст]/А.Е. Личко - М.: Сфера, 2013, 244 с.
  19. Макаренко А.С. О воспитании молодежи [Текст]/А.С. Макаренко - СПб.: Питер, 2014, 421 с.
  20. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних [Текст]/Н.Ю. Максимова - СПб.: Речь, 2013, 384 с.
  21. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста [Текст]/И.Г. Малкина-Пых - М.: Сфера, 2014, 387 с.
  22. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]/В.Д. Менделевич - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, 432 с.
  23. Мизина Н.Н. Осуществления психологической поддержки родителей и подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога [Текст]/Н.Н. Мизина - СПб.: Речь, 2012, 37 с.
  24. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе [Текст]/Т.Ю. Райфшнайдер - М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2014, 108с.
  25. Раттер М. Помощь трудным детям [Текст]/М.Раттер - СПб.: Питер, 2014, 550 с.
  26. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей в работе психологических служб [Текст]/В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов - Вопросы психологии, 2011, №4, с. 91-105
  27. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам в обучении [Текст]/ Н.П. Слободяник - М.: Айрис-пресс, 256 с.
  28. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток: движение в зону риска [Текст]/В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова - М.: ЮНЕСКО, 2013, 120 с.
  29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей [Текст]/В.Г. Степанов - М.: Академия, 2012, 320 с.
  30. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика [Текст]/Н.А. Уманов - 2014. - № 6, с. 37-42.
  31. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие [Текст]/Т.А. Шилова - М.: Айрис-пресс, 2015, 112 с.
  32. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие [Текст]/Т.А.Шилова - М., 2014, 176 с.
  33. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст]/Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская - СПб.: Речь, 2015, 260 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское