ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Понятие, виды, проявления девиантного поведения
1.2. Факторы и причины девиантного поведения
1.3. Проблематика девиантного поведения в социальной работе
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ
2.1. Виды и уровни диагностики девиантного поведения
2.2. Возможности ранней диагностики факторов риска девиатного поведения
2.3. Рекомендации по проведению диагностики девиатного поведения
Вывод по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность. Общество постоянно уделяет особое внимание тем людям, поведение которых отклоняется от общепринятых или официально установленных социальных норм. Все науки: религия, литература, искусство, наука, философия рассматривали и оценивали ненормальное поведение. Возникновение особого научного направления - девиантологии - подчеркнуло актуальность проблемы девиантного поведения у подростков.
Под влиянием общества, в результате педагогической пренебрежения и равнодушия взрослых, иногда, наоборот, из-за чрезмерной опеки и других сопутствующих факторов формируется девиантное поведение подростков. Ведущую предпосылку девиантного поведения специалисты определяют психологические трудности, связанные с неправильным воспитанием ребенка.
В результате недавно произошедшего в обществе общесистемного кризиса растет интерес к решению проблемы девиантного поведения, в результате чего требуется более глубокое изучение не только основ девиантного поведения (характеристик, причины, формы, диагностика, динамика), но и его глобальная профилактика всеми субъектами: врачами, психологами, учителями, социальными работниками, специалистами исправительной системы.
Проблема подростковой девиации в современном российском обществе давно вышла из узкой сферы компетенции учителей и все чаще выступает как тема политических дискуссий, как средство социального давления, как предмет повседневной заботы граждан. В то же время «ограниченно-ведомственный» подход к решению проблемы еще не преодолен, и создание новых специализированных отделов не улучшает ситуацию.
Следовательно, эта проблема юношеских отклонений не только образовательная, но и социальная. Следовательно, его необходимо изучать с точки зрения комплексного подхода и в работе субъектов системы профилактики.
До недавнего времени в России достаточно надежными считались прогностические оценки, основанные на клиническом описании психических процессов, состояний, характеристик и личности в целом. Однако этот подход, показавший достаточную надежность в отношении психически больных, оказался значительно менее продуктивным по сравнению с людьми с легкими расстройствами личности.
В такой ситуации практикующий, имеющий дело с девиантной молодежью, начинает испытывать вполне понятное замешательство. С одной стороны, «антипсихиатрическая» мода, пришедшая к нам с долгим опозданием с Запада, диктует необходимость сосредоточиться на «гуманном» социологическом подходе. С другой стороны, реальные корректирующие действия требуют ориентации на «бесчеловечный» психобиологический подход.
Конечно же, здесь нет непреодолимого противоречия. Оно «снимается» применением современных методик диагностики и коррекции девиантного поведения подростков, простых в применении и не требующих для своего использования специальной психиатрической подготовки. В этих методах заложена естественная интеграция названных подходов применительно к конкретному подростку. К сожалению, эти методики практически неизвестны в нашей стране, зато широко используются и совершенствуются во многих странах, преимущественно западных, уже на протяжении нескольких десятилетий.
Теоретические предпосылки изучения девиации лежат в основе исследований выдающихся ученых: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.
На сегодняшний день изучением вопросов девиантного поведения занимаются исследователи различных областей науки: С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, Б.Н. Алмазов, Н.А. Закатова, Р.В. Овчарова и многие другие.
Объектом исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: содержание и особенности диагностики девиантного поведения.
Цель исследования: теоретически обосновать содержания и особенностей диагностики девиантного поведения.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- Рассмотреть понятия, виды проявления девиантного поведения;
- Рассмотреть факторы и причины проявления девиантного поведения;
- Рассмотреть проблемы девиантного поведения в социальной работе;
- Выявить основные виды и уровни диагностики девиантного поведения;
- Выявить возможности ранней диагностики девиантного поведения;
- Дать рекомендации по проведению диагностики девиантного поведения.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.